Материал не предназначен для читателей младше 18 лет.
Кинопоиск, еще не выдав сборник greatest hits полностью, публикует бутлег! Перед вами очень особенный список-дополнение к топу «100 главных фильмов XXI века» из получившегося лонг-листа. Это любимые фильмы редакции Кинопоиска, не попавшие в сотню, но, по нашему мнению, достойные упоминания. Финал спецпроекта ждите на следующей неделе.
Марат Шабаев
Редактор Кинопоиска, куратор игрового направления редакции Кинопоиска
Один из главных аргументов в пользу отмены «Оскара». «Неограненные алмазы», неожиданный шедевр второй половины 2019-го, пролетел мимо радаров академиков, что вызывает ряд вопросов к почтенной институции.
Допустим, они не заметили филигранной режиссуры братьев Сэфди — продолжателей дела Джона Кассаветиса и раннего Мартина Скорсезе. Хотя заметить их надо было еще раньше — как минимум в фильме «Хорошее время». Окей, проигнорировали блестящую операторскую работу Дариуса Хонджи, который каждым крупным планом создает нервную атмосферу. Прослушали выдающийся синтезаторный саундтрек Дэниэла Лопатина aka Oneohtrix Point Never.
Но игнорирование пикового перформанса Адама Сэндлера — самое настоящее преступление. Дерганый, жалкий, азартный, лживый и очень фактурный ювелир Говард Ратнер — самый истинный алмаз в актерской короне Сэндлера. Отсутствие у него статуэтки — позорное пятно на репутации «Оскара».
Игорь Кириенков
Шеф-редактор витрин Кинопоиска и Букмейта
Лучший фильм про Джеймса Бонда в XXI веке и — с некоторыми довольно вескими аргументами — в истории франшизы. Лучший образ спецагента в мейнстримом кино — вспомните, сколько раз тут 007 ошибается, получает под ребра и с улыбкой переживает мучительнейшую пытку. Лучший злодей — демонический бухгалтер, который сторожит общак мирового зла. Лучшая Бонд-герл — роковая умница, разбивающее сердце и герою, и зрителю. «Казино Рояль» безупречно как экспозиция, убедительно (даже спустя 17 лет) как экшен-аттракцион и — что в этом жанре случается довольно редко — по-прежнему трогает до слез. Грандиозное кино, которое не побоялось пойти all-in и подарило нам самый человечный эпизод любимого киносериала.
Елена Рябцева
Продюсер видео и подкастов Кинопоиска
Этот фильм сам как лето, которое случается, возможно, только раз в жизни, но о котором вы будете помнить всегда. Режиссерский калейдоскоп Луки Гуаданьино повернулся так, что под лучами итальянского солнца разрозненные цветные стеклышки сложились в идеальный узор: тут и прекрасный сценарий на полутонах по роману Андре Асимана («Оскар» за лучший адаптированный сценарий), и неземная музыка Суфьяна Стивенса, и, конечно же, тонкая игра Тимоти Шаламе — кажется, все еще лучшая в его карьере.
Атмосфера, в которой вырос главный герой, — классический рай: помимо того что все Перлманы занимаются искусством и гуманитарными науками, живут на вилле, питаясь свежевыловленной рыбой и персиками из собственного сада, они еще и по-настоящему любящая семья. Семья, которая сначала оберегает, а затем мягко подталкивает подростка к изучению мира за пределами домашней библиотеки. «Назови меня своим именем» — роман воспитания, в котором нет проблемы отцов и детей, наоборот, здесь дети сами приходят за советом к родителям как к лучшим и ближайшим друзьям и всегда получают поддержку.
Однако трагедия первой любви не дает фильму превратиться в классицистическую сказку о золотом веке и учит не подавлять и ценить все свои эмоции. Поэтому и мы, казалось бы, повзрослевшие, в который раз плачем вместе с Элио, вспоминая то самое лето и того самого человека. «Элио, Элио, Элио». — «Оливер. Я помню всё».
Кира Голубева
Редактор Кинопоиска
История о летнем отпуске молодого отца и дочери легко могла затеряться среди множества авторских фильмов, если бы не внимательность и человечность ее создательницы. Шарлотта Уэллс отнеслась ко всем нам как к разумным существам, способным улавливать детали и рефлексировать. Она превратила летнюю сказку в разрушительную летопись ушедшего детства, которое воскресает в памяти после просмотра старых фотографий или видеокассет.
Биология по-дурацки устроена так, что мы все в итоге вырастаем и кто-то из нас становится несчастным человеком. Это могут быть наши родители, друзья или мы сами, скрывающие боль от окружающих. Если вылечить ее не получается, то очень важно любить жизнь хоть за что-то, находиться в моменте, разделять его с кем-то, радоваться лету, петь, танцевать и смотреть кино.
Дмитрий Охотников
Креативный директор Кинопоиска
Экранизация Мураками о модном театральном режиссере, который приезжает в Хиросиму, чтобы поставить спектакль по Чехову. Актеры в труппе говорят на разных языках: японском, китайском, корейском и даже на языке жестов. Но больше всего он хочет найти общий язык с собственным прошлым.
Пристегните ремень безопасности — вас ждет максимально комфортная трехчасовая поездка по маршруту человеческих историй. Самый неожиданный и шокирующий момент — начальные титры, которые появляются на сороковой минуте фильма. В остальном же это спокойное и сентиментальное погружение в типичный муракамиверс: рефлексирующий главный герой, его возлюбленная, скрывающая тайны, и медитативные диалоги.
При этом смотрятся эти три часа удивительно легко — не зря в Каннах фильм наградили за лучший сценарий. Потом были еще десятки призов, номинации и победа на «Оскаре» (лучший фильм на иностранном языке). «Комфортное вождение», «Приятная музыка», «Интересная беседа» — по всем пунктам эта поездка получает высший бал.
Александр Омолоев
Новостной редактор соцсетей Кинопоиска
Британская полицейская комедия длиной в два часа, в равной степени смешная и убедительная, близкая к жанру, который она пародирует, — это слишком хорошо, чтобы быть правдой. Но вот же они, сто двадцать почти безупречных минут, снятых Эдгаром Райтом.
Наложенные на структуру полицейского боевика, «Типа крутые легавые» сделаны с надлежащим формальным блеском — с каскадом предательств, конфликтующими амбициями, кульминационной перестрелкой со взрывами. Атаки, погони — все снято так искусно, что докрути Райт еще немного, сделай все серьезно, и его фильм обрел бы то же величие, что и «На гребне волны» или «Нападение на 13-й участок».
Но подлинное достижение «Типа крутых легавых» в том, что Райт со всей тщательностью и мастерством снял в первую очередь комедию — одну из самых смешных в мире, доводящую до слез, до судорог, до визга. Вот полицейские пытаются схватить сбежавшего лебедя. Вот деревенские инспекторы убежденно объясняют городскому, что смерть нескольких местных кряду, включая заколотую секатором продавщицу цветов, — результат несчастных случаев. А штурм универсама, в котором приходится таранить мясной прилавок тележками? А сцена с фермером, хранящим морскую мину? А сцены в пабе? В конце концов, если полицейские, безуспешно пытающиеся поймать сбежавшего лебедя, — это не смешно, то что тогда вообще смешно?
Алик Кемалов
Руководитель соцсетей Кинопоиска
Жил-был рыцарь, пошел рыцарь на банкет, проспорил спор, но испугался и не стал выполнять его. Конец. А дальше начинается магия кино, студии А24 и технической и креативной команды фильма. Второстепенен сюжет и актерская игра, вы просто погружаетесь в визуальный экстаз и спустя два часа возвращаетесь обратно, озираетесь по сторонам и задаетесь вопросом: что это было? Фильм каждую минуту намекает на то, чтобы поставить паузу и сделать скриншот или сфотографировать экран. Добавьте к этому виртуозную работу со звуком — и перед вами будет эталонный аттракцион, который запомнится надолго. Но возвращаться к нему вряд ли захочется. А сюжет... Сюжет в первой строчке: рыцарь жил, рыцарь жив, и, возможно, рыцарь дальше будет жить.
Аня Афиногенова
Менеджер проектов редакции Кинопоиска
Эдвард Блум из Эштона все время рассказывает сказочные истории про свою жизнь — про встречу с ведьмой в детстве, показавшей ему его смерть, про работу в цирке с управляющим-оборотнем, про побег из Вьетнама с помощью певиц — сиамских близнецов и многое другое. Обаятельные истории нравятся всем, кроме его более практичного сына Уильяма Блума. Он считает их чудными выдумками и упорно пробует отыскать крупицы реальности в отцовских фантазиях. Все эти разногласия не помешают отцу и сыну прийти к пониманию друг друга в трогательном финале.
Это один из лучших фильмов Тима Бёртона и один из самых светлых, хотя и привычным персонажам из его вселенной нашлось место — ведьмам, великанам и даже паукам-скакунам. Спустя 20 лет картина остается все такой же доброй и полной чудес, какой я впервые ее увидела.
Татьяна Симакова
Управляющий редактор Кинопоиска
Сюжет такой: люди, не нашедшие себе пару для романтических отношений, злой силой закона превращаются в разных животных.
Фильм принято либо горячо любить, либо ненавидеть. Лично я его обожаю: тут и точность в деталях, и ядовитый сатирический сюжет, и живые человеческие лица без тонны грима и дипфейков. Это по-хорошему грустное и правдивое кино, оно как ладное стихотворение, в котором нет ничего лишнего. На мой вкус, лучшая работа Йоргоса Лантимоса.
Претензии к картине высказывают разные, а ненавидят понятно за что: в этих персонажах узнаешь себя с легкостью, а чувство это не из приятных. Реально лучше бы стать собакой, кроликом или вот лобстером. Кого выберете вы?