Собрали 10 интересных книг о видеоиграх, которые можно почитать на русском языке в сервисе Букмейт. Выбрали самую разную публицистику, от книг о современном устройстве игровой индустрии до трудов, посвященных людологии — науке, которая изучает игры и их влияние на человека. Кстати, большая часть этих книг посвящены тайтлам, которые вошли в топ-100 великих игр согласно опросу Кинопоиска.
Книжная дилогия всемирно известного игрового журналиста Джейсона Шрейера — это всеобъемлющее и важное журналистское расследование. Доступным для простого читателя языком Шрейер рассказывает о том, как устроена современная игровая индустрия и с какими трудностями сталкиваются люди, которые в ней работают. «Кровь, пот и пиксели» погружают читателя в цикл разработки десяти разных игр, но концентрируются не на продукте, а на людях, которые его создали. Неважно, разработка ли это невероятно успешного третьего «Ведьмака» или спорной Dragon Age: Inquisition — создатели этих игр прошли через кранчи (то есть переработки), бессонные ночи и бесконечные конфликты в коллективе. А релиз каждой игры — это настоящее спасение из рабочего ада. Но хуже всего, когда твою игру отменили, когда все было зря и с этим придется смириться. Об этом рассказано в заключительной главе про отмененную Star Wars 1313.
Джейсон Шрейер
«Нажми Reset. Как игровая индустрия рушит карьеры и дает второй шанс»
Издательство «Бомбора»
Вторая книга дилогии, «Нажми Reset», посвящена управленческим ошибкам и массовым сокращениям на производстве больших и дорогих игр. Книга рассказывает о том, как во время разработки рушатся успешные карьеры и закрываются целые студии. Как люди выгорают после череды увольнений, находятся в постоянном творческом кризисе и не могут адаптироваться в новых коллективах. Книги Шрейера, пожалуй, тот редкий случай, когда разбор серьезных бизнес-драм — это одновременно увлекательное и познавательное чтиво.
Дэвид Кушнер
«Повелители DOOM. Как два парня создали культовый шутер и раскачали индустрию видеоигр»
Издательство «Бомбора»
«Повелители DOOM» — одна из лучших и самых захватывающих книг в истории игровой литературы. Ей больше 20 лет, но она ни на день не устарела. Первая мысль, которая, возможно, у вас возникнет в голове к 50-й прочитанной странице: «Черт возьми, я хочу увидеть сериал или фильм по мотивам этой истории!»
Кушнер написал книгу про настоящих рок-звезд игровой индустрии — Джона Кармака и Джона Ромеро. История невероятного успеха двух товарищей, которые основали знаменитую игровую студию id Software, создали великий шутер DOOM, прославились на весь мир и разбогатели. Но как она рассказана! Это не банальная статья в стиле «Википедии» с цитатами о разработке игры из старых журналов, а самое настоящее исследование жизни двух творцов. Автор потратил пять лет на сбор источников, провел множество интервью и узнал все о первом десятилетии существования id Software.
Секрет успеха «Повелителей DOOM» кроется в захватывающем и разноформатном повествовании. Кушнер с завидной частотой скачет между бытовыми историями, художественными вкраплениями с живыми диалогами (порой с ненормативной лексикой) и обстоятельной монографией о разработке. Вдобавок книга может вызвать приятный побочный эффект: после прочтения «Повелителей DOOM» может появиться ощущение, что ты сам работал в id Software, лично знаком с двумя Джонами и участвовал в создании великой игры.
С первых страниц узнается фирменный стиль автора «Повелителей DOOM»: экспрессивность, упор на художественное повествование и жизнь ярких личностей. Кушнер и в этот раз поступил оригинально — он написал книгу не про историю серии GTA, а про череду медиашумихи, которой она была окружена.
Скандалы, интриги, расследования — три ключевых слова, которыми можно описать «Потрачено». Большая часть книги посвящена ажиотажу вокруг мода HotCoffee (он разблокировал в игре секс-контент) для GTA: San Andreas и войне Rockstar Games с американским активистом Джеком Томпсоном, который хотел запретить продажи игры и чуть ли не закрыть саму студию. Мы знаем, что этого так и не произошло, но от такого факта книга не становится менее напряженной. Кстати, по мотивам этих событий даже сняли драму «Переломный момент» с Дэниэлом Рэдклиффом в роли Сэма Хаузера, создателя Rockstar Games.
Если рассматривать весь рынок игровой литературы, то нужно учесть один важный момент: книги об играх рассчитаны на разные категории читателей с разными запросами. Условно есть три вида игровой литературы. Первый вид рассчитан на дотошных фанатов, которые жаждут эксклюзивной информации. Второй вид представляет собой, скорее, экскурс в какую-нибудь игровую вселенную с подробным пересказом игровых сценариев и биографий персонажей. Такие книги часто критикуют за пустоту и википедийность, но они полезны для тех читателей, кто хочет поиграть в условную двенадцатую часть популярной франшизы и при этом не хочет разбираться в сюжетных перипетиях предыдущих игр.
«Resident Evil. Обитель зла игровой индустрии» относится к третьей, более редкой категории книг. Это литература для новичков, которая берет по чуть-чуть из прошлых двух видов, но больше концентрируется именно на истории разработки. Это скорее вводная монография в серию, чем грандиозное исследование. Аниэль подробно рассказывает о разработке Resident Evil с первой по четвертую части, а после этого бежит галопом по Европам и сжато пересказывает дальнейшее развитие франшизы. Книга точно не для прожженных фанатов серии, но если вы прошли всего одну часть Resident Evil или вовсе смотрели только киноадаптации с Миллой Йовович, то «Обитель зла игровой индустрии» станет неплохим проводником в знаменитую франшизу.
Мечери Дамьен, Ромье Сильвен
«Dark Souls: за гранью смерти. Книга 1. История создания Demon’s Souls, Dark Souls, Dark Souls II»
Издательство «Бомбора»
Книга для тех, кто начал играть в Dark Souls, не понял ее сюжет и захотел разобраться в том, что там вообще происходит в этой вселенной. Франшиза Souls от студии FromSoftware славится своим уникальным нарративом. Основную информацию игрок получает, читая короткие, чаще всего не длиннее двух предложений, описания предметов, которые находит в игре. Чтобы сложить в голове этот сюжетный пазл, нужно пройти игру несколько раз, найти как можно больше артефактов и научиться читать локации (понимать нарратив через окружение). Или изучить с десяток статей на фанатских ресурсах и посмотреть несколько длинных эссе на YouTube.
Лучшая альтернатива — 400-страничная книга французских игровых журналистов Дамьена Мечери и Ромье Сильвена. Авторы коротко рассказали о создании каждой игры, источниках вдохновениях команды разработчиков и о том, как серия Souls повлияла на игровую индустрию. В остальном достойный экскурс в историю вселенной. Что немаловажно, без эссеистской воды и фанатских домыслов, которыми полнится интернет.
Книга, которая обманывает дважды. Во-первых, ее оригинальное название — «Super Mario. Как Nintendo покорила Америку». Мелочь, но книга действительно больше посвящена игровому рынку США, чем мировому. Во-вторых, она не только про игры серии Super Mario Bros., что, наоборот, радует. Американский игровой журналист Джефф Райан написал сразу две книги в одной. У него получилась не просто познавательная ретроспектива про восхождение всеми любимого усатого водопроводчика, но еще и обстоятельный взгляд на индустрию в целом. Важно отметить, что «Super Mario» в первую очередь рассчитана не на хардкорных игроков, а на массового читателя, который не сильно погружен в тему, не увлечен ретрогеймингом и не может отличить PC Engine от Panasonic 3DO.
Альвин Аддаден, Лу Лассина-Фубер
«Поколения Pokemon. Как создавалась игровая сага, подарившая нам Пикачу»
Издательство «Бомбора»
Неожиданно большой и подробный фолиант, посвященный истории франшизы Pokemon — от основных игр серии до ее бесконечных медиаответвлений. В России большинство знает «Покемонов» благодаря аниме-адаптации, так что книга очень полезна той категории читателей, которые хотят познакомиться с играми про карманных монстриков, но не знают, с чего начать.
Это настоящая энциклопедия, в которой разобрано все мироустройство вселенной, упомянуты все примечательные существа и даже уникальные баги каждой игры. Отдельно хочется похвалить авторов за главы про развитие GameFreak и особенно за главу про ныне забытые игры, которые студия выпустила до работы над Pokemon. У «Поколения Pokemon» есть всего два мелких, но заметных недостатка: книга немного устарела (охватывает игры до 2016 года), и ей остро не хватает картинок. Из-за энциклопедического стиля в издании хочется увидеть какие-то графики и иллюстрации, но их, увы, почти нет.
Александр Ветушинский
«Игродром. Что нужно знать о видеоиграх и игровой культуре»
Издательство «Бомбора»
Александр Ветушинский — философ, преподаватель МГУ и НИУ ВШЭ, видеоигровой эксперт и самый известный специалист по game studies в России. Game studies, или людология — молодая, но всемирно признанная научная дисциплина, изучающая видеоигры во всем их многообразии. Она рассматривает игры с философской, психологический, социологической и культурологической стороны.
«Игродром» — это больше вводная в дисциплину game studies, чем всеобъемлющее научное исследование. Ветушинский анализирует современную игровую индустрию, этапы через которые она прошла, и то, как игры повлияли на быт человека. Какое место в жизни занимают игры? Приносят ли они вред, впустую тратят время или все-таки благоприятно влияют на наше сознание? На эти и многие другие вопросы автор ответил в своем исследовании. Главное, что книга написана живым языком и рассчитана на массового читателя, никакой откровенной зауми и ощущения, что читаешь скучную диссертацию.
Книги французского издательства Third Publishing часто ругают за вторичность и бесконечные пересказы игровых сценариев. Покупаешь их, ждешь подробную историю создания какой-нибудь серии, а получаешь копипаст «Википедии». К счастью, тут такой же случай, как и с книгой «Обитель зла игровой индустрии»: это прежде всего книга для новичков, а не преданных поклонников. Она будет полезна тем, кто никогда не играл в серию The Elder Scrolls и хочет погрузиться в нее именно со Skyrim.
Экстанази умудрился охватить всю историю франшизы, вспомнил ключевые вехи вымышленной вселенной, рассмотрел основные игровые механики и разобрался в феномене невероятной популярности Skyrim. Краткость, как говорится, сестра таланта. А еще это редкая книга, которую лучше читать не до или после прохождения, а параллельно прохождению Skyrim. Новичку она поможет разобраться в тонкостях лора вселенной The Elder Scrolls и особенностях многочисленных фракций, которые ее населяют.
Лучшие книги об играх мы собрали на полке в Букмейте! Промокод KINOPOISKMEDIA для новых пользователей.
Автор: Семён Костин