«Никогда снова ходи опасно»: почему «Слово пацана» так страшно смотрится

Обсудить0

Проект платформ Start и Wink о приключениях Андрея, Марата, его брата Адидаса и прочей шпаны стал самым популярным сериалом месяца. Понятно почему: в заразительном и жестком описании поздних 1980-х узнают свое детство все постсоветские поколения, включая, возможно, нынешних подростков; не зря его пытались запретить активисты и политики. Кинопоиск попросил высказаться о сериале журналиста, который исследует старую и новую мужественность.

Григорий Туманов

Автор канала «Мужчина, вы куда?» и одноименного подкаста

Я не мог не посмотреть «Слово пацана. Кровь на асфальте», будучи автором подкаста о современных мужчинах. Сериал повествует о «казанском феномене», когда на рубеже 1970–80-х в столице Татарстана образовалось внушительное количество банд, справиться с которыми не удавалось ни школе, ни комсомолу, ни милиции. С первой серии ужас узнавания случается, наверное, с каждым парнем, к которому когда-либо обращались «Слышь, закурить есть?».

Роберт Гараев — автор книги «Слова пацана», изначально документального сборника воспоминаний своих сверстников и старших товарищей, выживших в «войнах за асфальт», — был гостем нашего подкаста в 2020 году. Мы говорили о мужской социализации, которая происходит во дворах и на улицах. Спустя три года вышел игровой сериал режиссера Жоры Крыжовникова и сценариста Андрея Золотарёва, вдохновленный книгой Роберта, и он стал самым обсуждаемым проектом конца 2023-го. Увидев несколько эпизодов, я поймал себя на странном чувстве — смеси ностальгии и мысли «Надеюсь, у моего сына так не будет». Когда видишь, как изначально домашний парень-пианист Андрей (Леон Кемстач), живущий с мамой и маленькой сестрой, после случайного знакомства с быковатым Маратом (Рузиль Минекаев) находит отсутствующую отцовскую фигуру в старшаках, наступает хоррор-момент.


Смотришь и приговариваешь: «Только не иди туда». Но герой идет.

Если вам немного за тридцать и вы росли в типичном спальнике, что приходит на ум при словосочетании «пацанская этика»? Это суровый кодекс чести, предполагающий когда-то даже самопожертвование, когда-то жесткий ответ за слова и, безусловно, уважение к старшим. Как объяснял Роберт, заставший расцвет «казанского феномена», в советские годы пацанская этика была низовым способом противостоять официальной власти и иерархии, формой стихийной оппозиции. Такой кукиш со сбитыми костяшками, спрятанный в кармане болоньевой куртки. Когда надо, кукиш будет извлечен, и посыплются комсомольские зубы. И вроде бы это дела тридцатилетней давности, и давным-давно брат Марата в исполнении Янковского вернулся из Афгана, уже вместо пацанского движа у нас то АУЕ, то ЧВК «Редан», а как глубоко это сидит! И как там, если отбросить романтику, уродливо под этой болоньевой курткой.

Вне зависимости от топонимики по месту взросления вы поймете, о чем я. Конец 1990-х, начало благополучных 2000-х, район метро «Кантемировская»; все ребята уже разделились на рэперов и металлистов. Кто-то даже по политическим предпочтениям разошелся по бункерам и интеллигентским кафе, но есть еще на карте места, куда лучше не заходить. У нас это называлось Кубой — улица Бехтерева, куда заказан вход всем тем, кто проживает в районе улиц Веселой, Ереванской, Кавказского бульвара и всего, что находится через дорогу. Потому что… А нипочему!

Дворовое детство, куда проникли ветхозаветные пацанские правила, заставляло воспринимать их как аксиому: если идешь с девочкой, то не докопаются, но на обратном пути, когда проводишь, обязательно вломят. За длинные волосы получишь вне всяких вопросов. На вопрос «Кто по жизни?» отвечать надо «Человек», но все равно проиграешь, потому что виноват лишь в том, что «хочется мне кушать». Не уверен, что ребята, задававшие вопросы, сами осознавали, ради чего они их спрашивают, откуда оно пошло и что значат все эти поведенческие повадки. Выходит, низовая идея, противостоящая официозу, который в позднесоветские годы воспроизводил бессмысленные лозунги, не вдаваясь в их смыслы, тоже превратилась в бесконечное и бессмысленное воспроизводство агрессии. И никакого благородства в этом не было.

И в сериале Крыжовникова, и в книге Гараева, проговаривается, что «пацан не равно мужчина». Значит, истинно мужской кодекс чести допускает двойные трактовки и относится лишь к тем, кто равнее или просто посильнее других. Казалось, в суровом мужском сообществе должна цениться не только сила, но и справедливость: драться надо с равными, нельзя обижать слабых. Иначе в чем доблесть? Однако герои «Слова пацана» утверждают, что слово, данное лоху, ценности не имеет. А чухана (то есть кого угодно) не жаль — ему благородное отношение не положено.

Этот момент сильнее всего занимает меня в изучении ультрамаскулинных сообществ. В таких объединениях все должно быть построено на сдерживании эмоций, на силе, которая предполагает спокойствие и ответственность, однако участники суровых альянсов на зоне, в армии или во дворе сыпятся на мелочах, легко забывая кодекс и находя оправдания любым действиям. Бить беззащитного? Ну а не надо было оскорблять то, во что я верю! Налететь толпой? А пусть ходит не один! Пацан сказал — пацан сделал? А кто ты такой, чтобы спрашивать?

От поколения, которое выросло на пацанской улице, это уже не отлепишь, мы этим пропитались. Да и не надо отказываться от своего прошлого, от попыток зажмуриться пока было только хуже. Говорить об этом, пытаться переосмысливать, выявлять закономерности и даже пытаться взять что-то хорошее из тех странных правил, конечно, можно. Только, кажется, сделать это смогут совсем не мужчины за тридцать, а люди постарше.

Я не знаю, какими глазами смотрят «Слово пацана» люди, чье детство пришлось на 2010-е, у которых вместо стылого подъезда был фуд-корт районного ТЦ. Зато хорошо понимаю, как сериал воспринимаем мы. На премьере чиновники от культуры, комментируя сериал, говорили, что у продюсеров получилось наглядное пособие по тому, «как не надо», и что возвращаться в то время ужасно. Однако пугающе много его примет можно обнаружить в 2023-м. Не только обострившееся разделение на своих и чужих, но даже дефицит, когда некоторые вещи, кхм, приходилось доставать, вернулся в современных реалиях. «Черт, только не опять!» — вот главная мысль, выползающая с каждой серией. Особенно когда обнаруживаешь рифмы в беседах героев о брате, который должен вернуться, «и уж тут-то начнется». В общем, «никогда снова ходи опасно».

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

10 ноября 202315
22 ноября 20232
16 ноября 20232
13 ноября 202354

Главное сегодня

Сегодня3
Сегодня6
Вчера4
Сегодня0
Сегодня1
Вчера5
Вчера7
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации