Новая и, как оказалось, совсем не последняя работа Хаяо Миядзаки «Мальчик и птица» выходит в прокат 7 декабря. Мастер не любит общаться с журналистами, но зато нам удалось поговорить с теми, кто помог ему осуществить важнейший проект в фильмографии. Среди действующих лиц интервью — один из основателей студии Ghibli Тосио Судзуки, аниматор Такэси Хонда и Горо Миядзаки, режиссер и сын Хаяо.
Тосио Судзуки
Продюсер и один из основателей студии Ghibli
О том, как Миядзаки впервые поделился с ним задумкой
Хаяо Миядзаки озвучил идею мультфильма 1 июля 2016 года. Я хорошо запомнил эту дату, потому что она была указана на листке, с которым он ко мне пришел. На нем в общих чертах было написано, почему он хочет взяться за этот проект. Сначала я был против, потому что неоднократно видел, как большие режиссеры в погоне за той самой великой и главной работой в карьере тратили на нее всю свою жизнь, и часто у них ничего не получалось. Мне кажется, что последние фильмы никогда не бывают по-настоящему великими.
Он ответил мне: «Не уверен, что смогу его отложить. Еще мне очень неловко это обсуждать, учитывая, что я объявил всему миру, что ухожу на пенсию». Потом Миядзаки попросил дать ему полгода, чтобы он сделал 20-минутную раскадровку. Выглядела она, конечно, замечательно, но я понимал, что он стареет и не может работать в том же темпе, поэтому, даже несмотря на первые многообещающие наброски, я был настроен скептически. Тогда я предложил ему пригласить в помощь молодого аниматора. Ему эта идея, конечно, не понравилась, и мне потребовался год, чтобы его переубедить.
Изначально он хотел снять фильм про их дружбу с Исао Такахатой, потому что Миядзаки восхищался им больше всего на свете, но после смерти режиссера в 2018 году Хаяо перестал делать первоначальную раскадровку и принялся за новую. На него эта утрата очень сильно повлияла.
О детских персонажах
Миядзаки, как и главный герой мультфильма Махито Маки, когда-то тоже был ребенком; родился во время войны, мать тяжело болела, и он рано ее потерял, персонаж отца здесь — копия его папы. Ему важно было все это отрефлексировать, вспомнить весь свой жизненный путь.
Возможно, кто-то считает, что тему столкновения детей со смертью не стоит поднимать, но для нашего с Миядзаки поколения это естественные и обычные истории. Многие произведения детской литературы или фэнтези пришли к нам из Европы или Англии. В большинстве из них рассказывается о том, как дети преодолевают трудности и как те их формируют. Мы считаем, что об этом важно говорить. Так что это одно из главных посланий Миядзаки. Он верит, что будущий мир создает молодое поколение.
О заявлениях про пенсию
Думаю, что для Миядзаки принять решение о завершении карьеры — миссия невыполнимая. У него десятки идей, он постоянно что-то выдумывает, фантазирует. Когда он работает над одной историей, то в его голове параллельно развивается несколько сюжетов для будущих проектов. Так что я больше не собираюсь относиться к этим заявлениям серьезно и никогда не буду его останавливать. Мне все равно, если будущий фильм провалится в прокате или окажется неудачным. Я понимаю, что работа — его главное удовольствие и радость в жизни. Если ему понадобится 10 лет на создание следующей анимации, значит, мы подождем.
Я разговаривал с ним перед нашим интервью, и вот что он мне сказал: «Как ты думаешь, о чем мой новый фильм? Потому что я уже забыл, что именно хотел им сказать». Затем он просто переключается на обсуждение новой идеи. Миядзаки всегда обращен только вперед и хочет побольше всего успеть. Это одна из причин, почему он никогда не пересматривает свои предыдущие работы.
О будущем Ghibli
Студия стала настолько огромной, что мы перестали справляться самостоятельно. Хаяо хотел, чтобы нас возглавил его сын Горо, но он понимал, что это слишком большая ответственность для одного человека. Сделка Ghibli и Nippon TV, которая взяла на себя часть управления, должна помочь всем сосредоточиться на творческих задачах. Единственный вопрос, который меня сегодня беспокоит: кто придет на смену Миядзаки? Ответ на него я не знаю. Кажется, что единственный выход — просто ждать, когда у нас на пороге появится новый талантливый аниматор.
Такэси Хонда
Аниматор и режиссер
О том, каково работать вместе с легендой
До работы с Миядзаки я слышал, что он авторитарный перфекционист, поэтому волновался, как все пройдет. В итоге он оказался открытым, честным и очень добрым. Он последовательный человек, который повторяет одни и те же ритуалы каждый день. Встает в 6 утра, собирает мусор в своем районе, складывает дрова, приходит в студию к десяти и постоянно что-то бормочет. Миядзаки очень много говорит во время работы, что меня очень удивило, потому что я бы не смог сконцентрироваться, а для него это неотъемлемый процесс.
Аниматоры, с которыми он работает, обычно получают задачу сделать раскадровку конкретной сцены, а потом уже показывают результат господину Миядзаки. Тогда он просто берет и рисует поверх наброска, потому что у него внезапно появляется новая творческая идея, или он может начать рисовать на материалах, которые делает другой художник. Он каждую секунду погружен в процесс.
О сложностях
«Мальчик и птица» — квинтэссенция предыдущих работ Миядзаки, триумф его воображения, но в то же время в фильме много новых элементов от других аниматоров. Например, первая зрелищная и экспрессивная сцена с пожаром, с бегущим главным героем и языками пламени. Это рисовал художник, которого я посоветовал привлечь к проекту. Труд всей команды без преувеличения был титаническим.
Мне было очень сложно работать над птицами, нужно было сначала понаблюдать за ними в природе, за тем, как они расправляют крылья, летают. Рисовать от руки морские волны и огонь в динамике — тоже задача непростая, так что это может сказываться на художниках, а Миядзаки в этом плане абсолютно спокоен. Он человек, который не заинтересован в том, чтобы привносить новые техники, облегчать работу или делать что-то инновационное. У него другая задача. Он думает только о том, какое послание хочет донести до мира и в первую очередь до маленьких детей.
Про народную любовь
В студии Миядзаки — обычный человек, ремесленник, коллега. Но когда мы выходили с ним на улицу, все переворачивалось с ног на голову. В этот момент ты ощущаешь это величие. Все вокруг начинают на него завороженно и почти что гипнотически смотреть. А ему все равно!
Горо Миядзаки
Аниматор и режиссер. Старший сын Хаяо Миядзаки
О фильме
Когда я был маленьким, отец редко делился воспоминаниями о своем детстве, он выбрал путь рассказчика, снимающего об этом кино. В «Мальчике и птице» для меня очевидно, что главный герой — мой отец, цапля, скорее всего, Тосио Судзуки. В персонаже двоюродного деда-архитектора Масато я вижу много от Такахаты. Так что это фильм о семье, об отношениях между моим отцом и его родителями и в то же время о его союзе с Такахатой.
Про свою семью
На меня всегда эмоционально влияет история, которую я переношу на экран. В фильме мама героя погибает, и он отправляется в путешествие, так как поверил, что она может вернуться домой. Мою маму убил рак, и меня не пускали к ней в больницу. Это было время пандемии. В последний раз я видел ее живой за два месяца до смерти, поэтому, когда я работал над фильмом, все это болезненно восстановилось в моей памяти.
И о продолжении семейного дела
Я не уверен, может ли один человек научить другого быть творцом такого же уровня, как он сам, талант здесь — первостепенное качество. Если это ремесленники, которые создают мебель или керамику, то тогда мастерству можно научиться, стать профессионалом. В кинематографе дело не только в технике, но и в идеологии, видении мира, в складе ума. Не думаю, что после отца ведущим аниматором сможет стать его ученик. Превращать кого-то из молодого поколения в нечто себе подобное — такой план никогда не срабатывает.
Нам всем привычно говорить «студия Ghibli», но по факту это студия Хаяо Миядзаки. Как только он перестанет снимать, это будет означать конец ее жизненного цикла. Стоит ли нам пытаться продлить его? Не знаю, мы стараемся об этом не думать. Сегодня мы просто все стоим в стороне и наблюдаем, что будет дальше.
Автор: Кира Голубева
Благодарим директора по маркетингу и кинопрокату компании «Русский Репортаж» Анну Бочарову за помощь в создании материала.