На Disney+ завершился второй сезон одного из лучших марвеловских сериалов последнего времени. В нем скандинавский бог Локи снова оказался в плену временных парадоксов. Рассказываем, удалось ли ему выйти из ситуации, чем все закончилось и как понимать финал сезона (а может быть, и всего сериала).
Что было в первом сезоне
После битвы за Нью-Йорк Локи (Том Хиддлстон) сбегает от Мстителей. Этого не должно было произойти, и таким образом Локи-2012 становится вариантом (так называются альтернативные версии героев), порождая альтернативную временную линию. Поэтому вскоре он попадает в плен к УВИ (Управление временными изменениями) — организации, которая стирает варианты и порожденные их действиями таймлайны.
Локи умудряется подружиться с агентом Мёбиусом (Оуэн Уилсон) из УВИ, знакомится с Сильви (Софи Ди Мартино), женским вариантом самого себя, и узнает, что УВИ управляется Тем, Кто Остается (Джонатан Мэйджерс), он же Канг Завоеватель. Сильви убивает повелителя времени, не желая слушать его предупреждение, что после его смерти начнется настоящий хаос.
Подробный разбор первого сезона можно прочитать здесь.
Что происходило во втором сезоне
Темпоральный Ткач — устройство в подвале УВИ, через которое проходили временные потоки — оказался перегружен все новыми и новыми альтернативными таймлайнами, которые разрастались с невероятной скоростью. А у Локи появляется новая проблема: его случайным образом мотает между прошлым, настоящим и будущим. Постепенно состояние стабилизируется, и к финалу бог обмана научится управляться с этими неконтролируемыми скачками и пользоваться ими по своему желанию.
Полсезона Локи и Мёбиус думают, что с этим делать, попутно отыскивают Сильви и знакомятся с двумя новыми героями — техногением Уроборосом (Ке Хюи Куан) и Виктором Таймли (Джонатан Мэйджерс), застенчивым вариантом Канга, который изобретает диковинные агрегаты в 1868 году в Чикаго. В таком составе они подходят к последней серии и становятся свидетелями взрыва Ткача, который уничтожает все альтернативные таймлайны. Поэтому в ход идут временные провалы Локи, и с помощью перемещений во времени он пытается все исправить.
Чем все закончилось
В последней серии Локи перемещается назад во времени и по крупицам (!) изучает квантовую физику и технопремудрости, его учителем выступает Уроборос. На полное освоение материала уходят сотни лет (и даже страшно подумать, какое количество перемещений), а еще бог обмана оттачивает до идеала процесс починки Ткача, многократно прогоняя его, становясь свидетелем взрыва и начиная все заново. Однако оказывается, что и этого недостаточно. Тогда Локи перемещается во времени в момент, когда Канг был еще жив. Из уст злодея он узнает, что Ткач работает как нужно, он и создан для уничтожения альтернативных таймлайнов, чтобы защитить Священный таймлайн (единую временную линию, которую оберегает эта версия Канга). Поэтому его починка — дело бессмысленное.
Локи встает перед тяжелым выбором. Он может убить Сильви, чтобы сохранить жизнь злодею (финал первого сезона), и тогда Священный таймлайн и Ткач останутся целы, а его друзья будут жить, пусть и под диктатурой Канга. Или же Локи может уничтожить Ткач, а вместе с ним и все альтернативные таймлайны (тогда погибнут и его друзья).
Локи, пообщавшись с друзьями, придумывает третий путь. Он отправляется во времени к Ткачу незадолго до его взрыва, уничтожает устройство и проникает в образовавшуюся временную червоточину. Там, в безвременье, он занимает трон и удерживает все альтернативные таймлайны, защищая их от уничтожения. Его друзья, спасенные от гибели, возвращаются к мирной жизни.
Каким получился второй сезон и как понимать финал
«Локи» продолжает успешно использовать эстетику и дизайнерские придумки первого сезона. Все эти уютные кабинеты, дутые скафандры, невообразимо огромные шланги и прочие чудо-устройства сделаны с любовью и хорошим вкусом — короче говоря, все это выглядит как достойная ретрофутуристичная фантастика ХХ века. Но есть большие вопросы к сюжету. Как выглядит стандартный сезон почти любого марвеловского сериала? Бодрый старт, нормальная середина и абсолютно слитый выдохшийся финал. «Локи» парадоксальным образом выбивается из этой схемы. Второй сезон стартовал более-менее сносно, в середине провалился (серии со второй по четвертую можно смело утрамбовать в 10 минут и пришить к другим эпизодам), чтобы уйти на высокой ноте.
Чем так хорош финал? Мы видим логичное завершение как всего сериала, так и сюжетной арки одного из лучших персонажей КВМ. Локи, начинавший как мелкий трикстер, становится трагической фигурой, теряется в хитросплетениях мульти- и киновселенной, но затем совершенно неожиданным образом ее спасает. В финале он оказывается кем-то вроде Атланта, который подпирает собой небосвод, спасая мультивселенную от уничтожения буквально своими руками. В конце концов, Локи всегда хотел править всем миром, и в каком-то смысле это у него получилось. Только его трон не привилегия, а тяжелая ноша, путь к которой тоже был выстрадан — именно так и рождаются настоящие герои. Финал второго сезона логичным образом завершает и весь сериал. Потерявшийся Локи находит свое предназначение, ту самую великую цель, ради которой придется чем-то пожертвовать, и даже цитирует стихотворение Т. С. Элиота «Литтл Гиддинг», посвященное созданию чего-то нового через уничтожение старого. Получилось пафосно (в хорошем смысле!) и очень элегантно.
Конечно, можно предъявить сериалу претензии за довольно путанные перемещения во времени, механика которой пока кажется мутной. Но тут важно понимать, что этот фантастический прием служит сценаристам драматургическим средством, а не целью. Короче говоря, «Локи» — это не твердая научная фантастика, а приключенческое фантастическое шоу, которое нужно сравнивать ни с Гербертом Уэллсом и Айзеком Азимовым, а с «Доктором Кто». Во втором сезоне сходство с британским шоу становится еще более явным. Например, Локи, который сотни лет повторяет одно и то же действие (пытается спасти Ткач), очень напоминает серию «Ниспосланный небес», в которой заглавный герой в исполнении Питера Капальди пытается совершить невозможное, застряв во временной петле и переживая по кругу одни и те же события на протяжении немыслимого количества лет.
Что будет дальше
Третий сезон «Локи» не был анонсирован, и, судя по финалу второго сезона, в нем нет никакой необходимости. Арка героя пришла к логическому завершению, а его возможные приключения в новом статусе еще надо придумать. Кажется, Локи превратился из бога обмана в бога историй — именно такой титул он получил относительно недавно и в комиксах Marvel, а конкретно в линейке «Локи: Агент Асгарда», которая изменила статус персонажа. Теперь он существует вне пределов пространства и времени, а еще, вероятно, может контролировать ход историй. Также новый статус Локи может сыграть свою роль в грядущем суперкроссовере КВМ «Мстители: Секретные войны» (выход намечен на 2027-й), где столкнутся разные мультивселенные. Сам Том Хиддлстон считает, что прощаться с Локи рано, и напоминает, что его история в КВМ продолжилась несмотря ни на что.
Автор: Марат Шабаев