На Netflix вышли первые четыре серии финального сезона «Короны» о последних неделях жизни леди Дианы. Историк кинокостюма Катерина Крупнова разобрала гардероб принцессы — от ярких купальников из отпуска на яхте Доди Аль-Файеда в Сен-Тропе до черно-белого ансамбля, который был на Диане в трагическую ночь аварии.
После четвертого сезона сыгравшая принцессу Диану Эмма Коррин передала эстафету австралийской актрисе Элизабет Дебики, поразительно похожей на леди Ди. Художницы по костюмам сериала Эми Робертс и Сидони Робертс (они уже получили премию «Эмми» за свою работу над третьим сезоном и награду Гильдии художников по костюмам за пятый сезон) вновь не стали повторять костюмы принцессы один в один, несмотря на то что жизнь Дианы и особенно ее последние дни буквально запротоколировали папарацци. «Чем ближе нужный период к нашему настоящему, тем больше у людей мнений и представлений, что надевала Диана и правильно ли мы воссоздали все наряды, — говорит Сидони Робертс. — Мы подумали, что не стоит прислушиваться к этому многоголосию, нам это точно бы не помогло».
Стиль Дианы после расставания с Чарльзом (фактически они разъехались в 1992 году, но официально их развод был оформлен только в 1996-м) — зрелая элегантность и утонченность. Она перешла на более повседневные и практичные вещи, отойдя от традиционных королевских нарядов и демонстрируя более современное отношение к моде. От цветочных платьев, блузок с воротниками «Питер Пэн» и свитеров с овечками до лаконичных ансамблей из блейзеров и брюк с высокой посадкой. Это стиль независимой женщины, занимающейся важной социальной и благотворительной деятельностью. Символично, что незадолго до своей гибели в июне 1997 года Диана выставила на аукцион Christie’s в Нью-Йорке 79 своих платьев. Новый гардероб — новая жизнь.
В первых четырех сериях шестого сезона показаны события июля-августа 1997 года. Диана принимает предложение могущественного египетского магната Мохаммеда Аль-Файеда отдохнуть вместе с сыновьями Уильямом и Гарри на его вилле и яхте в окрестностях Сен-Тропе. Тем временем Мохаммед, одержимый мечтой закрепиться в британском истеблишменте и приблизиться к королевской семье, поручает своему сыну Доди присоединиться к леди Ди и очаровать мать будущего монарха Великобритании.
По словам Сидони Робертс, в финальном сезоне «Короны» перед нами предстают сразу три ипостаси Дианы: счастливая мать, серьезная общественная деятельница и соблазнительная женщина, флиртующая с понравившимся ей мужчиной. И каждой ипостаси соответствует свой гардероб.
Lady in red
На отдых в Сен-Тропе Диана отправляется в платье — фактической реплике наряда авторства Кэтрин Уокер, любимого британского дизайнера принцессы (дизайнер создала для нее около 1000 нарядов). В нем принцесса в последний раз появилась официально на публике во время визита в больницу Святого Марка в Хэрроу в июле 1997 года. Тот же прямоугольный вырез на груди, характерный для 1990-х, те же двойные золотые пряжки на поясе. Отличается только оттенок. В реальности платье было кораллово-красным, в сериале же оно больше уходит в фуксию. Дополняют экранный образ практически идентичные массивные золотые серьги и белая сумочка Lady Dior (Диана очень любила эту модель).
В своей автобиографии, вышедшей в 1998 году, Уокер включила это платье в число самых любимых нарядов, когда-либо созданных для Дианы: «Я всегда буду помнить это простое платье-футляр и всегда буду хранить его реплику в своих архивах. Принцесса заказала его за несколько лет до того, как впервые надела». И хотя нет никаких свидетельств, как именно была одета Диана, когда отправилась с сыновьями на отдых, это платье подходило идеально, считают художницы по костюмам, так как в нем легко узнается стиль леди Ди. Типичная англичанка за границей, которой еще предстоит раскрепоститься под лучами жгучего средиземноморского солнца.
Королева пляжа
В своих многочисленных интервью Сидони Робертс иронично замечает, что в шестом сезоне «Короны» место бальных нарядов уверенно заняли купальники. Большинство плавательных костюмов, которые в реальности носила Диана — продукция известной израильской марки Gottex, которая была основана в 1956 году в Тель-Авиве Леей Готлиб, пережившей холокост в Венгрии. Бренд очень быстро приобрел мировую популярность благодаря использованию инновационных материалов и твердых чашек. Gottex стала первой применять спандекс и лайкру в своих купальных костюмах. Среди именитых клиенток — Элизабет Тейлор, Брук Шилдс, принцесса Монако, Каролина, и даже сама Елизавета Вторая. Эти купальники продавались в универмаге Harrods, который принадлежал Мохаммеду Аль-Файеду и в который частенько любила захаживать леди Ди. Хотя, как утверждают некоторые источники, костюмы для плавания принцессы изготавливались специально, как кутюрная одежда. Для этого Готлиб лично прилетала в Лондон из Тель-Авива, и на этот раз многие модели были специально воссозданы компанией для сериала.
Неоновый купальник
Когда мы впервые видим Диану, наслаждающуюся отпуском на яхте вместе со своими сыновьями, на ней неоновый ансамбль из монокини и парео зелено-фиолетовой расцветки. Яркий и жизнерадостный купальник наилучшим образом отражает настроение героини: «Я на каникулах. Я со своими детьми». Это точная копия купального костюма, в котором Диану засняли папарацци, досаждавшие отдыхающей принцессе.
Леопардовый купальник
Желая хотя бы на время отделаться от назойливых фоторепортеров, Диана облачается в эффектный слитный купальник с леопардовым принтом (Gottex даже перевыпустила эту модель и для сериала изготовила точную реплику) и на катере подплывает к алчущим сенсационных снимков папарацци. «Мне нравится ваш купальник, между прочим. Кто дизайнер?» — спрашивает принцессу один из фотографов. «Никогда не знала, что ты интересуешься модой, Ник», — парирует Диана. Другой папарацци вопрошает, не является ли выбор такой эффектной модели намеренным, чтобы перетянуть на себя внимание общественности в день рождения Камиллы. Как говорится, если было «платье мести», почему бы не появиться не менее мстительному купальнику? Стиль и слава — главное оружие Дианы. Позируя в игривых позах перед папарацци в надежде, что они на какое-то время дадут ей спокойно провести отпуск с детьми, принцесса бьет прямо в цель.
Бирюзовый купальник
Папарацци-фото Дианы в бирюзовом купальнике, сидящей на трамплине яхты Аль-Файедов, — одни из самых знаменитых снимков принцессы; одновременно символ ее свободы и одиночества. Это канонический образ леди Ди наряду со свадебным платьем и уже упомянутым «платьем мести». Закономерно, что его решили показать в сериале. Более того, изображение Элизабет Дебики в купальнике аквамаринового цвета (по признанию актрисы, это ее самый любимый наряд) украсило постер шестого сезона. «Было что-то очень сакральное, связанное с этим костюмом и воспроизведением этого момента, — вспоминает актриса о съемках этой сцены. — Очень важно было все сделать правильно. Мы воссоздали этот эпизод максимально близко к реальности, и мне как актрисе надо было просто войти в это пространство и эмоционально точно прочувствовать свою героиню. На краю трамплина меня ждало что-то умиротворяющее и одновременно грустное. Мы не знаем, что чувствовала Диана в тот момент на самом деле, но это однозначно один из самых главных фешен-моментов в ее жизни».
Розовый купальник
А вот розовый купальник с цветочным принтом, в котором была Диана, когда итальянский папарацци запечатлел их романтические объятья и поцелуи с Доди, создан по мотивам реального купального костюма, но не является его точной копией.
Амбассадор добрых дел
Диана активно занималась общественно-политической и благотворительной деятельностью. В частности, она внесла огромный вклад в подписание документа о международном запрете на использование противопехотных мин. В январе 1997 года принцесса посетила Анголу, где в защитном костюме прошла по минному полю. А в августе 1997 года прибыла с трехдневным визитом в Боснию, где общалась со взрослыми и детьми, подорвавшимися на минах.
В сериале эти две поездки объединили в одну. Мы видим прилетевшую в Боснию леди Ди в розовой рубашке Ralph Lauren, черных прямых джинсах с высокой посадкой, черных лоферах Tod’s и массивных золотых серьгах. Ощущение, что Элизабет Дебики просто сошла с боснийских фотографий принцессы. При этом авторы сериала воссоздали сцену прохода Дианы по активному минному полю, которая имела место в Анголе за восемь месяцев до этого (на актрисе, как и на прототипе, — белая рубашка Ralph Lauren c закатанными рукавами, песочные чиносы и коричневые лоферы). В своих благотворительных поездках Диана одевается так, чтобы в центре внимания были ее дела, а не наряды.
Диана в Боснии, август 1997 года
Диана в Анголе, январь 1997 года
Костюм, которого не было
Костюм, которым так гордятся художницы сериала, — случайно собранный ансамбль из брюк Courrèges в темно-синюю и кремовую полоску, купленных у продавца винтажных вещей Кьяры Менаж, и темно-синего топа Guy Laroche с кремовым кантом, найденного на eBay (Сидони Робертс известна привычкой до трех утра шерстить пространство интернета в поисках редких сокровищ). Именно в этом наряде Диана говорит до свидания Доди в конце их первого проведенного вместе отпуска. По словам Робертс, хоть это и не реплика реального наряда Дианы, выглядит костюм так, будто он есть на неизвестных снимках папарацци или же на фото из семейного альбома, который никто никогда не видел.
Последний наряд
Протокол французской полиции содержит опись всех вещей, которые были на Диане на момент автокатастрофы в парижском тоннеле 31 августа 1997 года: белые брюки, черное боди, черные атласные туфли на каблуке Gianni Versace, черный жакет Giorgio Armani, черный ремень Ralph Lauren из крокодиловой кожи, золотые серьги в форме фасолин.
Художницы по костюмам были удивлены и подавлены, когда обнаружили, сколько существует папарацци-снимков Дианы и Доди в последние моменты их жизни. И хотя все они плохого зернистого качества, такие нюансы, как, например, длина пиджака, хорошо различимы. Для дизайнеров было невероятно важно максимально точно воссоздать последний наряд принцессы Дианы: «Это максимально чувствительная история. Это трагедия, и ничто не должно отвлекать от нее. Я бы не хотела, чтобы кто-то думал, что мы что-то сделали неправильно», — делится Сидони Робертс.
Леди-призрак
В сценах, где призрак погибшей Дианы является то принцу Чарльзу, то королеве Елизавете, на актрисе обтягивающая черная водолазка с высоким горлом и без рукавов и массивные золотые серьги. Здесь, очевидно, не обошлось без влияния снимков Дианы, сделанных французским фотографом Патриком Демаршелье, которые были опубликованы в декабрьском номере британского Vogue 1991 года. На них расслабленная и улыбчивая Диана позирует в черной водолазке и черных брюках.
Элоиз Моран, одна из авторов книги «Диана: Икона стиля», говорит, что эти фотографии публично провозгласили новую эру Дианы, которая на следующий год расстанется с Чарльзом. Это был более простой и лаконичный образ, соответствующий более независимому и открытому образу жизни, который она будет вести в 1990-е.
Также в призрачном образе Дианы есть определенное эстетическое сходство с фотопортретами принцессы, сделанными Марио Тестино для Vanity Fair незадолго до ее гибели. От этих фотографий буквально исходит энергия освобождения.
Эми Робертс и Сидони Робертс решили одеть в этих сценах Диану так, чтобы наряд не перетягивал на себя внимание зрителей. Главное здесь — неожиданность появления самой Дианы. «Мы долго думали и пришли к выводу, что это должен быть самый простой и незамысловатый образ», — объясняет Эми. Выбор пал на черный цвет, поскольку, по мнению дизайнеров, яркие цвета были бы излишни, ведь эти диалоги ведутся в воображении Чарльза и Елизаветы. «Когда вы мысленно обращаетесь к умершему, то не воспроизводите внешний облик этого человека целиком, — рассуждает Эдони Робертс. — Вы думаете о том, что бы сказал ваш близкий. Поэтому важнее всего было грамотно обрамить лицо Дианы». Художницы подобрали винтажные черные джинсы 90-х, черный ремень Ferragamo и черные кожаные туфли Tod’s. Да, пусть мы видим только крупные планы Элизабет Дебики, но Эми и Сидони было важно полностью одеть героиню так, как могла быть одета Диана в реальной жизни.
Автор: Катерина Крупнова
Фото: Netflix, Tim Graham Photo Library via Getty Images, Tim Graham Photo Library via Getty Images, Mathieu Polak / Sygma/ Sygma via Getty Images, Michel Dufour / WireImage / Getty Images, API / Gamma-Rapho via Getty Images, Anwar Hussein / WireImage / Getty Images, Stefan Rousseau - PA Images / PA Images via Getty Images, Dominic Lipinski / PA Images via Getty Images