100 великих игр: места 100–71

Обсудить0

Представители видеоигровой индустрии и кинокритики, игровые журналисты и блогеры, звезды и просто геймеры — мы опросили почти 150 человек, чтобы выбрать 100 величайших игр в истории.

Перед вами новый спецпроект Кинопоиска, созданный по тем же принципам, что и прошлогодние «100 великих сериалов XXI века». На протяжении нескольких месяцев редакция опрашивала респондентов, которые назвали нам свои топ-10 величайших игр в истории; на основе их персональных списков была сформирована эта сотня.

В мире регулярно проводятся похожие голосования и публикуются списки лучших игр — например, британский PC Gamer славится регулярно обновляемым топ-100, — однако в России ничего похожего по масштабам давно не было.

В основу рейтинга Кинопоиска легли списки игровых журналистов разных поколений, — и тех, кто работал в индустрии в нулевые, а теперь занимается чем-то другим, и нынешних экспертов. Среди респондентов также много тех, кто не занимается играми профессионально, но искренне их любит. Возможно, это единственный случай, когда в одном топе поучаствовали техноблогер Wylsacom, стример Мэддисон, продюсер Антон Логвинов и киноблогер BadComedian. Хочется верить, что разнообразие приглашенных героев позволяет нашему списку претендовать на объективность: это рейтинг по-настоящему великих игр — хотя бы по состоянию на осень 2023 года.

Какими принципами мы просили руководствоваться респондентов? Во-первых, они указывали конкретные части франшиз, а не все игровые серии. При этом мы не запрещали голосовать им за несколько разных игр одной и той же франшизы. Во-вторых, мы не брали в расчет фанатские модификации и дополнения (за исключением тех, которые становились самостоятельными проектами). Полноценные ремейки старых игр считали за новые, отдельные тайтлы (например, Resident Evil 4, 2023).

Эпитет «великий», разумеется, звучит претенциозно. Под этим определением мы предполагали значимость конкретного проекта для индустрии видеоигр, вклад в поп-культуру и личные предпочтения респондентов одновременно. Ключевой проверкой была такая: мы предлагали участникам назвать те игры, без которых они не могли представить себе подобный список. Некоторых из них мы попросили рассказать о своем выборе подробнее и публикуем их комментарии здесь, но иногда про конкретные игры рассказывают и те, кто за них не голосовал. Для удобства также указаны годы выхода игр и их жанры. Получившийся топ-100 выкладывается в течение полутора недель частями. В финале спецпроекта мы поделимся личными топ-10 каждого участника голосования.

Другие части топ-100

100

Pac-Man (1980)

Аркада

Максим Бугулов («Большой Буковски»)

Видеоигровой журналист, видеоблогер, кинокритик

Pac-Man не был первым мейз-геймом и на момент выхода серьезно уступал многим аркадным мастодонтам (например, Galaxian). Однако именно желтый кружочек, убегающий от привидений, заложил основы поп-культурного существования видеоигр в том виде, который мы наблюдаем сегодня.

Со временем популярность Pac-Man стала столь мощной, что пробила стены других медиумов. Песенка «Pac-Man Fever» музыкального дуэта Buckner & Garcia вошла в десятку самых популярных треков США и Канады, а одноименный мультсериал Hanna-Barbera стал первой в истории анимационной картиной, основанной на видеоигре.

Сейчас с каждым годом появляется все больше экранизаций видеоигровых тайтлов, потому что рынок гейминга окончательно затмил все прочие развлечения. Но водоразделом стал именно аркадный хит Namco из 1980-х, до сих пор не вылезающий из актуальных поп-культурных референсов. Несмотря на почтительный возраст, его узнают все поколения геймеров, а иные фильмы нет-нет да и вспомнят waka-waka-существо.

99

Heavy Rain (2010)

Интерактивная драма

Ольга Давиденко

Киноведка, авторка видеоэссе Кинопоиска

Неудобное управление, сюжетные дыры, манипулятивный саундтрек, эффект «зловещей долины» от лицевых анимаций и провальный дубляж — все это можно было прочувствовать в одной из величайших игр прошлого десятилетия. Heavy Rain вывела жанр интерактивного кино на новый уровень и привлекла к играм тех, кто предпочитал фильмы.

Отдав власть над ходом истории в руки геймеров, этот детективный триллер почти целиком опирается на механику QTE. Но ее задача не сводится к тому, чтобы натренировать скорость реакций на всплывающие надписи. Провал испытания может стоить персонажу жизни, и все же это не столько повод для перепрохождения, сколько шанс открыть новый контент (в игре 18 концовок!). А для позитивного отыгрыша роли некоторые этапы QTE лучше вообще игнорировать: отказ от нажатия кнопки в кульминационный момент может уберечь от последующих мук совести.

В диалогах варианты реплик так же нервно кружат по экрану, что порой затрудняет принятие решения, имитируя ход мыслей персонажа, едва сдерживающего панику. Всё здесь на грани нервного срыва, а геймплей приближает к этому состоянию и игрока. Если вы ищете, во что поиграть осенью, или вас давно не навещала тревожность, то вы знаете, куда идти за этими ощущениями.

98

The Legend of Zelda: Tears of the Kingdom (2023)

Action-adventure

Дима SuperVHS

Креативный директор Кинопоиска

Раньше в «Зельде» можно было бегать и разгадывать загадки, теперь там можно бегать и заниматься крафтом, собирая удивительные волшебные вещи из говна и палок. Идеальный симулятор креативного директора!

Сама история создания новой части уже вдохновляет: задуманная как расширение к прошлой игре The Legend of Zelda: Breath of the Wild (2017), она по ходу разработки превратилась в самостоятельное произведение. Более 100 часов геймплея в открытом мире — звучит максимально утомительно, но только не в случае Tears of the Kingdom, потому что тут нет никакой обязаловки. И у каждого игрока эти 100 часов могут быть совершенно разными.

Уверен, если бы Князь и Горшок поиграли в Tears of The Kingdom, у них обязательно появилась бы песня про Линка, королевство Хайрул и демона Ганондорфа. Ведь здесь тоже можно бродить по дворцам, забытым хижинам, сидеть возле костра и даже, разбежавшись, прыгнуть со скалы, и этот момент один из самых впечатляющих в новой «Зельде».

97

The Sims 2 (2004)

Симулятор жизни

Марина Тинкер

Блогер, косплеер

По-настоящему культовая игра. Тройка и четверка — всего лишь ее бледные копии. The Sims 2 западает в душу мелкими деталями: если ваши персонажи влюблены, они будут спать в обнимку; при готовке еды сим достанет посуду из шкафчика (а не из воздуха); если у тебя завелись тараканы, сколько ни трави, поможет только дезинсектор. Всей душой люблю сюжетных персонажей этой части, особенно госпожу Пьяную-Помятую, которая ходит по городу и нападает на влюбленные парочки, избивая их своей дамской сумочкой.

Не могу не отметить пиратские фанатские моды The Sims 2. Однажды в киоске на остановке у музыкальной школы я приобрела The Sims 2 Friends по мотивам сериала «Друзья». Ничего от ситкома там не было, но модер залил свою музыку в магнитофоны для персонажей, и этот плейлист буквально сформировал мой музыкальный вкус. Спасибо тебе, чувак!

Можно сказать, часть моей юности прошла на просторах Китеж-града, Вероны и Новосельска. Как и все, я строила дома и любовь, удаляла лестницы, когда в мой бассейн лезли непрошеные гости, и пыталась найти Беллу Гот.

96

Xenogears (1998)

JRPG

Семён Костин

Игровой журналист, блогер, редактор и ведущий канала «ЛаваЛампа»

Xenogears — одна из самых впечатляющих JRPG в истории игровой индустрии. На момент выхода ее заслуженно критиковали за неудобную камеру, скудную боевую систему и секции со сломанным платформингом. По части геймплея она действительно не стала прорывом, но в плане сценария и проработки персонажей это до сих пор самый серьезный и глубокий сюжет в японских ролевых играх. Достичь подобного уровня не смогли даже духовные наследники Xenogears — серии Xenosaga и Xenoblade (хотя это все равно отличные игры).

По масштабу событий Xenogears сравнится разве что с великой Planescape: Torment, аниме-сериалом «Легенда о галактических героях» и «Войной и миром» Льва Толстого. Сюжет Xenogears охватывает масштабный отрезок истории в 10 000 лет, поэтапно затрагивая развитие планеты, далеких предков героев и прочие метафизические аспекты.

Редкая игра, где второстепенные персонажи выглядят не процедурными болванчиками, а вполне себе живыми героями. Редкая игра, где хочется взять блокнот и записать мудрые цитаты своих сопартийцев. Вдобавок к этому Xenogears ощущается как хорошая книга или грандиозный аниме-сериал в несколько сезонов, пропитанный трудами Фридриха Ницше и Карла Юнга. Именно благодаря Xenogears я понял, что игры — это не просто развлечение, а еще одна форма искусства.

95

Contra (1987)

Shoot ’em up

Марат Шабаев

Кинокритик, куратор игрового направления Кинопоиска

Два бойца высаживаются на безымянном острове, чтобы перестрелять всех пришельцев и спасти мир. Вид сбоку, двухмерная спрайтовая графика, несколько уровней и возможность сыграть в кооперативе с приятелем. Contra стала родоначальницей целой серии игр (она существует и сейчас) и достаточно влиятельного поджанра, который жив до сих пор в лице подражателей в духе Broforce.

94

Shadow of the Colossus (2005)

Action-adventure

Николай Дыбовский

Руководитель студии Ice-pick Lodge

Играм редко удается одним лаконичным приемом передать сложное душевное состояние, замешанное на таких непростых чувствах, как ответственность, обреченность, сострадание. В Shadow of the Colossus меня впечатлили две черты. Это кричащая несоразмерность масштабов крохотного человека и подвига, который ему предстоит совершить. Невыполнимость задачи бросается в глаза. Невозможно победить таких колоссов, но сделать это необходимо, чтобы ожил единственный любимый человек. Одиночество героя абсолютно, и никто ему не поможет. Человек проявляется прежде всего в сравнении с нечеловеческим.

Но самое удивительное — поразительный процесс прохождения. Гигантское чудовище само является дорогой к победе над ним. Ты сливаешься с колоссом воедино, пока снова и снова пытаешься забраться на него и пройти его до конца. Изучаешь каждую его черточку, цепляешься за его шероховатости и надеешься на него. Желая расправиться с ним, ты буквально руками успеваешь узнать его до мелочей, как узнают только любимых и близких.

Это редкий случай удачной игры о любви.

93

Dragon Age: Origins (2009)

RPG

Павел Пивоваров

Ведущий подкастов «Не занесли», «Горящий бензовоз», «Что было раньше»

Мне 18 лет, я просыпаюсь утром, немножко играю в Dragon Age: Origins, иду на работу и думаю про Dragon Age: Origins. Работаю, думая про Dragon Age: Origins, и бегу домой с работы, представляя, как я сейчас сяду в нее играть. Никогда раньше и никогда позже не было момента, чтобы я прочувствовал игру на таком количестве уровней, прошел ее шесть раз и спустя 15 лет мог в точности воспроизвести сюжет и обосновать, почему Тейн Логейн — гнида.

Пожалуй, у каждого есть своя игра, разделившая игровой опыт на до и после, и это как раз мой случай. До DA я не интересовался игровой журналистикой и играл в то, что посоветуют друзья. После DA я понял, что игры могут не только развлекать, но и заставлять задуматься, оставлять в сердце след не меньше, чем любой другой вид искусства. С тех пор я только укрепился в своем мнении.

Поэтому я обязан компании BioWare за все подкасты, которые веду, за сайты, на которых работал, и за то, что я вообще голосовал в этом топе и возвращаю свой долг, представляя вам мою самую любимую игру на все времена.

92

«Мор. Утопия» (2005)

Квест

Олег Чимде

Бывший шеф-редактор DTF, ныне редактор «Геймдев» Skillbox Media

Как понять, что перед вами культовая игра? Посмотрите на обе части «Мора» — оригинальную 2005-го и ремейк-переосмысление 2019-го. Их сообщества доверху наполнены фанфиками и артами, по вселенной водят ролевые игры, а на полночных кухнях кто-то нет-нет да и заведет разговор о судьбе Многогранника и его обитателей.

Всё потому, что в «Море» уникальная и детально проработанная вселенная, на которую работает и художественное исполнение, и геймплей. Все это вместе рождает мир, который хочется изучать и поглощать. Разобраться в хитросплетениях политики Города-на-Горхоне, вникнуть в обычаи степняков, понять, чего же на самом деле хочет Чума, что шествует по улочкам и выжигает целые районы.

И при этом «Мор» всегда держит в напряжении, с которым справится не каждый. Как говорил руководитель Ice-Pick Lodge, студия делает «мучильни», и это правда. Выдержать вызов смерти в «Море» очень сложно, а мир не спешит раскрываться, он замкнут сам на себе. Вы здесь будто лишний, никто о вас заботиться не будет. Но оно того точно стоит. Настолько уникальных по всем параметрам игр не так много, как, возможно, хотелось бы. Так что каждая на вес золота.

91

Counter-Strike 1.6 (2000)

Шутер от первого лица

Никита Лутов

Директор по киберспортивному развитию Virtus.prо

Counter-Strike 1.6 была воплощением андеграундной эстетики гейминга двухтысячных. Большинство мониторов в компьютерных клубах отображали сетевые битвы 5×5 на de_dust2, а наружная реклама этих мест почти всегда использовала культовых оперативников в масках. Простой и понятный геймплей игры сразу подкупал игроков, создавая все более обширную фанатскую базу. Люди собирали команды и разрабатывали тактики, чтобы обыграть противников из соседнего района. Превращение CS в полноценную киберспортивную дисциплину было попросту неизбежно.

Кто знает, как выглядел бы современный киберспорт, если бы не огромное влияние «Контры». Гениальная в своей простоте формула была лучшей рекламой соревновательных игр, привлекающих больше людей по всему миру. Многие профессиональные киберспортивные клубы зародились на заре эпохи CS. Именно вместе с первым составом по CS 1.6 в 2003 году появились и Virtus.pro, за 20 лет существования завоевавшие сотни всевозможных трофеев в десятках совершенно разных дисциплин, включая статус чемпионов мира по CS: GO, потомку оригинального шедевра.

90

Firewatch (2016)

Квест

Алексей Филиппов

Редактор «Кино-Театр.Ру», ведущий подкаста Monday Karma, автор аниме-канала «Покебол с предсказанием»

Концентрированный игровой экспириенс в компактном формате досуга на природе. Без массивного (для ОС) открытого мира и многостраничной мифологии — для погружения в будни дежурного пожарной вышки Национального леса Шошони, штат Вайоминг, достаточно просто нажать play. Дальше 1989-й, личная драма и очень пионерские/скаутские/лесничьи дела в комфортном для саспенса и релакса темпе, безумные красоты пиксельной природы и синхронность погодных условий с грузом на душе Генри (мы играем за него). В общем, лаконичный образец гейминга как проживаемого опыта, окольной терапии и просто жизни в лесу.

Firewatch, конечно, не лишен кинематографической притягательности, но соблазнительная идея превратить его в инди-кино, скорее всего, обречена на провал: магия работает, только если вы в голове Генри, а не смотрите за его драмой из кустов.

89

Super Metroid (1994)

Платформер

Максим Сухов (Tierko)

Backend-разработчик Battlestate Games

Super Metroid — игра, изменившая мое представление о неизвестности. Если первая часть для меня оказалась довольно аркадной, вторая слишком камерной, плюс отсутствие осознания своей позиции в мире давало о себе знать, то в третьей части мы получили все те элементы, за которые мы все любим данную франшизу и жанр целиком. Слишком тягучая, неторопливая, местами способная заставить проникнуться чувством тревоги из-за музыкального сопровождения. В ней я впервые ощутил важность выбора стиля игры между кропотливым поиском каждого апгрейда и заучиванием паттернов врагов, для того чтобы обходиться без них.

Это игра, которая вынуждает изучать мир путем всевозможных ограничений, но при этом не пряча сами препятствия. Видишь апгрейд через пропасть, но прыгать на такие расстояния не умеешь? Или же входишь в новую зону, но получаешь урон от критической температуры и не знаешь, что с этим делать? Super Metroid не дает тебе ответа на эти проблемы, сама проблема и есть намек на решение. На момент выхода и отсутствия релевантного опыта ничего, кроме фрустрации, не испытываешь. Сейчас же понимаешь, что это будет целое удивительное приключение, где тебе предстоит стать лишь сильнее для поиска новых трудностей.

88

Fortnite (2017)

Королевская битва

Яна Веснина

Менеджер по слияниям и поглощениям в геймдев-компании

Fortnite — феноменальная игра, изменившая индустрию, и едва ли не лучшее обоснование метавселенной на сегодняшний день. Она объединила в себе множество концепций, чтобы привлечь самый широкий круг игроков. Новые сезоны, постоянные апдейты локаций, коллаборации с популярными франшизами и даже концерты топовых исполнителей — все это происходило в условно бесплатной игре, доступной почти на любом устройстве.

В «Форточку» было легко залететь без какого-либо игрового опыта и быстро обучиться. Танцы из Fortnite заполнили TikTok-сообщество, позволили самовыражаться игрокам и генерировать пользовательский контент, что помогло распространению игры.

И такая кроссплатформенная история встречается редко. Даже лидеры рынка вроде Sony, Apple и Google серьезно задумались о внесении изменений в собственные внутренние политики. Более того, Fortnite помогла Epic Games успешно запустить свой магазин и популяризовать движок Unreal Engine на новом уровне, что внесло серьезный вклад в геймдев-индустрию.

Стриминговые сервисы уровня Netflix готовились соперничать с Fortnite за личное время пользователя, а мобильные и консольные платформы ставили перед собой дилеммы о распространении игры. Fortnite стала любимой игрой для миллионов пользователей и заслуживает того, чтобы называться великой.

87

Outer Wilds (2019)

Action-adventure

Алихан Исрапилов

Автор Film.ru и Cinemaholics

Чаще всего видеоигры о космосе превращают игрока в бесстрашного завоевателя: борозди просторы галактики, садись на неизвестных планетах и истребляй инопланетную живность. Outer Wilds пытается добиться кардинально противоположных ощущений. Ты космонавт-новобранец и одинокий исследователь, у которого вообще нет оружия. Вокруг пугающая неизвестность и тайны галактического масштаба. Главная из них — почему ты попал во временную петлю, которая заканчивается либо твоей смертью, либо взрывом Солнца через 22 минуты?

В поисках ответов придется с любознательностью археолога, антрополога и биолога изучать древние руины, черную дыру, планету с тайфунами, секретные космические станции и даже законы квантовой физики. А каждое, даже самое незначительное открытие заставит наивно улыбаться и исступленно смотреть в экран. Под аккомпанемент губной гармошки и банджо Outer Wilds заражает игрока нежной меланхолией, учит меньше бояться смерти и мотивирует всегда двигаться дальше — шаг за шагом, исправляя прошлые ошибки.

86

Red Dead Redemption (2010)

Action-adventure, шутер от третьего лица

Вадим Елистратов

Главред Кинопоиска, экс-главред DTF и ведущий «Горящего бензовоза»

За 13 лет Rockstar так и не выпустила первую Red Dead Redemption на ПК, поэтому в России знакомство массовой аудитории с серией случилось сильно позже, в момент выхода RDR 2. Но великий сиквел (и одновременно приквел) не случился бы без восхитительного оригинала. Все сильные стороны RDR 2 были заложены именно в RDR.

На фоне более легкомысленных и пестрых GTA эта Red Dead Redemption удивляла своей камерностью и безупречно воссозданной атмосферой угасающего Дикого Запада. Как и Артур Морган, главный герой RDR 2, Джон Марстон — вымирающий вид, человек с мрачным прошлым, у которого нет никаких шансов перед лицом стремительно наступающего будущего.

И если в GTA смерть и пытки порой могли выступать панчлайном для шутки, то в RDR человеческая смертность — часть грандиозной трагедии, над которой совсем не хочется смеяться. Быть может, RDR 2 лучше и как литературное произведение, и как невероятно амбициозное кино, но финал первой Red Dead Redemption переплюнуть ей все-таки не удалось: даже спустя 13 лет его невозможно забыть.

85

Alan Wake (2010)

Мистический аction-adventure

Дмитрий Соколов

Кинокритик, постоянный автор Disgusting Men, Russo Rosso, «Искусства кино» и Kinomania

На первый взгляд, Alan Wake легко может показаться просто яркой компиляцией из старых телесериалов, романов Стивена Кинга, привычных механик survival horror и фильмов Дэвида Линча. Но как говорит Алан Уэйк: «Это не озеро. Это океан». И он прав: внутри Alan Wake в сто раз больше, чем кажется снаружи.

В сценарии элегантно сочетаются путешествия в подсознание, хтоническое зло в маленьком городе, литература как высшая (ир)реальность, постмодернистская ирония и отчаянная борьба автора с собственным творением. При этом для меня Alan Wake остается эталонным survival horror, где твоя жизнь постоянно висит на волоске, враги всегда где-то рядом, а спасительный свет вот-вот готов погаснуть.

Иными словами, Alan Wake велик именно тем, что он показал задолго до The Last Of Us, как можно в формате видеоигры рассказать историю, не уступающую по динамике, глубине и накалу страстей оскароносным фильмам или хоррор-бестселлерам.

84

Hotline Miami (2012)

Shoot ’em up

Роман Персианинов

Бывший замглавреда TJ

Разработчики любой игры стремятся втянуть игрока в поток — состояние сильнейшего погружения, когда реальность будто исчезает, а мир игры становится максимально натуральным. Спустя 11 лет с выхода Hotline Miami остается эталонным примером, как создавать чувство потока с помощью электронной музыки, неонуара и мощных ударов по черепу сотен врагов.

Мало кто так же удачно выстраивал геймплей и заглавную тему вокруг опьяняющей силы насилия. Конкуренцию может составить разве что The Last of Us Part II — другая великая игра о мести и кровопролитии. В ней главная героиня Элли без колебаний убивает противницу, заигравшуюся в Hotline Miami на PS Vita. Зловещая отсылка как еще одно доказательство, что реалистичное насилие, а не игрушечное, как в современных Call of Duty или Fortnite, продолжит быть важным инструментом рассказа историй в играх.

83

Metal Gear Solid V: The Phantom Pain (2015)

Стелс

Иван Чернявский

Автор Кинопоиска, сооснователь магазина комиксов «Чук и Гик»

За лавиной мемов лично про разработчика Хидэо Кодзиму и про серию MGS в целом зачастую теряется суть. Безумный запутанный сюжет и гротескные персонажи тоже мешают эту суть разглядеть — в первую очередь стороннему наблюдателю, которого что-то должно мотивировать сыграть в экшен про суперагентов, частные военные компании и шагающие танки.

Суть же в том, что с самой первой части MGS — бесконечно увлекательные и затягивающие игры. Игры, где, находясь в постоянном напряжении и рискуя быть раскрытым, ты должен быстро принимать решения, строить прогнозы и действовать на опережение, одновременно заметая следы. Считается, что Кодзима когда-то придумал жанр «стелс». MGSV доводит его идеи до абсолюта, меняя тесные коридоры ранних частей на открытый мир и наделяя игрока невиданным объемом свободы. Важно выполнить условие каждой конкретной задачи, но неважно как — используя мины, ловушки, гранатомет, одноглазого пса или лошадиную какашку.

Ты создаешь свою героическую историю сам, и, хотя игра у всех одинакова, опыт и приключения у каждого игрока неповторимы. Поэтому MGSV (даже в неоконченном виде) гениальна. Как и ее создатель.

82

Hollow Knight (2017)

Метроидвания

Александра «Альфина» Голубева

Ведущий нарративный дизайнер Unfrozen

Метроидвании — почтенный жанр с длинными корнями, и особенно длинны они у Белой Леди — бывшей правительницы Халлоунеста, а ныне добровольной пленницы. Впрочем, до покоев ее мы в Hollow Knight доберемся не скоро: мир этой игры огромен, запутан, полон опасных врагов и прыжков, а мы лишь крошечный жук, вооруженный заточенным гвоздем. На самом деле, мы не жук, но и об этом узнаем только в конце и не совсем прямо — повествование в Hollow Knight ведется в лучших традициях соулслайков — намеками.

Иногда для величия достаточно просто Все Сделать Хорошо. В Hollow Knight нет идей, которых мы не видели в играх раньше. Зато есть невероятное качество исполнения, масштаб, бесчисленные секреты, сложные вызовы и очень оригинальный сеттинг — погибающее от странной солнечной чумы королевство насекомых. Этим она и завоевала огромное количество поклонников — как более казуальных, интересующихся историей, так и хардкорных спидраннеров, изобретающих все новые и новые способы пробежать игру быстрее.

К разработчикам у нас только один вопрос. Silksong when?

81

Counter-Strike: Global Offensive (2012)

Шутер от первого лица

Джами «Jame» Али

Капитан команды Virtus.pro по CS: GO

CS: GO — это одна из самых популярных киберспортивных дисциплин в мире. В игре есть множество хитростей, большой простор для различных тактик и стратегий, но на базовом уровне все сводится к тому, кто будет лучше стрелять из виртуального оружия.

Многие любят проводить параллели между спортивными и киберспортивными дисциплинами. Самое популярное мнение гласит, что CS: GO по устройству профессиональной сцены очень похожа на теннис: тот же рейтинг, те же равнозначные друг другу мейджоры по ходу сезона, различные коммерческие турниры. Но лично я со сравнением не согласен. Как по мне, CS: GO ни на что не похожа, это отдельный мир со своей историей, легендами и драмами, приобщиться к которому никогда не поздно.

80

Escape from Tarkov (2017)

Шутер от первого лица

Даниил Петручик (Кортез)

Бывший редактор DTF, автор «Мира фантастики», игровой блогер

Escape from Tarkov — это феномен, а не игра. Военный шутер от разработчиков браузерных игр, ставший первым большим проектом студии. С 2015 года EfT не ушла дальше статуса закрытой беты. Это все еще часть игры, которая когда-нибудь выйдет. Но уже до релиза EfT полноценно конкурирует с гигантами вроде Rainbow Six, Call of Duty и Battlefield. И даже создала целый жанр, в котором с ней пытаются конкурировать крупные студии — экстракшен-шутеры.

Секрет EfT в уникальной концепции. Хардкорный экшен о конфликте ЧВК в оцепленной зоне военных действий. Геймплей, сочетающий в себе идеи S.T.A.L.K.E.R. и ArmA с MMORPG. Самая детально проработанная система кастомизации оружия в видеоиграх на сегодняшний день. И все это по премиум-модели покупки, без микротранзакций или платной подписки.

Несмотря на множество проблем и недостатков EfT, аудитория игры растет с каждым годом. Потому что во времена, когда каждый шутер пытается стать копией Fortnite, она предлагает что-то по-настоящему новое.

79

Half-Life: Alyx (2020)

Шутер от первого лица

Никита Богуславский

Редактор «Тинькофф Журнала», игровой журналист, бывший PR-менеджер «СофтКлаб»

Alyx — игра нового поколения, которое пока не наступило. И, возможно, не наступит. Это едва ли не единственная сюжетная игра в виртуальной реальности, которая вышла за рамки ярмарочного аттракциона: она создает беспрецедентное ощущение погружения и сопереживания.

Почти все вокруг можно взять в руки или использовать. Видишь маркер — бери и рисуй, закончились патроны — придется достать новый магазин и перезарядиться как положено. Чтобы не закашляться в облаке пыльцы, нужно прикрыть лицо рукой или догадаться взять с полки строительный респиратор. Игра делает все, чтобы выйти за пределы привычных условностей и заставить человека поверить в то, что он и правда попал в фантастический Сити-17.

Важная особенность: история напрямую связана с легендарной серией Half-Life, но никакой домашней работы не требует. Фанаты заметят много отсылок, но новички точно не почувствуют себя на чужом празднике. Игра без предисловий погружает в мрачный и жестокий, но интригующий и почему-то очень понятный мир. Инопланетные терминалы и кабели здесь установлены прямо поверх обшарпанных хрущевок, в заброшенных квартирах на стенах висят ковры, а улицы патрулируют гигантские монстры-киборги тоталитарного правительства.

Ради Half-Life: Alyx стоит купить VR-шлем или хотя бы взять его на время у друзей. Это эмоциональный, увлекательный, местами пугающий опыт, который важно испытать, чтобы понять, какими могут быть игры. Правда, ни продолжения, ни столь же впечатляющей альтернативы пока нет и не предвидится.

78

Hades (2020)

Roguelike

Мила Пономарева

PR-менеджерка в HeroCraft PC, авторка в 3DNews

Помимо всех неоспоримых достоинств вроде божественного визуального стиля или ураганной боевой системы, главное достижение Hades — то, с какой невероятной легкостью она покоряет как сердца искушенных поклонников роуглайков, так и людей, совсем незнакомых с жанром.

И это вполне закономерно: игра прекрасна буквально во всем! Фирменный художественный стиль Supergiant Games изумляет своей выразительной эстетичностью, саунд-дизайн и музыкальные композиции моментально западают в душу, многогранный игровой процесс увлекает основательно и надолго, а трогательные истории задевают за живое.

Нарратив в Hades, пожалуй, самая яркая и запоминающаяся ее часть, а сюжетные линии Загрея, Аида, Никты, Персефоны, Ахиллеса, Орфея и даже могущественных богов Олимпа заставляют то плакать, то смеяться, то вопить от негодования, то расплываться по дивану от умиления. И это неудивительно, ведь в перипетиях мифических героев заложены простые человеческие дилеммы, которые так близки нам, простым смертным.

77

What Remains of Edith Finch (2017)

Квест

Ефим Гугнин

Кинокритик, редактор «Тинькофф Журнала»

Игрок приезжает в странный дом семьи Финч, где комнаты нелепо настроены друг поверх друга. Мы бродим по лабиринту местных коридоров с дневником Эдит Финч — последней представительницы проклятой семейки (все ее члены погибли самыми странными образами). В каждой комнате маленькое играбельное воспоминание. На пару минут игрок переносится в последние моменты жизни несчастных Финчей.

В What Remains of Edith Finch нет поражений. В ней не нужно достигать мастерства. Но зато это удивительный пример игры, где авторы используют игровые механики как способ передать психологическое состояние персонажей. Мы не просто узнаем о проблемах Финчей — мы их буквально проживаем: летаем вокруг дома на силах детской фантазии или монотонно рубим голову рыбе, второй рукой параллельно проходя целую мини-игру в воображении заскучавшего парня.

Мало какие игры настолько мастерски используют условности медиума, чтобы пробраться под кожу. При всей своей пассивной созерцательности What Remains of Edith Finch ни при каких обстоятельствах не могла бы быть ни фильмом, ни рассказом, ни, скажем, песней.

76

Warcraft III: The Frozen Throne (2003)

Стратегия в реальном времени

Дмитрий Екимов

Автор Telegram-канала «Пурейя»

Когда мы вспоминаем Warcraft III, мы в первую очередь думаем об Орде, Альянсе и могущественных демонах. Это игра, которая рассказала нам историю падения героя, его страсти и трагедии. Но именно дополнение The Frozen Throne продолжило этот эпический рассказ, добавив к нему еще больше интересных поворотов и загадок.

Warcraft III — это не только история. Это место, где рождаются мемы и легендарные моменты. Она стала источником вдохновения для многих гейм-дизайнеров благодаря мощному редактору карт. Сотни кастомных игр, созданных сообществом, предоставили нам возможность погрузиться в разнообразные миры — от Footmen Frenzy и Green TD до X-Hero и DotA. Часть игр, а иногда и жанры (привет, MOBA и Clash), стали неотъемлемой частью нашей культуры.

Warcraft III: The Frozen Throne — это не просто игра, это часть нашей истории. Помню, как мы с друзьями садились играть в Warcraft III часами после школы. Она объединила людей в геймерских клубах и на форумах. И это прекрасно.

75

Grand Theft Auto IV (2008)

Action-adventure, шутер от третьего лица

Виталий Зинковецкий

Senior Producer в гейминг-агентстве LVL UP

Трудно не влюбиться в игру, которая начинается фразой «Daddy’s back, you bitches!», а уж тем более в 2008 году. С первого трейлера под композицию Филипа Гласса было понятно, что братья Хаузер делают проект нового поколения — глубже, серьезнее и умнее, чем когда-либо. Взрослый сюжет с цитатами из десятков великих фильмов, непревзойденное чувство вкуса во всем, революционная физика, ощущение полной свободы и музыка от Майлза Дэвиса до Глюкозы — каждый должен самостоятельно попробовать этот скрупулезно воссозданный слепок Америки нулевых.

Это важная веха в индустрии, еще сильнее выведшая интерактивные развлечения в мейнстрим. Когда идет разговор с людьми, не интересующимися геймингом, для меня история Нико Белика и его подельников — одна из первых иллюстраций того, что игры — это уже давно самое настоящее искусство.

74

Titanfall 2 (2016)

Шутер от первого лица

Иван Талачев

Журналист, блогер и подкастер («Один дома», «Горящий бензовоз», «Что было раньше»)

Если в мире и есть игра, родившаяся на полях школьной тетрадки скучного урока географии и добравшаяся в нетронутом виде до миллионов экранов и мониторов, — это Titanfall 2.

Главные герои в ней — пилоты. Это натренированные суперсолдаты, бегающие по стенам, прыгающие на реактивных ранцах, телепортирующиеся за спину к противнику и становящиеся невидимыми по желанию. Пилотами их зовут не просто так. За каждым из них закреплен Титан — восьмиметровый, тяжело вооруженный экзоскелет, который по заказу пилота с грохотом приземляется на поле боя прямо с неба. Внутрь Титана можно залезть и погрузиться уже в совершенно другую игру, где вы с высоты третьего этажа расшвыриваетесь ракетами, размахиваете огромным мечом или сеете смерть из крупнокалиберного пулемета размером с легковую машину.

Элементов Titanfall 2 могло хватить на три-четыре игры поменьше, но получилась одна — главная игра про боевых роботов в истории. С изобретательной и разнообразной одиночной компанией, сильно вдохновленной фильмом «Короткое замыкание» и творчеством Стивена Спилберга, лучшие уровни которой потом годами цитировали игры поменьше и побольше калибром. И с мультиплеером, где за три секунды даже самой заурядной партии происходит больше, чем в некоторых фильмах Майкла Бэя за два часа.

73

Battletoads & Double Dragon (1993)

Beat ’em up

Дима SuperVHS

Креативный директор Кинопоиска

Один из самых первых топ-кроссоверов, которые мы заслужили. Создатели взяли наглую пародию на «Черепашек-ниндзя» и странную копию карате-боевиков с Ван Даммом, смэшапили их лор без особой логики и получили эталонный beat 'em up, ставший едва ли не самым ярким событием на NES.

Безумный и красивый во все свои 8 бит космический блокбастер, где вертолеты летали в открытом космосе, противники выглядели как завсегдатаи BDSM-клубов, а главная антагонистка Dark Queen будоражила сильнее Гаечки и Эйприл О’Нил вместе взятых. Пока дети в «Супер-Марио» спасали принцессу, настоящие пацаны страдали по темной королеве.

Жабы и драконы восхищают разнообразием геймплея для платформера, засунутого в оранжевый картридж: здесь и 2D, и псевдо-3D, и гонки на ховерциклах, и даже космический скролл-шутер. Для подростков 1990-х игра стала настоящим тренингом по управлению гневом: франшизу до сих пор называют одной из самых хардкорных в истории (причем эта часть считается облегченной версией практически непроходимых первых Battletoads), и, пока земноводные летели в космосе, китайские джойстики летели в стену. Я этой сложности не замечал и прошел игру раз, наверное, двадцать. Вокруг было куда больше хардкора без всяких там Абобо и Робоманусов.

72

Rome: Total War (2004)

Пошаговая стратегия, тактика в реальном времени

Вадим Съедин (Мандалорский Пух)

Редактор GameMAG.ru

Середина 2000-х годов остается одним из важных этапов развития индустрии видеоигр. Это особенно хорошо видно по жанру стратегий, который тогда начал одновременно увядать и трансформироваться.

Британская студия Creative Assembly нашла золотую середину, предложив игрокам выбор. Хотите — вот вам глобальная стратегия в духе Civilization: развивайте города в пошаговом режиме, создавайте армии и ведите переговоры. Но имелся и второй слой. Благодаря новым графическим возможностям на одном экране сталкивались огромные армии из сотен солдатиков с детализацией, которая доселе казалась невозможной. При этом такие побоища обладали весомой тактической глубиной, вынуждая игроков грамотно занимать позиции и активно маневрировать на поле боя. Ну а сеттинг Древнего Рима, в рамках которого стройные ряды римских солдат сносят обезумевшие африканские слоны, стал заключительным штрихом, повлиявшим на популяризацию игры среди широких масс.

Именно в Rome окончательно сформировался геймплейный фундамент для всех последующих игр серии. А Total War сегодня остается одним из флагманских брендов, что удерживают на плаву SEGA.

71

Quake (1996)

Шутер от первого лица

Илья Овчаренко

Владелец галереи современного искусства «Наковальня», продюсер, игровой энтузиаст

Игра, которая должна быть в палате мер и весов и на годы определила развитие жанра, оставаясь при этом абсолютно самобытной в своем первозданном виде. Никакого нарратива, кроме того что игрок сам увидит, поймет и сопоставит; все остальное — атмосфера, стиснутые зубы и гвозди, летящие в разные стороны вместе с кусками вражеских тел. Quake — это настоящее цельное произведение искусства, до которого игры были в пубертате, а после стали важнейшей частью современного медиапотребления. Обязательно показывать детям для понимания истоков и освоения основ.

«Кинопоиск | Игры» в Telegram

Главное из мира игр в одном месте

Феминитивы в указаниях профессиональных занятий и должностей используются по просьбам участниц спецпроекта.


Иллюстрации: Александр Черепанов

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

Сегодня0
Сегодня5
Вчера5
Вчера1

Главное сегодня

Сегодня6
Сегодня5
Сегодня, 17:435
Сегодня0
Сегодня2
Вчера5
Вчера5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации