Кинопоиск подводит итоги очередного российского сериального сезона. По нашей просьбе автор канала «Культовые русские сериалы» Иван Ковальчук пересмотрел все, что выходило этой осенью, и составил масштабный гид, который поможет не упустить ничего важного из российских проектов.
В подборке 27 сериалов, которые выходили осенью 2023 года. Для вашего удобства мы разделили их на восемь тематических блоков. Цель этой подборки — помочь зрителям сориентироваться в многообразии российских шоу.
Все 27 сериалов в алфавитном порядке
«Госпожа» «Ира» «Кибердеревня» «Крутая перемена» «Лада Голд» «Ласт квест»
«Объяснялкины» «Отмороженные» «Папины дочки. Новые» «Плакса» «Политех» «Саша против!»
«Секс. До и после» «Слово пацана» «Такси под прикрытием» «Теория больших денег» «Трепачи»
«Убить Риту» «Уголь» «ФК «Родина“» «Цербер» «Цикады» «Черное облако»
Если карточка сериала черная, значит, он доступен в вашей подписке.
Поименно
Этой осенью российские сериалы называли человеческими именами. Рассказываем, что скрывают Ира, Рита, Саша и Галя.
«Ира»
Okko
Саркастичная сотрудница МФЦ Ира готовится к материнству, вязнет в семейных проблемах и выясняет, кто отец ее ребенка — душный сценарист Сергей (Григорий Калинин) или придурковатый коллега Феликс (Иван Купреенко).
Так выглядит наш ответ «Дряни», и это не попытка выдать желаемое за действительное, а официальная характеристика от Okko. На месте Фиби Уоллер-Бридж — актриса Ингрид Олеринская, от британского первоисточника — обращения героини в камеру, посиделки на унитазе и юмор на грани фола. Правда, автор «Иры», в отличие от «Дряни», — мужчина, сценарист и режиссер Алим Бесчоков.
Здесь и начинаются проблемы сериала. Вместо откровенного женского разговора со зрителями драмеди транслирует вторичные инсайты о том, что месячные — открытое кровотечение, во время беременности повышается либидо, а позвонить бывшему можно, выпив вина. Кажется, что Бесчоков создал героиню на основе тем с женского форума и насытил сериал дерзостями ради дерзостей. Но сказать что-то оригинальное от лица Иры у Бесчокова не получилось.
«Галя, у нас отмена»
СТС
Кадеты, повара, учителя, пилоты, волейболистки и психологини — что объединяет этих людей? Все они были героями сериалов от СТС. Этой осенью список пополнили работники гипермаркета. Сценарные ходы, впрочем, остались прежними: «Галя, у нас отмена!», как и великая «Кухня», начинается с трудоустройства нового сотрудника. Там был провинциальный повар Макс в исполнении Марка Богатырёва, здесь — находчивый экс-бармен Фил (Артём Кошман).
Никакой Гали, кстати, в сериале нет. Зато есть локация в виде огромного гипермаркета, харизматичные боссы в лице Максима Лагашкина и Настасьи Самбурской и гэги-узнавалки на все случаи жизни. Создатели обшутили и магазинные лотереи, и просрочку, и даже роботов-консультантов. Подход сложно назвать новаторским, но при желании из магазинного антуража можно спокойно выжать два-три сезона. В конце концов, у американцев был свой долгоиграющий «Супермаркет». Чем мы хуже?
«Убить Риту»
Premier
Чтобы заработать, учительница химии Рита (Евгения Борзых) берет халтуру: используя свои знания в химикатах, она отмывает место преступления (гигантский особняк!) и попадает в эпицентр криминальных разборок. Ликвидировать Риту хотят все — от мафиози по кличке Логопед (Алексей Агранович) до отбитого бандита Вальтера (Александр Мизёв). Учитывая темный бэкграунд героини (не такая уж она простая химичка!), скрываться от проблем ей приходится в два раза быстрее.
Режиссер Мария Агранович вдохновлялась Гаем Ричи и Квентином Тарантино, отсюда отсылка к «Убить Билла» в названии. При этом персонажей триллера легко представить и в играх серии GTA: они настолько же дерзкие и комиксовые. Яхты, радиоуправляемые тачки и строчка «Мама-ама криминал» в исполнении певицы Аники подчеркивают близость сериала к великой игровой франшизе. Несмотря на это, назвать «Убить Риту» однозначным хитом не получается: за шикарной первой половиной проекта следует не самая убедительная вторая.
«Саша против!»
Premier
Школьница Саша (Анна Потебня) живет с мамой, мечтает о карьере боксера и лупит грушу в перерывах между тренировками. Налаженный быт рушится, когда в квартирку въезжают два казаха — мамин ухажер и его сын, 17-летний рэпер Мамажан (Алихан Нуржауов). Подружиться с новыми соседями не удается, и Саша с Мамажаном начинают пакостить друг другу.
Онлайн-кинотеатр Premier называл сериал Анны Зайцевой первым подростковым драмеди о межнациональных отношениях. Звучит эпично, но на месте Мамажана мог оказаться и условный Ваня — такая рокировка едва ли изменила бы как ход событий, так и по дефолту презрительное отношение девочки к сводному брату. От среднестатистического сериала о трудных подростках (а их уже слишком много) «Саша против!» отличается разве что нетипичными увлечениями героини и совсем уж бумерским отношением к рэпу на русском. Песни Мамажана и строчка «Груди как люди. Трясутся как пудинг» заставляют вспоминать хип-хоп-потуги Ромы Букина из «Счастливы вместе». А ведь это главный хайлайт бледноватого сериала Premier.
Трудные подростки
Тяжелые будни подростков продолжают интересовать российских шоураннеров. За последние три месяца режим выживания включала не только спортсменка из «Саши против!»», но и тинейджеры 1980-х, выпускники элитной школы и даже дочь Сергея Жукова.
«Плакса»
Wink
15-летняя Маша (Ника Жукова) учится в американской спецшколе в Москве, играет на электрогитаре, цитирует Курта Кобейна и перепевает «Руки Вверх!». Но безмятежной московской жизни приходит конец: из-за санкций отец девочки лишился работы, и некогда успешная семья переезжает к теще в прибрежный городок Новоморск. Там Маша становится жертвой буллинга: будущую рок-звезду донимают гоповатые одноклассники во главе с малолетней рэпершей (Диана Енакаева). Схема проста: сначала отбираем телефон, затем топим в бассейне.
«Плакса» — второй сериал Сергея Жукова и «Руки Вверх Продакшн», добравшийся до стримингов (первым был комедийный «Евгенич»). Но храбрости начинающему кинопродюсеру не занимать, раз он отдал главную роль дочери Нике.
Получились «Ранетки», опоздавшие на 14 лет. Сценарий и диалоги пропитаны штампами, а персонажей вырезали из третьесортных американских сериалов, чтобы влепить в вымышленный захолустный Новоморск. Сколько бы Ника Жукова ни рыдала, слезами этой «Плаксе» все равно не поможешь.
«Цикады»
Кинопоиск
Вечеринка выпускников элитной школы оборачивается трагедией. Следователь Толбоев (Артём Быстров) допрашивает вчерашних одиннадцатиклассников и пытается выявить виновного. Детективную драму про подростков снял Евгений Стычкин. В ней есть место подростковым интрижкам, первому сексу и конфликтам отцов и детей, при этом большая часть сюжета разворачивается в прошлом.
Удержать зрителей у экранов помогает ощущение надвигающейся беды, о которой главные герои даже не подозревают. Стычкину остается лишь намекать на возможных преступников и демонстрировать ружье, которое, конечно же, выстрелит. Этого вполне хватает, чтобы наблюдения за философствующими подростками и Александром Палем в роли похотливого биолога оказались захватывающими.
«Слово пацана»
Wink, Start
Современные школьники сравнивают себя с цикадами, а подросткам конца 1980-х не до метафор. Они сбиваются в банды, сражаются за асфальт и унижают чушпанов — тех, кто не относится к какой-либо группировке. Главный герой — восьмиклассник Андрей (Леон Кемстач), сменивший чушпанский образ жизни и пионерский галстук на пацанские понятия и шапочку с помпоном. Интрига: доживет ли Андрей до девятого класса или парнишку, как и его новых товарищей, проглотит неблагополучная среда?
Второй исход вероятен: пацаны быстро звереют, из Афгана возвращается местный авторитет по кличке Адидас (Иван Янковский), и уже к третьему эпизоду драма Жоры Крыжовникова превращается в жестокий боевик. Режиссер при этом не спешит романтизировать гопников. Скорее, наоборот, сочувствует их родителям и подчеркивает тщетность пацанских движух слезами, кровью и посиделками у морга. «Слово пацана» нагоняет жути не хуже хоррора, но прятаться под одеяло некогда: история затягивает не по-детски, а проходных сцен, как и времени на передышку, не предусмотрено.
Звонок для учителя
Верные спутники подростков — учителя. О них этой осенью говорили не меньше, чем о детской жестокости. Бесстрашные преподаватели сражались с мафией, работали на зоне и превращали унылое ПТУ в шикарный колледж.
«Крутая перемена»
Start
Больше, чем школу, российские шоураннеры любят только тюрьму. Но что будет, если скрестить два, казалось бы, далеких друг от друга тренда? На этот вопрос отвечает режиссер Карен Оганесян, который без особых проблем снимает как комедии, так и триллеры вроде «Игры на выживание». В качестве связующего звена выступает московский стартапер Андрей (Никита Ефремов). Он возвращается в родной Арзамас, чтобы преподавать литературу и школьникам, и заключенным из ближайшей колонии, в которой сидит его отец (Игорь Черневич).
Драмеди об увлеченном и явно достойном учителе наполнено символами. Премьерный эпизод «Крутой перемены» вышел 1 сентября, каждая серия носит название литературного произведения, а батя главного героя сидит за убийство по неосторожности. Арестанты не без интереса обсуждают «Горе от ума», а вместо едкой сатиры или скандальных сравнений зрителям представили душевную историю запутавшегося, но все же обаятельного человека, вернувшегося на родину.
«Теория больших денег»
«Иви»
Гениальный математик Михаил Нефедов (Илья Маланин) узнает, что его сыну необходимо дорогостоящее лечение. Чтобы добыть нужную сумму, он делает идеальную ставку на футбольный матч, но все равно проигрывает. Так начинается неравный бой университетского препода и подпольных букмекеров за справедливость и большой куш.
Название сериала не зря отсылает к «Теории большого взрыва»: Нефедов — такой же нёрд, как и Шелдон Купер, да еще и с расстройством аутистического спектра в медкарте. Страдать герою, впрочем, не приходится: в легковесной драме от «Иви» его диагноз выражается отсутствием эмоций, потрясающим интеллектом и умением думать на несколько шагов вперед.
Собственно, сам Нефедов — главный повод включать «Теорию больших денег». Сценарий незамысловат, а другие персонажи, от злых букмекеров до кучки студентов — всего лишь статисты, подчеркивающие гениальность экранного препода. Получился заурядный сериал с незаурядным героем — математический парадокс, не иначе.
«Политех»
Wink, more.tv
Столичная айтишница (Анна Глаубэ) ошибается на работе и получает жесткий выговор. Чтобы избежать увольнения, ей нужно отправиться в родной Егорьевск, стать директором одного из худших колледжей страны и поднять его рейтинг. Сделать это практически нереально, ведь местные подростки давно забили на учебу, а учителя, мягко говоря, не тянут.
Пять лет назад в похожую камеди-ссылку отправляли Виктора Сычёва — героя Фёдора Бондарчука из сериала «Год культуры». Но «Политех» идет дальше и развивает еще одну линию — с начинающим киберспортсменом (Александр Новиков), который поступает в паршивый колледж, чтобы сосредоточиться на гейминге. Суть, впрочем, не меняется: перед нами еще одна комедия, где столичное сливается с провинциальным. В этот раз даже мило и моментами забавно, но рассчитывать на свежесть, сами понимаете, не приходится.
Странные семьи
Мы встречаем их в магазинах и на улицах, в поездах и самолетах. Или нет? Российские онлайн-кинотеатры продолжают изучать разные типы неконвенциональных семей.
«Папины дочки. Новые»
Start
Грандиозное возвращение «Папиных дочек». Правда, теперь в центре сюжета оказывается семейка Веника Васильева (Филипп Бледный), а Васнецовы лишь помогают главному герою воспитывать четырех дочерей после внезапного ухода жены.
На первый взгляд, у перезапуска нет серьезных проблем: юные актрисы почти не раздражают, а появление повзрослевшей Пуговки (Екатерина Старшова) или ничуть не поумневшей Маши (Мирослава Карпович) даже вызывает приступ ностальгии. Но в рамках современного ситкома сюжет об отце-одиночке, не справляющемся с квартетом дочерей, уже не кажется уморительным. Когда Веник (смеха ради) теряет работу, лишается финансовой подушки и обжигает руку кипятком, его хочется обнять и пожалеть. Оно и понятно: зрители оригинального сериала выросли и теперь ассоциируют себя не с дочками, а с папой.
«Объяснялкины»
Кинопоиск
Анимационная семейка снимает шоу для вымышленного онлайн-кинотеатра, общается со зрителями и объясняет термины и явления. При этом у героев нет имен, а по контракту со стримингом они не могут умирать. Это касается не только средневозрастных Мамули и Батька, но и вечно спящей Бабули с сумасшедшим Дедом.
В начале сезона мультситком был доверху набит поп-культурными отсылками: пародии на российские телешоу вроде «Беременна в 16» и сравнения Квентина Тарантино с Гаем Ричи немного отвлекали от сюжета. Передышка настала с четвертым эпизодом, когда создатели сериала, блогеры Егор Лоскутов и Дима Сыендук, нашли баланс и снизили темп. Тогда же, сбросив оковы персонажей-функций, ведущих зрителей от одной отсылки к другой, заметно преобразились и сами Объяснялкины. Они оказались душевной семейкой, заслуживающей право если не на бессмертие, то как минимум еще на один сезон.
«Уголь»
Кинопоиск, «Иви»
Вымышленный город Углегорск стоит на двух китах — угольной промышленности и бандитизме. Там же обитает семья Журавлевых, династия горняков. Женщины трудятся на комбинате, а мужики пашут в шахте, периодически погибают, но не спешат покидать родной городок. О том, как честная семья тружеников выживает в криминальном аду, и рассказывает «Уголь». Да еще и делает это в двух временных отрезках — сначала в 1990-х, а затем в 2010-х.
Страшно представить, но сериал снимали летом 2016-го. С тех пор драма Владимира Котта пылилась в кабинете Константина Эрнста вместе с «Актером», «Русалками» и еще кучей проектов. Добраться до спасения в виде стриминг-сервисов удалось лишь в ноябре 2023-го, но путь был слишком долгим. Сейчас история простой семьи, живущей в непростых условиях, кажется совсем уж безыскусной и наивной. Дело немного спасает молодой, зеленый и с баяном в руках Юра Борисов.
Яркие дуэты
Фермер с говорящим роботом, госпожа и мазохист, Глеб Калюжный и Юрий Стоянов — они развлекали нас целую осень и заслужили отдельный блок.
«Бедные Абрамовичи»
Start
В московского еврея попадает молния. Вместе с героем пострадали и его взгляды: раньше Боря Абрамович (Гера Сандлер) ел свинину и не посещал синагогу, а теперь стремится стать ортодоксальным евреем. Учить грешника уму-разуму будет старик Хаим (Семён Стругачёв) — дух предка и по совместительству посттравматическая галлюцинация Бориса.
13-серийный анекдот режиссера Ильи Фарфеля мог оказаться среди проектов о странных семейках: близким родственникам Бори, особенно сыну Давиду (Денис Котов), здесь уделяют не меньше внимания, чем главному герою. Но мотором сериала остается дуэт вечно препирающихся Геры Сандлера и Семёна Стругачёва. Без него «Бедные Абрамовичи» не сильно отличались бы от сотни других семейных ситкомов. А так получился учебник еврейского фольклора для самых маленьких, да еще и с полезным словарем в конце каждого эпизода. Можно узнать, например, что такое поц, шмок и бохер.
«Кибердеревня»
Кинопоиск
Фермер Николай (Сергей Чихачёв) живет на Марсе вместе с семьей и ведет роботизированное хозяйство. Оно и понятно: на дворе 2100 год, в огороде растут фрактальные кукумберы, а галактику бороздят эржэдэшные поезда. Главный герой еще прокатится на одном из них. Ему нужно доставить на Землю своего врага — бизнесмена Барагозина, застрявшего в теле робота-уборщика. Иначе о спокойной жизни на Марсе можно не мечтать: корпорация «Ижевск Дайнемикс» планирует выжить семью с планеты и построить на месте фермы Николая гигантский завод.
Футуристичное роуд-муви, созданное на основе роликов с YouTube-канала birchpunk, рифмует хтоническое с космическим и комическим. Сатурн превращается в Сатурнск, где на рынке продают механические протезы, планета Церера уже сто лет под санкциями, а в промышленном городке Плутонске бастуют против роботов, отнимающих работу у трудового народа. В центре сюжета — почти частушечный дуэт фермера в тельняшке и робота с голосом Сергея Бурунова, а за тривиальным конфликтом коммерса и деревенщины постепенно проявляется драма более глубокая и вселенских масштабов. Плюс рассматривать локации на предмет отсылок к «Звездным войнам», «Белому солнцу пустыни» и еще миллиону киноклассики не менее интересно, чем следить за приключениями андроида и человека.
«Трепачи»
Premier
Амбициозный стендапер (Глеб Калюжный) приезжает в Москву и чудесным образом снимает комнату у советского сатирика (Юрий Стоянов). Тот давно не выходил на сцену, но все равно считает, что современный юмор безнадежен, а артисты не должны выступать в тесных барах. Героям предстоит сделать друг друга лучше, а зрителю — принять неизбежное: Кинокомпания братьев Андреасян добралась до конфликта юмористических поколений и сняла российскую версию американских «Хитростей». Разве что-то может пойти не так?
Удивительно, но сериалу с комиками в центре сюжета отчаянно не хватает шуток. Действия героев предсказуемы, а проверенный «Вампирами средней полосы» дуэт Калюжного и Стоянова портит беззубый сценарий. Вместо комедии о смешных людях получаем историю зумера и пенсионера, которые сошлись только ради слезливого хеппи-энда. Что было до него, никого, кажется, не волновало.
«Госпожа»
«Иви»
Кажется, дуэта псевдосадистки (Евгения Громова) и трушного мазохиста (Никита Ефремов) в российских сериалах еще не было. Что будет, если совестливая девушка из благотворительного фонда погрязнет в долгах и устроится работать БДСМ-госпожой? Как показывает драмеди от Юлии Трофимовой, жизнь начнет налаживаться. Политик с лицом Никиты Ефремова станет преданным клиентом, новая коллега (Сабина Ахмедова) поможет принять и полюбить себя, детская травма исцелится, а коллекторы отстанут от пьющей матери (Ольга Тумайкина). Целиком провинциальная хтонь, конечно, не испарится: в квартире, как и прежде, будет появляться мамина водка, а одну из протеже (Елена Николаева) продолжит избивать алкаш-уголовник (Павел Ворожцов). Но станет значительно легче.
Однако пикантные детали — всего лишь маска. Сними ее — и получим легкую мелодраму о самоуважении и внутренней свободе, очередную историю, которая должна вдохновлять, но из-за перенасыщения подобными проектами совершенно не цепляет. Короткие эпизоды-огрызки и бессовестный открытый финал делают и без того средний сериал еще менее содержательным.
Mama, I’m a Criminal
Проектов про криминал и бандитов в российском сериалостроении много. Выбрали лучшие.
«Отмороженные»
more.tv
Четыре бандита в конце 1990-х приезжают выбивать из должника деньги, но случайно попадают в криокамеру и оказываются в 2022 году. Фил, Чак, Вжик и Масса не сразу понимают, что за это время Москва радикально изменилась. Им предстоит заново познакомиться с родственниками, отомстить обидчику в лице бывшего босса (Ян Цапник) и пересобрать давно разрушенные отношения. Но главная цель — напомнить зрителям, как похорошела Москва.
Другого объяснения столь необязательному путешествию во времени пока нет. Молодые гангстеры в лице Влада Коноплёва, Ярослава Заргарова и Савелия Наумова только и делают, что удивляются существованию смартфонов, доставщиков, планшетов, соцсетей и спорткаров. Нечто подобное мы видим каждый раз, когда в комедиях появляются бумеры или провинциалы, поэтому юмор «Отмороженных» может показаться несвежим.
«Лада Голд»
«Иви»
Краше всего брутальные бандиты из девяностых смотрятся на фоне лузеров-миллениалов из двадцатых. Судите сами: 30 лет назад мафиози по кличке Мидас (Павел Прилучный) бодался с бесстрашным сыщиком Огурцовым (Иван Фоминов), а теперь их внуки, тепличные парни Артур (Роман Евдокимов) и Паша (Эльдар Калимулин), пытаются сбежать из России на «Ладе», сделанной из золота, которое Мидас украл у подельников. Правда, свалить по-быстрому не получится. О золотой тачке мечтают харизматичный беспредельщик Шамрай (Даниил Воробьёв) и еще пачка постаревших гангстеров из VHS-эпохи.
Сценаристы Егор Чичканов и Никита Власов (последний еще и режиссер проекта) сделали все, чтобы от поездки на ВАЗ-21043 кружилась голова. «Лада Голд» — это и гонки под уже неактуальный (но все еще народный) «Баклажан» рэпера Тимати, и бесноватый Даниил Воробьёв с ракетницей в руках, и настоящий истерн, развернувшийся на границе с Казахстаном. Бандитам из 1990-х уже надоело икать от бесконечных упоминаний в российских сериалах, но в этот раз ребят потревожили не зря.
«ФК «Родина“»
more.tv
Спортивно-криминальное драмеди. Футболисты из приамурской «Родины» пытаются спасти родной клуб от банкротства, связываются с криминальным авторитетом по кличке Краб и перевозят женьшень через российско-китайскую границу. Разумеется, их ждут крах и опасные погони. Казалось бы, вот он, дальневосточный колорит, выстроенный режиссером Иваном Плечевым. Что вам еще нужно?
Как и в любой команде из спортивных сериалов, здесь есть ветеран спорта Рой Кент из «Теда Лассо» (Игорь Хрипунов), патриот, который не хочет покидать родной городок (Роман Евдокимов), и недалекий красавчик (Максим Белбородов). Смотришь на этих парней и ждешь, когда же наконец покажут китайцев с усишками или, например, березки. И те и другие гораздо ярче местных спортсменов.
Два в одном
Актеры Дарья Мороз и Пётр Фёдоров смешали и взболтали коктейль из двух профессий: они не только снимают сериалы, но и снимаются в них. Как итог — октябрь начался с секс-альманаха, а ноябрь — с бэд-трипа.
«Ласт квест»
Okko
История офисного клерка Олега и одной неудачной поездки за наркотиками. Главный герой, русский Джон Уик в дешевом костюме, хватает чужую закладку и получает мгновенный ответ: суровые драгдилеры похищают его сына. Чтобы вернуть ребенка, Олегу нужно отдать бандитам наркотики, но сделать это не так-то просто. Стечение обстоятельств буквально вынуждает нормиса брать в руки гвоздомет.
В 2019-м актер Пётр Фёдоров показывал короткометражку Last Quest, а спустя четыре года безумный мини-триллер вырос в девятисерийник с потрясающим визуалом. Питерский риелтор в исполнении все того же Фёдорова (он здесь и режиссер, и сценарист, и монтажер, и композитор, и исполнитель главной роли!) бегает по гигантским человейникам, чтобы исправить, казалось бы, фатальную ошибку. В этот момент «Ласт квест» превращается в адский (а иногда и абсурдный) бэд-трип, из которого сложно, да и не хочется выбираться.
«Секс. До и после»
Okko
Актриса Дарья Мороз дебютировала в режиссуре, как и положено, с антологией о сексе. Вернее, о том, что происходит до и после него. Получилось 14 новелл, объединенных общей локацией — рестораном, где напиваются/знакомятся/флиртуют (подставьте нужное слово) буквально все, от феминистки (Марина Александрова) до пикапера (Сергей Горошко).
Картинка сочная, актеры звездные, но «Секс. До и после» все равно напоминает русскую рулетку. Можно нарваться на сильнодействующее снотворное в виде новеллы «Молочные братья» или получить сборник убогих каламбуров от Олега Гааса (в серии под названием «Веганство»), а можно проследить за милым знакомством стендапера (Григорий Калинин) и девушки с протезом (Анна Снаткина). Одно можно сказать точно: сокращение альманаха в полтора, а то и в два раза сделало бы его лучше.
Полицейские будни
Сериалов о полиции много не бывает — это вечный девиз российских онлайн-кинотеатров. Что за окном — осень, зима или лето, — не так уж важно. Экранным копам некогда отдыхать.
«Такси под прикрытием»
Кинопоиск, «Иви»
Питерский оперативник Лёша (Дмитрий Власкин) становится участником экспериментальной программы «Такси под прикрытием». Теперь он вынужден патрулировать улицы на тюнингованной Kia K5 и выдавать себя за обычного водителя. Но вместе с новым амплуа приходят и жуткие проблемы: загадочный злодей убивает родителей главного героя.
Отец и мать мертвы, в распоряжении есть чудо-машина, а сам Лёша с легкостью ловит как маньяков, так и наркодилеров. С интуицией, дедукцией и боевыми навыками тоже нет проблем — иногда кажется, что Первый канал лепил из Алексея по меньшей мере российского Бэтмена. Жаль только, что враги таксиста категорически не хотят думать, а мини-расследования совсем уж примитивны. Для вертикального сериала, пусть и динамичного, это серьезный изъян.
«Волшебный участок»
Okko
Главный герой «Волшебного участка» — вышедший из запоя полицейский Лёша Попов (Николай Наумов) — ловит не обычных преступников, а персонажей русского фольклора, от леших и русала до психически нестабильного Змея Горыныча (Павел Деревянко). При этом сказочные бандиты тонко чувствуют законы современности: работают в вебкаме и сбиваются в ОПГ, но от тюрьмы не зарекаются.
Сказочный тренд добрался до онлайн-кинотеатров еще в 2021-м, когда на more.tv появились «Сказки Пушкина. Для взрослых» с рэпером OG Buda в роли королевича Елисея. Но грамотно объединить реальность и условную Бабу-ягу получилось лишь спустя два года. Фольклорные злодеи из «Волшебного участка» не только не раздражают, но и (вместе с заснеженными городскими пейзажами) дарят полицейскому процедуралу празднично-новогодний вайб.
«Цербер»
Premier
Петербург 1826-го. Тучный следователь Лавр Петрович борется с одышкой и ищет загадочного киллера. Убийца потрошит только тех дворян и офицеров, кто доносил на мятежников-декабристов. При этом на местах преступлений неизменно остаются бумажки со строчками из стихотворения Пушкина. Следующая жертва — секретный агент Александр Бошняк (брутальный Сергей Марин), которому удалось вырваться из лап преступника и начать на него собственную охоту.
Создатели сериала не прячут злодея, да и настроение «Цербера» считывается с первых секунд, едва в титрах появляется логотип телеканала НТВ. Костюмный детектив академичен, холоден и угрюм, а персонажи общаются на книжном русском, разбавляя речь многозначительными паузами. Погружать зрителя в театральную духоту призваны звездные актеры — от Евгения Цыганова, сыгравшего усатого (и уставшего) графа Витте, до Тимофея Трибунцева в роли следователя. Пластический грим последнего — единственное, что вызывает хоть какой-то вау-эффект.
«Черное облако»
Okko
Девочка Оля (Мария Мацель) приходит к психологу и рассказывает, что терпеть не может все свое окружение, начиная с отца и заканчивая престарелой преподавательницей. Слова материализуются, и все враги Оли гибнут при загадочных обстоятельствах. Как и почему это случилось, выясняет дуэт следователей — одинокая Оксана (Марьяна Спивак) и ее саркастичный напарник Юра (Алексей Розин). Им придется связать между собой все убийства, не сойти с ума и понять, что котики, как и линчевские совы, не то, чем кажутся.
Мистический детектив Карена Оганесяна умело водит зрителей за носы, питерские дворы-колодцы превращаются в обитель зла. В сериале дважды происходит настолько неожиданный поворот, что шоу просто необходимо досмотреть до конца. В финале «Черному облаку» приходится отвечать на заданные им же вопросы, но полноценные ответы мы, возможно, узнаем уже в анонсированном втором сезоне.
«Бизон: Дело манекенщицы»
Кинопоиск, «Иви»
Сергей Безруков играет циничного майора МУРа по кличке Бизон. Помимо курения папирос и детской любви к пломбиру, следователь отличается трагической судьбой (рос в детдоме, жена погибла в автокатастрофе), грубоватым юмором и потрясающей дедукцией — идеальным набором характеристик для экранного сыщика.
Но ретродетектив готовит Бизону поистине запутанное дело: во время показа мод какой-то злодей проник в подвал и повесил манекенщицу Милу. Теперь милиционер вынужден бегать по Москве 1970-х, густонаселенной диссидентами, фарцовщиками и уркаганами, и надеяться, что кто-то из них окажется убийцей (или хотя бы разговорчивым свидетелем).
Как и большинство детективов от Первого канала, «Бизон» нетороплив и увесист. 14-серийный формат позволяет постоянно вводить новых персонажей и даже награждать, казалось бы, холодного сыщика любовной линией с одной из моделей (Айсель Прат). Местная романтика, впрочем, лишь отвлекает от дела, в дебрях которого легко запутаться. Тем более Безруков мастерски бормочет реплики себе под нос, а переплетено все так, что важен и бэкграунд героя, и связь манекенщиц с иностранцами, и новый роман писателя-оппозиционера Столетова (Игорь Иванов). Чтобы досмотреть, нужно проникнуться не столько расследованием, сколько атмосферой эпохи застоя с импортными джинсами и родной беленькой. С одной стороны, чувствуется внимание к деталям. С другой — увязнуть в них на одиннадцать с половиной часов захочет далеко не каждый.
Автор: Иван Ковальчук