«Омон Ра», «iPhuck 10», «Затворник и Шестипалый»: экранизации Пелевина, о которых мы мечтаем

Обсудить0

Удивительно, но книги Виктора Пелевина очень редко экранизируют. Не считая «Ампир V» (так и не вышедшего в российский прокат) и «Generation П» Виктора Гинзбурга, вспоминаются только «Мизинец Будды» Тони Пембертона (попытка превратить «Чапаева и Пустоту» в политический триллер) и короткометражка Ульяны Шилкиной «Ничего страшного» по рассказу «Синий фонарь». В преддверии выхода нового романа «Путешествие в Элевсин» (электронная и аудиоверсии появятся в Букмейте 29 сентября в 20:23 по Москве) Кинопоиск изучил тексты Пелевина и выбрал те, что лучше всего смотрелись бы на большом экране сейчас.

«Омон Ра» (1991)

Конспирологический триллер в духе советской кинофантастики

Первый и одновременно самый кинематографичный роман Пелевина. Излет перестройки. Парень по имени Омон Кривомазов мечтает стать космонавтом и служить советской родине. Он поступает на учебу в летное училище имени Маресьева в Зарайске, но там что-то идет не так: курсантам отрезают ноги под предлогом, что целиком человек не поместится в кабину космического корабля. Это не единственное разочарование, которое ждет Кривомазова на его непростом карьерном пути.

Сатирическое изображение действительности станет визитной карточкой Пелевина, но в «Омоне Ра» сатира — основной инструмент: наивные советские юноши здесь становятся игрушкой для воспроизводства идеологических пустышек; вместо полета в космос ракета «Протон» катается по рельсам московской подземки, а луноход существует только в качестве декорации фильма. Схожий обман скрывается за политическим образованием (выпускников Военно-политического училища выпускают парализованными и слепыми) и другими проектами СССР. Но обман не раскрывается до самого конца: приборы в кабине космического корабля моргают вполне аутентично, да и в московской подземке трясет не хуже, чем на стартовой площадке Байконура.

В этой книге Пелевин, по сути, подвел итог семидесятилетнему существованию советской системы. Мифологические образы — египетские боги периодически появляются в романе — еще не заслоняют собой основную мысль: идеология — инструмент, который элиты используют, чтобы управлять населением. Скрывая истинные мотивы и правильно пользуясь этим инструментом, можно добиться от народа одобрения чего угодно и даже вызвать энтузиазм у молодежи, которую можно эксплуатировать, а потом оставить доживать на останках очередного символического проекта. Перекличек с кино у этого текста много: конспирологические триллеры о советских космических проектах уже снимали Алексей Федорченко («Первые на Луне») и Гонсало Лопес-Гальего («Аполлон-18»).

«Священная книга оборотня» (2004)

Остросюжетный приключенческий фильм с реверансом «Любовному настроению»

«Священная книга оборотня» — роман, открывший тенденцию «ежегодных» текстов Пелевина, очень динамичный и злободневный. Здесь автор еще не приносит мысль в ущерб приему и не превращает фирменное ехидство в самопародию («Любой серьезный человек, чем бы он ни занимался, подсознательно примеривается к нарам»).

Древняя лисица-оборотень А Хули проживает в гламурной Москве нулевых и зарабатывает элитным эскортом. А Хули владеет мастерством иллюзии: пока клиенты погружаются в самые волнующие фантазии, лисица может спокойно читать книжки. Дела ее идут неплохо, пока очередной клиент не бросается из окна, а подруги не заговаривают о грядущем явлении «сверхоборотня». Примета новых времен: на контакт с А Хули выходит куратор из ФСБ по имени Александр, который и сам оказывается волком-оборотнем. Между оборотнями завязывается страстный роман, А Хули спасает Александра от перестрелок, ссорится с ним по поводу политических взглядов (агент спецслужб выступает за «сильную руку» и «особый путь» России, а также за всевластие своего ведомства), в свободное время они пытаются добраться до новых вершин эротического наслаждения во время просмотра фильмов Вонг Карвая.

Несмотря на характерное для Пелевина обилие философских разговоров, «Священная книга» — один из самых кинематографичных его текстов. Обращение оборотней, сцены охоты в лесу, мистические преображения, предотвращенный апокалипсис и борьба спецслужб — тут есть все составляющие остросюжетного кино, которое постоянно меняет жанровую оболочку, при этом держа фокус на приключениях героини и ее философском мировоззрении. То немногое, что могло бы помешать экранизации — подробные описания гламурных нулевых, которые канули в Лету вместе со всеми приметами времени, которые высмеивает Пелевин, и ЛГБТ-френдли-отношение к любви: «Прекрасно, когда два существа находят способ принести друг другу счастье и радость. И каким ханжой надо быть, чтобы осуждать их за то, что они чем-то не похожи на других!»

«iPhuck 10» (2017)

Российский «Бегущий по лезвию» от студии А24

В конце XXI века книги пишут нейросети, в данном случае полицейский алгоритм под кодовым именем Порфирий Петрович. Порфирий одновременно раскрывает преступления и пишет о них романы. В очередное свое дежурство Порфирий попадает в пожизненную аренду к гендерно-неопределенной искусствовед(ке) Марухе (Маре) Чо. В перерывах между эротическими играми с секс-роботом «iPhuck 10» (в мире романа физический секс строг запрещен) Мара путешествует с Порфирием по галереям и частным коллекциям ценителей искусства в поисках контрафакта и подделок. В процессе Мара просвещает полицейский алгоритм в основах искусствоведения: цену на предметы искусства определяет сговор критиков, а у самих произведений нет никакой ценности, пока на них не обратит внимание эксперт. К тому же актуальное искусство в мире «Айфака» отсутствует, вместо него — цифровые архивы работ прошлого, из которых особо ценятся произведения эпохи «гипса» — довоенного искусства начала XXI века. Происходит, по сути, торговля не предметами искусства, а их образами — тут Пелевин предвосхитил бум NFT. Но исследование причудливых характеров ценителей искусства прерывается, когда Порфирия внезапно отключают от системы, а затем он приходит к выводу, что Мара промышляет поставкой подделок, пользуясь памятью полицейского алгоритма в своих целях.

Как и другие тексты в этой подборке, «Айфак» умудряется сочетать многостраничные философские диалоги с оригинальным визуальным рядом: тут и киберсекс, и цифровые архивы разной степени галлюцинаторности визуализации, и антиутопичный мир раздираемых конфликтами сверхдержав, и почти ничем не ограниченные генные модификации, а еще неожиданно серьезное для постмодерниста Пелевина размышление, может ли искусственный интеллект обладать сознанием и испытывать боль. В общем, «iPhuck 10» — это как если бы студия А24 доверила режиссеру из России переснять «Бегущего по лезвию» в современных реалиях. Получилось бы странно, но красиво, пусть Пелевину и стоит попенять за трансфобию и совсем неумеренный консерватизм, который на фоне проповедуемой «Священной книгой оборотня» свободы заставляет задуматься, как за 10 лет поменялись взгляды автора.

«Затворник и Шестипалый» (1990)

Жутковатый философский мультфильм про цыплят

Единственный кандидат на анимационную экранизацию в нашей подборке. Бройлерный цыпленок Шестипалый оказывается изгнан из своей клетки на птицефабрике и встречает странствующего философа Затворника. Постепенно птицы узнают о том, что цыплята появляются из яиц, жизнь на фабрике подчинена определенным циклам, а всем цыплятам уготована смерть. После неудачной попытки поднять цыплячий бунт Затворник и Шестипалый планируют побег из комбината, пока Затворник разрабатывает свою теорию, как любовь приносит субъекту долгожданную свободу.

Это ранний текст Пелевина, но знакомые составляющие его творчества уже на месте: антиутопический сеттинг, герои, которые стремятся к свободе, и философские идеи, изложенные по-житейски просто («Мы живы до тех пор, пока у нас есть надежда. А если ты ее потерял, ни в коем случае не позволяй себе догадаться об этом»). Идеальным для анимации текст делает мир комбината: замкнутый цикл машинного производства, брутальный в своей простоте, противостоит сложности иерархии цыплячьего сообщества и разнице жизненных устремлений цыплят, которая в конечном итоге и помогает увидеть в них личностей, хотя они не владеют, в отличие от Затворника, «языком богов».

К началу 2020-х Пелевин не выходит из образа автора-постмодерниста, цинично оценивающего любые социальные движения современности и во всем готового увидеть очередные происки богов или отзвуки круга сансары. Но Пелевин может быть и другим — смелым, острым, не боящимся фантазировать. Таких фильмов нам сегодня очень не хватает.


Автор: Сергей Лебеденко

Иллюстрации: сгенерированы с помощью Midjourney

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

22 ноября 20223
24 августа 202318
22 апреля 202314
23 февраля 20238

Главное сегодня

Сегодня1
Сегодня1
Вчера3
Сегодня0
Вчера4
Вчера5
Вчера7
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации