На Netflix вышел музыкальный байопик «Маэстро» великого композитора Леонарда Бернстайна. После успешного дебюта «Звезда родилась» Брэдли Купер снова снимает кино о муках творца и брачном союзе, оставляет в кадре себя любимого, а Леди Гагу меняет на Кэрри Маллиган. Станислав Зельвенский — о том, почему режиссеру с синдромом отличника стоит немного заземлиться.
Станислав Зельвенский
Критик Кинопоиска
Материал не предназначен для читателей младше 18 лет.
В 1943 году 25-летнего Леонарда Бернстайна (Брэдли Купер) срочно вытаскивают на сцену Карнеги-холла подменить заболевшего дирижера Нью-Йоркского филармонического оркестра. Бернстайн просыпается знаменитым, вскоре о нем говорят как о первом, в перспективе великом американском дирижере. Через пару лет уже в статусе суперзвезды он знакомится с Фелицией Монтеалегре (Кэри Маллиган), начинающей театральной и телевизионной актрисой из Чили. Они очарованы друг другом, и их нежные отношения в конце концов перерастают в брак. При этом секрет Полишинеля среди знакомых Бернстайна заключается в том, что Ленни — гей.
Второй режиссерский опыт Брэдли Купера после надрывной кантри-баллады «Звезда родилась» вернул его в мир музыки и разбитых сердец. И вновь это в высшей степени престижный проект: среди продюсеров — Стивен Спилберг и Мартин Скорсезе, сценарий вместе с режиссером написал Джош Сингер («В центре внимания»). Netflix с помощью «Маэстро» будет штурмовать вечно ускользающий в главной номинации «Оскар», и если большие победы выглядят маловероятными, то всевозможные шорт-листы картине Купера обеспечены. Нелепый скандал с будто бы антисемитским накладным носом должен сойти на нет — это последнее, о чем думаешь после фильма.
«Маэстро» в меньшей степени посвящен творческим достижениям Бернстайна, многие из которых просто перечислены скороговоркой, и в куда большей — его интенсивным внутренним противоречиям. Судя по фильму, музыканта всю жизнь преследовало почти шизофреническое раздвоение личности: композитор и дирижер, исполнитель классики и сочинитель мюзиклов, шоумен-экстраверт и депрессивный одиночка, преданный муж и ветреный любовник, вынужденный довольно неуклюже скрывать свои сексуальные предпочтения.
В центре фильма — странный, по-своему страстный союз с Фелицией; его трагическое окончание анонсировано в первой же сцене, хотя объявление едва ли подготовит зрителя к тяжелому финальному отрезку. В этом романе даже в лучшие годы дружбы было, кажется, больше, чем так называемой любви, но кто измерит, где кончается первая и начинается вторая? У Бернстайнов было трое детей (старшую играет Майя Хоук), при этом интимная жизнь дирижера была наполнена ложью, и ответственность за нее Купер возлагает не только на общественную гомофобию, но и на сложный характер героя, который вечно разрывался между отчаянной необходимостью всем нравиться, быть любимым и своими глубоко спрятанными демонами.
Несмотря на умную, чуть щегольскую, как часто бывает у вставших за камеру артистов, режиссуру и актерский высший пилотаж (Купер прямо светится из-под грима, Маллиган играет экономно и точно), «Маэстро» определенно чего-то не хватает — какой-то авторской воли, которая позволяет, скажем, куперовским продюсерам собирать большие истории в великие фильмы. Это в том числе знание, где остановиться, что сократить, на чем сконцентрироваться. Купер же колотит по больным местам, хочет всего и сразу, злоупотребляет мелодраматическими эффектами — амбициозного автора, словом, заносит, как нередко его персонажа, и в конце концов зритель этого концерта рискует обнаружить себя дежурно аплодирующим онемевшими конечностями.