В июле Кинопоиску удалось подсмотреть за съемочным процессом второго «Холопа» — продолжения народного хита, лидера проката до «Чебурашки». В сиквеле мажорка Катя (Аглая Тарасова) отправляется на исправление в сконструированный 1812 год, где она знакомится с героями первого фильма.
В усадьбе Кусково прямо перед дворцом графов Шереметевых расположились три внушительные машины с кранами. Несмотря на ослепляющее солнце, на каждом из них по три осветительных устройства. Дело в том, что в самом дворце ставить искусственный свет нельзя: вредно для исторических гобеленов. Именно здесь, внутри одноэтажного продолговатого здания XVIII века с фронтоном и колоннами, сегодня проходят съемки второго «Холопа».
Между дворцом и величественным прудом припаркованы актерские фургончики: «Гриша», «Папа», «Катя» и «Режиссер». Рядом с ними стоит Милош Бикович, по которому сначала непонятно, в образе ли он — в темных очках, футболке и джинсах, с засунутыми в карманы руками. Из вагончика выглядывает Александр «Папа» Самойленко — тоже в повседневно-деловом, в белой рубашке и брюках. Напомним, в первом фильме его герой так устал от проделок сына Гриши, что отправил того в смоделированный 1860 год, где он стал конюхом. Сегодня снимают две сцены. Первая — из современности, с Гришей и папой, который по сюжету хочет превратить дворец в апарт-отель. Вторая — из исторического контекста: Катя (героиня Аглаи Тарасовой) шьет себе платье на бал.
Аглая Тарасова
Играет Катю
Я никогда не участвовала в костюмированных проектах той эпохи, поэтому многое для меня было впервые. Например, танец с героем Милоша, где мы должны были делать сложные хореографические элементы в тяжелых исторических костюмах. Я не представляю, как девушки той эпохи выдерживали это все, потому что корсеты давят невероятно, дышать нечем, передвигаться жарко и тесно. И при этом еще нужно танцевать.
У меня было около 25 нарядов, потому что наш художник по костюмам Олег Матрохин не хотел, чтобы платья повторялись, даже если зритель видит наряд на экране несколько секунд. Это получилось невероятно красиво.
Милош Бикович
Играет Гришу
После первого фильма Гриша, конечно, не исправился окончательно. Он еще в начале пути, и это длительный процесс. Гриша в чем-то стал лучше, но не сильно умнее. Он изменился таким образом, что теперь хочет исправлять других. Ему больно от несправедливости, которую он сам раньше устраивал. Больше такое он не может терпеть, поэтому процесс его перевоспитания заканчивается в другом человеке — Кате.
Если сравнивать первый и второй фильмы, то продолжение будет масштабнее. У нас и гонки на лошадях, и битвы будут, армия, наполеоновская война. Забавно, что во втором фильме даже больше лошадей, чем в первом, где я был конюхом, — а у меня аллергия! Но на этот раз мне не пришлось ночевать в соломе, на этом зыбком балансе я и продержался.
«Холоп 2» команда часто называет сказкой, Милоша — принцем, Катю — Золушкой (хотя туфельку никто терять не будет). Катя — дочь чиновницы (Наталья Рогожкина). Девушка, по словам создателей, поначалу ведет себя еще хуже, чем Гриша. На площадке Аглаю, с убранными в прическу кудрями и в пеньюаре, видно лишь мельком.
«Катя у нас дерзкая, остра на язык. Она способна принимать решения, пусть даже неправильные и возмутительные. Но она не пассивная жертва обстоятельств», — описывает ее креативный продюсер Дмитрий Пермяков.
В сиквеле «пункт перевоспитания» переехал из 1860-го в условный 1812-й. Этот год выбрали из-за насыщенности событиями и потому что он больше знаком аудитории, объясняют креативные продюсеры Дмитрий Пермяков и Антон Морозенко (вместе с Дарьей Грацевич они около года работали над сценарием). Вдобавок в 1812-м есть пространство для размаха: в сиквеле будет и пышный бал во дворце, и батальная сцена с массовкой на 300 человек. «Съемки космического масштаба», — шутит Пермяков. Тему с профессиональными вызовами продолжает и режиссер.
Клим Шипенко
Режиссер
Моя амбициозная задача — сделать продолжение более зрелищным. Я надеюсь в десять раз приумножить то, что понравилось зрителям в первой части. В сиквеле будет больше юмора, трюков, красивых локаций. Я люблю делать то, что никогда не делал. Например, мы снимали огромную сцену бала, для которой я изучил все похожие сцены в мировом кинематографе: все «Анны Каренины», «Золушки», «Войну и мир», «Марию Антуанетту». Смотрел, как они сняты, срежиссированы, и думал, где смогу поднять их планку. Во второй части будет много кинооммажей, даже вестернам Серджио Леоне. Мы готовим настоящее киношоу.
Поскольку на дворе 1812-й, часть героев говорит на французском. Забавно, что по сюжету Катя французский только учит и почти не говорит, а сама Аглая Тарасова хорошо знает язык и на площадке даже поправляла какие-то моменты. В фильме также снимался настоящий француз — парижанин Оливье Сиу (он, кстати, играл в «Чебурашке» повара), который живет в Санкт-Петербурге. Во втором «Холопе» он играет переводчика (создателям было важно найти на эту роль человека с правдоподобным акцентом).
К слову, о правдоподобности: авторы подчеркивают, что исторический контекст здесь условный, но им важно, чтобы все выглядело достоверно. Потому что Катя поумнее Гриши и не поверит, как он, в нашествие татаро-монголов в 1860-м. Поэтому особое внимание уделяли реквизиту, даже небольшим деталям и посуде. Например, в Царицыно, где снимали другие сцены, пришлось специально засыпать современную плитку гравием, рассказывает художник по реквизиту Валерий Егоров.
Софья Зайка
Играет Любу
В первом фильме я была просто деревенской девчонкой, а во втором мне расширили роль. Я играю подругу Кати, которая помогает ей, направляет, на что-то даже провоцирует. У нас будет контакт «деревня — дворец», потому что часть истории все равно происходит в деревне, а что-то уже во дворце.
Александр Самойленко
Играет папу Гриши
Отношения моего героя с сыном не особо изменились. Как он был немного раздолбаем, так он им и остался. Конечно, между ними случаются конфликты, но они все равно близкие люди. Если я и журю его, то по-отечески. А вот что изменилось — так это количество трюковых сцен. Я даже буду шуточно драться на саблях с героиней Марии Мироновой и, конечно, танцевать на балу.
В перерывах между дублями художник по костюмам Олег Матрохин с булавками на футболке следит за тем, как ассистентка подгоняет платье главной героини. «Наша Катя шьет платье самостоятельно из занавесок. Оно псевдоисторическое, поэтому у нас была возможность экспериментировать с кроем. Мы хотели, чтобы это была современная интерпретация платья XVIII века — как если бы его сшила Вивьен Вествуд».
Для некоторых платьев Кати специально красили ткань, чтобы добиться нужного оттенка, для каких-то искали специальный шелк (кстати, в первом фильме холопские рубашки тоже шелковые, из шелка-сырца). Для текущей сцены платье шили накануне за полтора дня. «Мы решили по цветовой гамме, что Катя у нас носит холодные оттенки. А в интерьере дворца преобладает зеленый цвет, она бы потерялась на его фоне, поэтому срочно нужно было делать платье в теплом цвете. Мы выбрали персиковый», — делится Матрохин. В наши дни Катя как представительница золотой молодежи часто появляется в золотом — в плаще Dries Van Noten и юбке Yves Saint Laurent.
При входе во дворец всем нужно надеть бахилы, чтобы не повредить ценный паркет. Даже на технике есть мягкие наклейки, а у актеров — войлочная накладка на обуви. Внутреннее убранство усадьбы — печь с мозаикой, высоченные стены с лепниной, бесконечные статуи и вазы; мебель из усадьбы разрешили оставить в кадре. В самой дальней комнате анфилады декораторы выстраивают гардеробную Кати, где она шьет себе платье. На столике — котомки с нитками, игольница и кружево. Рядом — макеты голов, на каждой разные прически — с нитями жемчуга, цветами или перьями. Олег Матрохин присматривается, какого цвета перья будут тут лучше смотреться, маневрируя между девятью манекенами в различных платьях — с гродетуром и без, с оборками, лентами, вышивкой. Все это ужасно хочется потрогать (не говоря уже о том, чтобы примерить), но из рации раздается грозное: «Всем удалиться с площадки!»
Увидеть результат можно будет уже 1 января, когда фильм выйдет в кино, — тогда и узнаем, сможет ли сиквел предыдущего лидера отечественного проката побить всемогущего «Чебурашку».
Автор: Лиза Кузнецова
Фото: Пресс-служба «Централ Партнершип»