В прокат выходит фильм Александра Войтинского «По щучьему велению», который кинокомпания-производитель СТВ называет «сказочным блокбастером». Разбираем, какой получилась эта осовремененная версия сразу нескольких русских сказочных сюжетов.
О чем фильм
Правитель подводного царства, похожий на карася в камзоле, разыскивает свою сбежавшую невесту. Пока он занят этим делом, в нашем земном мире великовозрастный лодырь Емеля (Никита Кологривый) полеживает на печи и притворяется маленьким мальчиком, когда слепой отец (Константин Таполага) зовет его помогать в кузнице. Вместо работы он идет кататься на санках и ловить рыбу в проруби. Вытащив огромную щуку, Емеля возвращается домой и собирается варить уху, но рыба оказывается не простой, а волшебной. Она обещает исполнить три его желания в обмен на свою свободу.
Два первых желания наш герой легкомысленно растрачивает на ерунду, а сообразив, что у него осталось только одно, включает наконец мозг и решает желание приберечь. Щука тем временем оборачивается прекрасной Василисой (Мила Ершова), которая теперь желанием этим привязана к Емеле. Он же устремляется в столицу, чтобы посвататься к царской дочке Анфисе (Алина Алексеева).
Однако у той уже есть на примете жених — британский посол лорд Ротман (Юрий Колокольников), который, правда, совсем не нравится батюшке-царю (Роман Мадянов). Он готов с порога выдать Анфису за Емелю, но коварная царевна придумывает для мужика всё новые испытания в надежде, что тот сгинет. Поэтому Емеле приходится отправиться на поиски баяна-самоиграна и скатерти-самобранки, а потом и наведаться в загробное царство Кощея (Фёдор Лавров). Как и положено в сказках, все эти испытания он не без помощи Василисы пройдет успешно, а в процессе еще и обретет настоящую любовь и даже нечто похожее на совесть.
Кто снял
Над фильмом работали те же продюсеры, Сергей Сельянов и Наталья Смирнова, которые в 2021 году выпустили сказку «Конек-горбунок», а также Александр Горохов, отвечавший там за компьютерную графику. Режиссером стал Александр Войтинский, тоже не новичок в сказочно-фэнтезийном жанре: он снимал фантастический боевик «Черная молния» (2009), «Призрак» (2015) о погибшем авиаконструкторе, являющемся школьнику (несмотря на такой синопсис, это не триллер, а доброе семейное кино), а также самую первую часть «Елок» (2010). Сценарий «По щучьему велению» писал Александр Архипов, работавший, в частности, над мультфильмами «Синдбад. Пираты семи штормов» (2016), «Садко» (2017) и «Бука. Мое любимое чудище» (2021).
Как это выглядит
Ярко, красочно, с большим вниманием к костюмам (художницы Надежда Васильева и Ольга Михайлова изготовили их несколько сотен) и деталям сказочного мира, который создала Анастасия Каримулина, отвечавшая за художественную постановку. Съемки по большей части проходили на берегу Иртыша под Тобольском, так что пейзажи, избы и царский терем здесь не только сказочные, но одновременно обжитые, в отличие от мрачного Кощеева царства, снятого в павильоне с большой долей компьютерной графики.
При этом, несмотря на исконно-посконный материал, создатели фильма явно ориентируются на голливудские образцы: подводное царство заставляет вспомнить «Русалочку», Кощей — многочисленных диснеевских злодеев, а целая линия с покойной матушкой-царицей (Агриппина Стеклова) — и вовсе какого-нибудь Тима Бёртона. Без обязательной обаятельной зверушки, исполняющей роль напарника главного героя, тоже не обходится: здесь это кот Баюн с внешностью манула, повадками режиссера Войтинского, с которого для него снимали пластику и мимику, и с голосом Сергея Бурунова. Правда, Емеле в его приключениях уже помогает Василиса, так что Баюн заводит дружбу с царем, которому на каком-то этапе тоже начинают требоваться полезные советы.
К российским реалиям сказку возвращают шутки, заодно, видимо, призванные развеселить взрослых зрителей, которые привели на сеанс детишек: «Как похорошела столица при царе-батюшке!» — восклицает Емеля, ступая за ворота стольного града. И, конечно, сюжет о противостоянии нашего царства с «коллективным Западом» в лице уже упомянутого британского посла. Тот искушает царевну Анфису модными гаджетами, а царь отвечает добытыми Емелей чудесами от волшебных отечественных производителей. При желании в том, как показано это соперничество, можно даже разглядеть смелую мысль, что обе его стороны одинаково тщеславны, нелепы и заставляют простых людей отдуваться за свои амбиции.
Вердикт
С развлекательной функцией создатели «По щучьему велению» справились в целом хорошо: в фильме много динамичных и забавных эпизодов, так что маленькие зрители, скорее всего, не заскучают, а для взрослых есть кот Баюн и его сентиментально-блатные песни. За всем этим спрятана классическая история взросления: по-настоящему счастливый финал Емеля заслуживает, только когда проявляет наконец немного альтруизма и начинает принимать во внимание чувства окружающих.
Меньше всего повезло, как всегда, женским персонажам: царица Агриппина изображена безусловной злодейкой (даже у Кощея есть оправдание негодяйству!), стремление царевны Анфисы к самостоятельности подано как каприз и дурная прихоть, а умница и красавица Василиса весь фильм вытаскивает Емелю из разных неприятностей, не получая в ответ никакой благодарности. В конце он, правда, исправляется, но на то она и сказка.
Автор: Юлия Шагельман