«Феррари» Майкла Манна: Адам Драйвер снова становится трагическим лицом итальянского бренда

Обсудить0

Новый фильм Манна, вышедший в российский прокат, — про гонки. Но заглавный герой не садится за руль: драма Энцо Феррари разыгрывается над чертежами двигателей и между двух женщин. О том, как невозмутимый Драйвер разыгрывает вечную тему режиссера — пагубную страсть мужчины к своему делу — рассказывает Станислав Зельвенский.

Станислав Зельвенский

Критик Кинопоиска

В 1957 году бывший гонщик, а теперь автомобильный магнат Энцо Феррари (Адам Драйвер) оказывается в щекотливом положении. Его престижная компания, национальное достояние, балансирует на грани банкротства, и спасти ее может только кооперация с каким-нибудь автогигантом, с которым придется поделиться контролем. Кроме того, Феррари живет на два дома. В одном его ждет (иногда с пистолетом) жена и бизнес-партнер Лаура (Пенелопа Крус). В другом — молодая любовница Лина (Шейлин Вудли) и их уже 12-летний сын. Часть проблем Феррари может решить надвигающаяся Mille Miglia — опасная гонка на выносливость по итальянской глубинке.

Для Майкла Манна байопик Феррари, что называется, проект мечты, которым режиссер занимался (вынужденно, конечно) два десятилетия. Красноречивая деталь: автор сценария, шотландский ветеран Трой Кеннеди Мартин («Ограбление по-итальянски», «Герои Келли»), умер в 2009 году. В итоге фильм пропустил вперед и «Ford против Ferrari» про чуть более поздние исторические события (Манн значился там исполнительным продюсером), и, например, «Дом Gucci», другой яркий образец жанра «голливудские звезды изображают итальянцев» с тем же Адамом Драйвером. Впрочем, как мы узнаем из этой картины, пропустить, чтобы обогнать, — вполне легитимная (пусть и не всегда работающая) гоночная стратегия, и в любом случае 80-летнему автору «Майами Вайс» и «Схватки» соревноваться не с кем, кроме самого себя (хотя как раз Ридли Скотт, если уж на то пошло, мог бы стать Мазерати для этого Феррари).

Как всегда у Манна, личная и профессиональная жизнь главного героя состоят в сложных конфликтных отношениях, но место первой здесь значительнее, чем в большинстве его работ. Что можно заподозрить уже по замечательному, самую малость анекдотическому началу: мужчина просыпается с утра на загородной вилле, одевается, целует спящую женщину, поправляет одеяло мальчику, садится в машину и едет на встречу с женой. Манн не то чтобы знаменит своими женскими образами, но у Пенелопы Крус роль просто превосходная: умная, резкая Лаура оказывается как раз на самом горячем пересечении частного и профессионального. Брак Феррари, в отличие от рабочего контракта, де-факто давно закончился, но супругов и разделяет, и объединяет вечно зудящая общая боль: незадолго до описанных событий от редкой болезни умер их сын, и его тень тяжело нависает над всем происходящим.

Пенелопа Крус

И как опять же всегда у Манна, мужчину определяет его дело — «пагубная страсть», как сам Энцо в какой-то момент выражается. Ее с Феррари разделяют в кадре несколько гонщиков, в частности бывалого чемпиона Таруффи играет Патрик Демпси, молодого испанского аристократа и плейбоя Альфонсо де Портаго — Габриэль Леоне. У них небольшие, но красивые роли, полные, как положено, пыльной романтики. В бессонную ночь перед соревнованием участники рутинно пишут подружкам на всякий случай (который нет-нет да и произойдет) прощальные письма. Гоночные сцены сделаны с ожидаемым реактивным мастерством, но не без неожиданностей: ближе к концу есть момент, когда на экране повисает тишина, а весь зал громко говорит «ах!».

Сам Энцо Феррари давным-давно не садится за руль и укрощает свой внутренний огонь иначе — нервно щурясь на обочине гоночного трека, склонившись над чертежами. «Жизнь так устроена, что если что-то хорошо работает, то оно и глазу приятно», — формулирует герой главное эстетическое кредо Манна. В другой сцене он обсуждает с сыном устройство двигателя внутреннего сгорания так, что понятно: это самый важный их разговор на годы.

39-летний Драйвер даже с выкрашенными в благородную седину волосами при всем желании не тянет на 57-летнего, и с этим ничего не поделать, но это условность, с которой смирился режиссер и можем смириться мы. В остальном он чрезвычайно хорош, несмотря на дурацкий акцент: саркастичный и неулыбчивый, никогда не повышающий голоса Феррари в своем сером костюме на полголовы возвышается над соратниками и соперниками — одержимый, но трезвый, загнанный в угол, но находящийся в вечном движении.


Впервые этот материал был опубликован 1 сентября 2023 года в рамках спецпроекта, посвященного Венецианскому кинофестивалю. Мы обновили его 20 декабря в связи со стартом проката в России. 

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

21 ноября 20231
25 июля 20235
31 августа 20232
31 августа 20232

Главное сегодня

Сегодня3
Сегодня4
Вчера3
Сегодня0
Сегодня1
Вчера5
Вчера7
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации