«Год рождения» Михаила Местецкого: трагикомический оммаж сибирскому панку

Обсудить0

Это эксцентрическая и печальная драма неизбежного взросления творческой личности в сибирском моногородке, который открывался фестиваль «Маяк» в Геленджике. И это первый за 9 лет фильм Местецкого. Он выходит в прокат 9 ноября!

Константин Шавловский

Кинокритик, поэт

Филипп (Эльдар Калимулин) вернулся из Новосибирска в Металлогорск, чтобы прославить свою малую родину на весь мир, организовав там грандиозный музыкальный фестиваль «Месиво» («Металлогорское синкретическое возрождение»), посвященный металлогорскому андеграунду в целом и легендарной панк-группе «Яичный свет» в частности. В 1990-е «Яичный свет» ненадолго воссиял над депрессивным моногородком — пламенем, скорее, адским. Солист «Яичного света», Сопля (Юра Борисов), был настолько трансгрессивен, что однажды в порыве музыкальной страсти отпилил себе голову бензопилой прямо во время концерта. И, вопреки всем земным законам, выжил: ударник Костолом вовремя приклеил голову обратно, для верности залив в горло соратника портвейн «Три топора».

Еще Сопля силой воли мог покрываться татуировками, мочиться кирпичами и изобрел «уандер-элемент», который мог волшебным образом извлекать музыку из чего угодно — от цветочных горшков до случайных прохожих.

Юра Борисов

Об этих и других чудесах Филипп рассказывает в своем подкасте «Яичный Металлогорск», который ведет из собственной квартиры, превращенной им в любительский музей с уникальными артефактами вроде фартука Сопли и оригинала той самой бензопилы. В эту музей-квартиру в прологе фильма случайно попадает роковая продавщица диванов Марина (Анастасия Талызина). И после нескольких коротких свиданий прямо на сцене знакомства Филиппа с родителями Марины выясняется, что она ждет ребенка. Появляется титр: «Год рождения».

Михаил Местецкий задумал свой второй полнометражный фильм больше семи лет назад, когда сам оказался в положении Филиппа. Центральный конфликт «Года рождения» — ожидание рождения ребенка и сопутствующие этому трудности, от ремонта квартиры до необходимости отказа будущего отца от свободной жизни в пользу интересов нуклеарной семьи. Режиссер не скрывает, чью версию событий он рассказывает, и фильм демонстративно начинается с закадрового голоса Филиппа. Это история Филиппа, его точка зрения на события, и Марина с ее проблемами во многом остаются за кадром.

Музей «Яичного света» герою приходится срочно переделывать обратно в квартиру, пригодную для жизни молодой семьи, место панк-реликвий занимает мещанский диван, Филипп даже бросает свой подкаст и устраивается электриком на мясокомбинат тестя. Но даже на этом ужасы будущего отца не заканчиваются: под чутким руководством директора мясокомбината, который по семейным обстоятельствам согласился стать спонсором безумных фантазий зятя, андеграундное «Месиво» превращается в фестиваль «Русский студень» с изготовлением гигантского студня у здания администрации и прочим набором развлечений провинциальной ярмарки.

Эльдар Калимулин

В «Годе рождения» легко читаются идефиксы Местецкого — мокьюментари (см. короткометражки «Топоры в батонах» и «Ноги — атавизм») и портреты художников в юности (см. обаятельный «Тряпичный союз» прототипами героев которого стали члены общества «Радек»). Рассказы о подвигах Сопли проиллюстрированы псевдохроникой, стилизованной под VHS-записи, они образуют практически фильм в фильме. А что до юности, Местецкий продолжает петь гимн инфантилизму, который в его творческой вселенной является синонимом нонконформизма. На первый взгляд, юность у Местецкого ненапрасна, ей всегда есть куда жить, даже в Металлогорске, а конфликт героя с миром взрослых, в отличие от «Межсезонья» Александра Ханта или «Снегиря» Бориса Хлебникова, здесь показан, скорее, иронично. Взрослые в «Годе рождения» не монстры, они не пожирают своих детей, а просто их не понимают, потому что не верят в чудеса и не умеют мечтать. Филипп хочет войти в этот мир взрослых на своих условиях и как будто бы даже добивается своего в финале.

«Яичный свет» — то ли мистификация, то ли действительно существовавшая сибирская панк-группа, от которой, по утверждению Местецкого, не сохранилось ничего, кроме песен. Их-то он якобы и воспроизвел и адаптировал со своей музыкальной группой «Шкловский» («Шкловский» собирается вернуться и выпустить целый альбом песен к фильму).

Так или иначе, с этим мифом Местецкий попадает в кинематографический тренд сезона, заданный сериалом «Король и Шут». Радикально нигилистическая панк-культура 1980 — 90-х стремительно присваивается государством: совсем недавно в Фонде кино питчинговали фильм про Хоя из «Сектора Газа», а Фонд поддержки регионального кинематографа только что профинансировал док «Восточно-сибирский панк». Изображенный в фильме Сопля, по словам Местецкого, «передает привет и питерской группе „Химера“, а конкретно Старкову, который тоже выступал в похожем фартуке, делал такую же невыносимую музыку, а потом повесился на чердаке (где его спустя время нашел виолончелист группы „Аквариум“ Сева Гаккель)». Но в этом ряду зияет отсутствие главного имени — Егор Летов, без фигуры которого невозможно представить себе российскую и особенно сибирскую панк-сцену. И точно так же трудно представить хоть сколько-нибудь правдивый байопик Летова, снятый в 2023 году, несмотря на очевидный коммерческий потенциал проекта (если только продюсеры не хотят положить свое произведение на полку).

Юра Борисов

Вроде бы сторонится политики и фильм Местецкого. Но лишь на первый взгляд. Чтобы обойтись без спойлеров, аккуратно скажем, что в последние полчаса зрителя ожидает фантасмагорический сюжетный поворот, после которого происходящее на экране перестанет быть обычной драмой взросления, наполненной ламповой постмодернистской иронией. Фильм превратится в сказку с чудесами, но сказки часто появляются на месте страшной правды, которую иначе не рассказать, не усвоить, не принять.

Мода на девяностые за последние несколько лет буквально захватила российский экран — от артхаусных «Быка» Акопова и «Маши» Пальчиковой до блокбастера Велединского «1993», прямо сейчас идущего в прокате. А чтобы перечислить стриминговые проекты, так или иначе связанные с 1990-ми, понадобился бы отдельный абзац. «Год рождения» тоже обращается к девяностым, ведь именно там, по версии Местецкого, где-то в сибирской провинции за картонным очагом традиционных ценностей скрывалась тайная дверь в мир художественной свободы, безграничного поиска и настоящих чудес. Но, как пела группа «Шкловский», «девяностые не вернутся никогда». Ведь если девяностые были временем великих «психонавтов», которые могли изменить своими поступками целый мир, то сегодня даже самый отчаянный и безумный поступок приведет художника в лучшем случае на сцену «Русского студня».

Это текст впервые был опубликован 9 октября 2023 г.

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

9 октября 20231
9 октября 20235
17 марта 201628
14 ноября2

Главное сегодня

Сегодня4
Сегодня5
час назад0
Сегодня0
Сегодня1
Вчера5
Вчера5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации