17 ноября на Apple TV+ стартовал новый фантастический сериал про людей, которые пытаются выжить под ногами гигантов. «„Монарх“: Наследие монстров» существует в той же киновселенной, что «Годзилла против Конга» (2021) и другие недавние фильмы Warner Bros. и Legendary про монстров. Рассказываем, каким получилось шоу и как оно выглядит в одном ряду с полнометражными блокбастерами.
О чем это
Мир пережил День Г — эпическую схватку между древним ящером Годзиллой и ГННУСами, доисторическими паразитами. Сан-Франциско был стерт с лица земли, а человечество пытается адаптироваться к жизни в новой реальности.
Бывшая школьная учительница, американка японского происхождения Кейт Ранда (Анна Саваи), ставшая свидетельницей Дня Г, решает разобраться с семейными делами. Ее отец Хироси (Такэхиро Хира) пропал вскоре после инцидента и, предположительно, погиб на Аляске, а среди его вещей она находит ключи от некой квартиры в Токио. Добравшись туда, Кейт с удивлением обнаруживает, что отец десятилетиями врал всем и на самом деле жил на две семьи. Вместе со своим новообретенным братом Кентаро (Рэн Ватабэ) она пытается понять, что еще скрывал их отец; вскоре они узнают, что он связан с таинственной организацией «Монарх», которая исследует монстров с середины ХХ века. А ниточки расследования ведут к бывшему американскому военному Ли Шоу (Курт Рассел).
Параллельно развивается вторая сюжетная линия, действие которое происходит в 1950-е. Молодой лейтенант Ли Шоу (Уайатт Рассел), а также ученые Билл Ранда (Андерс Холм) и Кейко Миура (Мари Ямамото), дедушка и бабушка Кейт и Кентаро, узнают о существовании доисторических монстров и путешествуют по миру в их поисках.
Как выглядит сериал и кто его снял
Первые две серии интригуют: пока «Монарх» выглядит как очень удачное дополнение киновселенной Warner Bros. и Legendary (об этом чуть ниже). Но даже если оставить за скобками привязку к франшизе, то все равно это смотрится очень неплохо. В достоинства сериала стоит записать удачное использование двух таймлайнов. В современности герои пытаются раскрыть семейную тайну, которая наслаивается на существование засекреченной организации. А в 1950-е все идет к тому, что мы поймем, как вообще появился «Монарх», который мелькает во всех фильмах MonsterVerse. Короче говоря, шоу выглядит как интересный конспирологический триллер, да еще и с огромными кайдзю.
Монстры, и это ужасно радует, появляются в каждой серии. Есть флешбэки Кейт, которая присутствовала при появлении Годзиллы в Сан-Франциско, причем выбрана удачная точка зрения, человеческая, так что все кайдзю кажутся настоящими исполинами. Самих монстров тоже достаточно. Сериал начинается с того, как герой Джона Гудмана убегает от огромного паука, а в 1950-е три героя отправляются в Казахстан, где спрятана кладка яиц других инсектоидов. Хочется верить, что формат стримингового сериала не помешает создателям и дальше показывать дорогих CGI-чудищ.
А еще в «Монархе» очень интересно показан мир, переживший катастрофу. Сценаристы, очевидно, хотели сравнить его с нашей постпандемийной реальностью, но к 2023-му придуманные ими аллюзии стали попадать и в другой, более актуальный контекст. Существование монстров для людей в «Монархе» очевидно: по японским городам развешаны таблички с местом ближайшего убежища в случае очередного нападения кайдзю, на улицах установлены большие артиллерийские орудия. После очередного звука сирен люди пересиживают положенное время в метро, а затем спокойно идут по своим делам — да, кошмар и ужас, но обычную жизнь никто не отменял. При этом некоторые заделались скептиками и конспирологами. Так, японский таксист рассказывает Кейт, что День Г был мистификацией, созданной на компьютере, и этому он посвятил свой подкаст.
Сериал придумали Крис Блэк (сценарист «Разделения», «Непобедимого» и других фантастических шоу) и Мэтт Фрэкшн, важный комикс-автор, работавший над «Секс-преступниками» и многими марвеловскими линейками (он, в частности, написал арку 2012 года про стареющего Соколиного Глаза, которая затем стала одноименным сериалом Disney+). Первые две серии снял Мэтт Шекман («Ванда/Вижн»).
Как он связан с MonsterVerse
Для начала напомним, как сейчас выглядит киновселенная Warner Bros. и Legendary:
- фильм «Годзилла» (2014);
- фильм «Конг: Остров Черепа» (2017);
- фильм «Годзилла 2: Король монстров» (2019);
- фильм-кроссовер «Годзилла против Конга» (2021);
- анимационный сериал «Остров Черепа» (2023);
- игровой сериал «„Монарх“: Наследие монстров» (2023);
- грядущий фильм «Годзилла против Конга: Новая империя» (международный прокат запланирован на 12 апреля 2024 года).
Сюжет MonsterVerse закручен вокруг существования криптидов — легендарных животных, которые оказываются не мифом, а объективной реальностью, всей мощью обрушивающейся на человеческие города. При этом в киновселенной нет большой сквозной сюжетной линии. В принципе фильмы и сериалы устроены так, что смотреть их можно, не догадываясь о существовании других тайтлов. «Монарх» устроен так же: это вполне самостоятельное произведение, но при этом оно потенциально может стать самым важным тайтлом для мифологии франшизы, если у создателей получится пролить свет на деятельность таинственной организации, которая следит за криптидами более полувека.
Прямо сейчас в «Монархе» уже есть немало связок-ниточек с другими частями франшизы. Например, герои постоянно вспоминают катастрофу в Сан-Франциско, то есть события фильма «Годзилла» (2014). Один из героев в сюжетной линии 1950-х — молодой ученый Билл Ранда, который был героем фильма «Конг: Остров Черепа» (2017); его взрослую версию сыграл Джон Гудман, который также появляется в начале «Монарха» во флешбэке. Так что «Монарх» ненавязчиво, но при этом достаточно прочно вписан в существующую киновселенную.
Что пишут критики
Сейчас на Rotten Tomatoes у сериала 85% положительных рецензий. Variety хвалит сериал за харизматичные актерские работы Курта и Уайатта Расселов (отец и сын в реальной жизни играют одного и того же персонажа, но в разные десятилетия). The Guardian отмечает, что сюжетная линия про прошлое получилась веселой и напоминает фильмы про Индиану Джонса. The Hollywood Reporter пишет, что впервые в истории MonsterVerse на первый план выходит убедительная человеческая драма.
RogerEbert.com, напротив, считает, что люди в этой истории не очень интересны, из-за чего первая половина сезона получилась скучной, а реальные ставки появляются только ближе к финалу. The Daily Beast ругает сериал за малое количество сцен с монстрами. «Слишком много людей, слишком мало Годзиллы», — пишет и Consequence.
Вердикт
«Монарх» — интересное пополнение MonsterVerse, которого франшизе отчаянно не хватало. Если темы, заявленные в первых двух сериях, продолжат развиваться в течение всего 10-эпизодного сезона, то нас ждет едва ли не центральный проект киновселенной, который прольет свет на загадочную организацию, вынесенную в заголовок шоу. Но и в качестве самостоятельного сериала «Монарх» кажется достаточно интересным. Это и приключенческий боевик про поиски монстров в 1950-е, и конспирологическая драма про современных людей и их проблемы на фоне стремительно меняющегося мира.
Автор: Марат Шабаев