«Отпуск в октябре»: Линч, снятый на «Свему»

Обсудить0

В российский прокат выходит новый фильм Романа Михайлова («Сказка для старых») — самого странного и волшебного из российских режиссеров. Это безусловный прорыв: перейдя от вариаций на тему «Бумера» и «Мама, не горюй» к конструированию темной нечерноземной мистики, Михайлов преуспел в распечатывании порталов в глубины постсоветского бессознательного, увешанного коврами и заселенного пьющими инженерами.

Василий Корецкий

Кинокритик, старший редактор Кинопоиска

Тусклым и туманным осенним утром Мария Мацель просыпается под роскошным советским ковром где-то в Питере, а через секунду ее с подругой уже допрашивает на тесной кухне грустный следователь по поводу третьей жилички, пропавшей четыре дня назад. Грустно глядя на яичницу с колбасой, Мария старательно изображает тоску. Мы ей не верим и правильно делаем: унылая сцена допроса — это дубль из ментовского сериала, который снимает злобный режиссер в кепке Metallica.

«Чувственней!» — бычит он на героиню Мацель, начинающую актрису, которой, кажется, так и суждено до конца молодости питаться батонами, тратя годы на сериальный шлак с названиями типа «Возвращение адвоката» и кастинги у сумасшедших режиссеров (некоторые из них подозрительно похожи на Михаила Елизарова, с которым дружит режиссер «Отпуска» Роман Михайлов). Но вот случается чудо: по всему Питеру продюсеры набирают девушек для съемки в каком-то дорогущем болливудском сериале. Наша героиня соглашается и одалживает денег на билет. Только вот самолет приземляется не в Мумбаи, а где-то на Русском Севере, массовку грузят в фуру, как дрова, и увозят в тайгу.

Мария Мацель

На этом самом страшном месте по идее должно быть предупреждение о спойлере. Но, поскольку Роман Михайлов снимает свои фильмы не только с вкрадчивостью гоп-стопщика, но и с ловкостью карточного шулера, этот линчевский сюжетный поворот снова оказывается обманкой. Самое главное, потаенное и интересное далеко впереди. В глухой северной деревушке нас с Мацель действительно ожидает гигантский павильон, в котором ежедневно и бесконечно идет инсценировка бандитской свадьбы, очень напоминающая неофициальную часть любого провинциального российского кинофестиваля 2010-х. За столом мрачно наклюкиваются любимые михайловские актеры — Фёдор Лавров, Кирилл Полухин и примкнувший к ним Алексей Винников («Ментовские войны 3», «Тульский Токарев»). За диджейским пультом — Евгений Ткачук в состоянии крайней ажитации. Среди танцующих бегают два индийца — вроде режиссеры, но не настоящие. «Айтишники то ли из Индии, то ли из Франции. Снимать никто ни хрена не умеет», — выносит вердикт Полухин.

Но этот безумный «Дау» здорового человека — тоже ширма, матрешка: под прикрытием болливудского продакшена на площадке собирается тайный клуб любителей застойного кино и пленки Шосткинского химкомбината. Заправляет всем этим алхимическим обществом персонаж Ткачука, который давно пытается «разобраться, что такое кино и с чем его едят». Кое-что ему, впрочем, удается выяснить: «Работать это начинает, только когда артисты подключаются. Только факт в том, что непонятно, к чему они подключаются». Но с этим фактом как раз все ясно: каждый вечер тайное общество подключается к болотистому и зыбкому морю спокойствия — советскому кино времен застоя, а потом инсценирует просмотренный эпизод фильма.

Андрей Бледный и Евгений Ткачук

Завиральную псевдонаучную базу в духе «13-й клинической» под все это действо подводит некий бородач, видео с лекции которого Ткачук показывает неофитам. Сидя на фоне гигантской монстеры, карикатурный интеллигент-конспиролог вещает сперва про колористические исследования советских художников и психофизиологов (возможно, имеются в виду Михаил Матюшин и Алексей Гастев), нашедшие практическое применение в ковровой промышленности, а потом про магические свойства пленки «Свема», которые обеспечивала «бактериальная составляющая» «мономолекулярного слоя» ее эмульсии.

В омут «Свемы» и погружается в итоге героиня, прошедшая инициацию реэнактментом крайне странной сцены производственный гимнастики, переходящей в истерику. Что именно хочет сказать всем этим Михайлов, до конца неясно, но обскурность только придает очарования фильму, который выглядит как оммаж всему киномедиуму сразу.

Загнанные в узкую щель широкого экрана (парадоксальным образом такой формат кадра создает эффект не простора, но крайней клаустрофобии, низкого неба и давящего потолка), герои вынуждены жить в какой-то бесконечной нехорошей шутке, которой кажется и многократно осмеянное в фильме современное российское кино, и авторский метод самого режиссера. Метод этот можно было бы попробовать свести к увлечению чистой пластикой танца, к горячей любви к ментовскому палпу и к поэтике Линча, переписанной огрызком карандаша на бересте из родных берез. Но нет никакой уверенности, что все это Михайлов делает всерьез, а не в порядке постмодернистской игры с пространствами поп-культуры. Ведь тут не только болливудщики ненастоящие, но и ковры не совсем советские (просто похожи), да и фильмы тоже.

Мария Мацель

Это вообще самая смешная и гениальная часть михайловского фокуса. Гротескная пародия на советское кино, хоть и с совершенно современными типажами и психофизикой актеров, кажется очень знакомой. Все просмотренные героями «Отпуска» сюжеты с неудачными свиданиями в кафе, премиями и отчетами, аморалкой младших научных сотрудников и истериками обманутых ими жен вызывают дежавю, но, на самом деле, это чистая фикция по мотивам наших любимых фильмов (причем не только 1970-х).

«Отпуск в сентябре» (разумеется), «Маленькая Вера», «Полеты во сне и наяву», а то и «Брат», даже какой-нибудь «Каждый вечер в одиннадцать». После их просмотра героиня Мацель задумывается, как бы она жила в 1970-е — наверное, «как-то честнее», при этом никакого намека на честность в этих сюжетах нет. Напротив, странная недосказанность, невозможность точно трактовать создает крайне параноидальное ощущение. Благостный застой набухает иррациональной тревогой. Аналогом ее в современном мире оказывается лютый триллер: чтобы продублировать эту эмоцию в нашей реальности, Михайлову приходится грузить девушек в фуры, выпускать из лесу тройку опасных маргиналов, пристающих к актерам, и вводить тему загадочных исчезновений людей с площадки.

Это постоянное подчеркивание связи всего со всем, игры видимостей и значений — вроде как бы шуточное и в то же время серьезное — и составляет душу и характер фильма. Самое страшное в хорроре не монстр, а намек на его присутствие, и Михайлов от души кошмарит зрителя предчувствием чего-то иного. Впрочем, оно же, иное, и дает надежду на то, что, проснувшись утром в комнате с ламинатом, можно выйти на улицу и успеть проскользнуть в арку между «Отпуском в сентябре» и «Ленинградом, ноябрем».

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

19 июля 202313
17 октября 20223
13 октября 20223
28 марта 202310

Главное сегодня

Вчера6
Вчера5
Вчера5
Вчера0
Вчера2
20 ноября5
20 ноября5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации