«Начало» Глеба Панфилова: пролетарский водевиль или трейлер фильма про Жанну д’Арк?

Обсудить0

Глеб Панфилов, умерший 26 августа, был парадоксальной фигурой в советском кино. Член КПСС, пришедший в кинопроизводство с завода и никогда не чуравшийся соцреалистической тематики, он был режиссером совершенно несоветским. Его идефикс — байопик Орлеанской девы с Чуриковой в главной роли — так и не был разрешен к производству. Тем не менее Панфилов снял свою «Жанну д’Арк», упаковав средневековый сюжет в историю провинциальной ткачихи. «Начало» стало хитом советского проката — его посмотрел почти 21 миллион зрителей.

Василий Корецкий

Старший редактор Кинопоиска

«Начало» — второй фильм режиссера, снятый как бы между прочим: еще с конца 1960-х Панфилов вынашивает замысел исторической драмы о Жанне д’Арк, изучает материалы, погружается в документы, но чиновников испугает перегруженность сюжета религиозными образами и мистикой (Жанна слышит голоса, ей являются святые). Сменится начальство Госкино, Панфилов с женой потратят еще несколько лет на подготовку фильма (Чурикова, например, откажется от всех ролей в кино и театре), а проекту так и не дадут ход. Однако еще до подачи (в 1971-м) заявки на картину об Орлеанской деве Панфилов как бы снимет ее трейлер — фильм в фильме, встроенный внутрь комедии про провинциальную девушку с фабрики (одно из режиссерских названий сценария — «Ничего смешного»).

Было бы ошибкой считать, что Панфилову пришлось контрабандой протаскивать Жанну в советский Речинск 1960-х и использовать как крышу Евгения Габриловича — мэтра советской драматургии, написавшего сценарии к нескольким фильмам ленинианы. Вовсе нет, начинающий режиссер и матерый сценарист просто продолжают тут сотрудничество, начатое в дебюте Панфилова «В огне брода нет».

Инна Чурикова

Они переписывают первоначальный сюжет про стенографистку, ставшую актрисой, конкретно под Инну Чурикову, постепенно вводят в сценарий все больше и больше сцен фильма про национальную французскую героиню. Все это встречает полное одобрение худсовета «Ленфильма». Дискусси ведутся только об изображении работы кинематографистов (как бы не сделать их слишком комичными) и о финале. Все участники процесса четко понимают «Начало» как своеобразный сиквел «В огне брода нет», как еще одну историю девушки «из народа», чудачки, в которой вдруг раскрывается удивительный талант, чьего размера она не осознает в силу своего крайнего простодушия. На худсовете о главной героине — ткачихе Паше Строгановой, которая играет в самодеятельном театре Бабу-ягу, сохнет по женатому зоотехнику и вдруг вмиг становится настоящей большой актрисой — прямо говорят как о «родной сестрой Тани Теткиной».

И двоюродной — Василия Чапаева, добавим мы от себя. Героя всенародного хита братьев Васильевых и бесконечного числа анекдотов Панфилов называл своим любимым фольклорным персонажем: «Это характер эпический и одновременно эксцентрический». Таково же и «Начало», в котором пафос трагедии Жанны д’Арк ежеминутно снижается комедией провинциальной советской жизни: вот Чуриковой-д’Арк показывают орудия пыток, а через секунду голос администратора, усиленный мегафоном, сообщает массовке о порядке выплаты сверхурочных.

Панфилов вообще был великим комедиографом, умевшим не просто с математической точностью определять пропорции серьезного и ироничного в фильме, но и стирать грань между комедией и трагедией. Предпоследний фрагмент «Жанны д’Арк» в «Начале» — сцена казни двух дезертиров; когда их за кадром вздергивают на осине, на лице Чуриковой появляется жуткая, зловещая улыбка. В конце мы снова видим улыбку Жанны, но уже совершенно хулиганскую, торжествующую, невероятно заразительную — на огромном уличном плакате, на фоне которого висит финальный титр «Начала».

Инна Чурикова

Кино Панфилова было максимально материалистично; если начать искать противоположность духоискательству мистика Тарковского, сразу в него и упрешься. Они даже буквально были соперниками  — оба мечтали о кинопостановке «Гамлета»; Тарковский сделал свою сценическую версию (с Солоницыным) в Ленкоме в 1977-м, Панфилов — там же, но с Янковским — в 1986-м.

Еще в 1970-х Панфилов разработал свою, совершенно нетипичную для оттепельного режиссера поэтику, которая станет мейнстримом в фестивальном кино XXI века: закрепленная на месте камера, которой дозволены (иногда) лишь повороты и наезды, упор на монтаж разных планов одной сцены. «Начало», впрочем, еще несет следы оттепельного увлечения прогулками и тревеллингом: герои Чуриковой и Куравлёва много бегают по Мурому (Панфилов решил снимать вымышленный городок Речинск тут, так как уже наладил контакт с городскими властями во время работы над «В огне брода нет»), и их тесные квартирки просто вынуждают оператора ходить за ними по пятам. Но, главное, ударные сцены «Начала» выглядят как фильм Хон Сан-Су: герои за столом, герои на лавочке, герои смотрят в камеру, словно посетители фотоателье. Кстати, о фото — Панфилов, перед поступлением на операторский ВГИКа бывший фотолюбителем, часто сам делал фотопробы актеров. Так что обратите внимание на два микроаттракциона фильма — смешные и красноречивые студийные фотографии Паши Строгановой и Ивана Федрыча, солидного жениха героини Теличкиной, который так и не появится в кадре.

Леонид Куравлёв и Инна Чурикова
Валентина Теличкина

Разумеется, двигателем и полноценным соавтором большинства фильмов Панфилова была Инна Чурикова, на широчайшем актерском диапазоне которой и держалась вся выверенная режиссерская конструкция. Но «Начало» невозможно представить без остального каста, безусловно комедийного. Герой — горе-любовник Куравлёв, играющий безвольного зоотехника, в которого почему-то влюблена Прасковья; персонаж Кононова — лопоухий провинциальный донжуан, постоянно использующий комнатку Паши как место для свиданий («Решается судьба!»); великолепная Валентина Теличкина в своем постоянном амплуа томной провинциальной красавицы, русской Нефертити в мини и с «вавилоном» на голове; тихая мышка Катя (Татьяна Степанова).

Жизнь всех этих персонажей — невероятный комический спектакль, параллельный драме самородной актрисы Строгановой, масштаб таланта которой превосходит производственные мощности всей советской киноиндустрии. Все они старательно и самозабвенно играют в чужую жизнь, подсмотренную на киноэкране, прочитанную в книгах о столичной жизни и вкусной и здоровой пище («дичь можно руками»), на танцплощадках под заграничный серф они изображают джеймсов динов и актрис французского кино. Возвращаясь в коммунальные комнаты бараков, бережно достают ленинградский фарфор и делают кофе («это бодрит!»). Они пьют за то, чтобы «жизнь была полной и радостной», и советское шампанское льется рекой на кабачковую икру в стеклянной банке.

Инна Чурикова
Инна Чурикова и Леонид Куравлёв

Нужно совсем не иметь глаз и сердца, чтобы не рассмотреть в этих дружеских шаржах великую любовь и великое понимание народных характеров и приписать Панфилову пессимистическое обличение жизни (советской — другой же не было), как это делала наша критика в 1990-е, умудрившаяся увидеть антисоветчину даже в экранизациях Горького. Но в чем-то, конечно, такая трактовка верна: Панфилов, как и его любимый Горький, был не соцреалистом, а просто реалистом. И потому мог двигаться из этой точки куда угодно — то в платоновщину («В огне брода нет»,) то в историческую драму, в жизнеописание председательницы горисполкома («Прошу слова»,) в свою собственную камерную сибириаду («Валентина»), в Шекспира. Да хоть в Солженицына!

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

20 октября 202295
12 декабря 20223
26 сентября47
13 июля 20225

Главное сегодня

Сегодня4
Сегодня5
58 минут назад0
Сегодня0
Сегодня1
Вчера5
Вчера5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации