В ожидании фильма Ридли Скотта «Наполеон» прочитали новую книгу профессора Эндрю Робертса «Наполеон: биография» (издательство «Альпина нон-фикшн», переводчик Илья Кригер). Впечатляюще объемное исследование позволяет совершенно по-новому взглянуть на фигуру Бонапарта. Если вы сомневаетесь, стоит ли читать, то вот несколько поразительных фактов, которые помогут решиться. Интересно, что из этого мы увидим в исполнении Хоакина Феникса?
Катался на эмоциональных качелях
Хотя о браке Наполеона и Жозефины написано уже очень много, Эндрю Робертс умудрился с помощью многочисленных ранее не публиковавшихся писем показать, насколько противоречивыми были эти удивительные отношения.
Бонапарт писал жене сотни писем, даже в дни крупных сражений. В этих посланиях он часто балансировал между восторженным обожанием и оскорбительными нападками: «Ты для меня чудовище, недоступное моему пониманию… С каждым днем я люблю тебя все сильнее».
«О жестокая!!! — взывал Наполеон в другом письме. — Как могла ты позволить мне вообразить чувства, которые ты никогда не испытывала!!! Но упреки мне не пристали. Я никогда не верил в счастье».
Наполеон, похоже, и сам осознавал, что занимается эмоциональным мазохизмом. «Дразни меня, если тебе это нравится, оставайся в Париже, бери себе любовников, и пусть все знают об этом, не пиши мне никогда… Что же! Я лишь буду любить тебя вдесятеро сильнее!» — все это тоже из его писем к Жозефине, которыми были полны его карманы.
Внезапно женился (и подделал возраст)
Первой инициативу в знакомстве проявила Жозефина. Она воспользовалась, казалось, совершенно неподходящим поводом — когда власти объявили о конфискации оружия, отправила в штаб Наполеона своего четырнадцатилетнего сына Евгения де Богарне с просьбой оставить в семье на память отцовскую шпагу. Наполеон воспринял это как приглашение и уже через несколько недель был страстно влюблен в Жозефину.
Поженились они внезапно: в 22 часа 9 марта 1796 года, в среду, их брак зарегистрировал сонный мэр 2-го округа на улице д’Антен. Невеста надела трехцветную перевязь поверх свадебного платья из белого муслина, а жених опоздал на два часа.
Чтобы сгладить разницу в возрасте, Наполеон в документах добавил себе один год, а Жозефина сбросила четыре года, так что обоим стало по 28 лет. Наполеона всегда забавляло упорство, с которым жена лгала о своем возрасте. Он шутил: «По ее подсчетам, ее сын Евгений должен был родиться уже двенадцатилетним!»
Их медовый месяц продлился всего полтора дня. В качестве свадебного подарка правительство назначило генерала командующим Итальянской армией. Так что Наполеон почти сразу же отбыл в штаб.
Организовал в замке зоопарк
Наполеон решил организовать в замке Мальмезон личный зверинец с кенгуру, эму, белками-летягами, газелями, страусами, ламами и попугаем какаду (он знал всего одно слово — «Бонапарт», которое беспрестанно повторял). Иногда Жозефина сажала за стол вместе с гостями самку орангутана, наряженную в белую сорочку, и та ела брюкву. Наполеон привез из Египта газелей, которых по временам угощал нюхательным табаком. «Они очень любили табак, — вспоминал секретарь, — и могли в минуту опустошить табакерку безо всякого видимого вреда для себя». Еще Наполеон держал в мальмезонском кабинете штуцер, из которого иногда стрелял в окно по птицам (впрочем, без вреда для них, поскольку стрелял он плохо).
Учредил медаль в честь ничего
Бонапарт любил увековечивать свои победы в разных формах. После победы при Монтенотте Наполеон впервые распорядился выбить медаль. Такие памятные медали стали эффективным инструментом пропаганды. Другие полководцы так не поступали. К 1815 году была выбита уже 141 памятная медаль: по случаю сражений, заключения договоров, коронаций, форсирования рек, женитьбы и вступления в чужие столицы. Медали эти щедро раздавали на официальных мероприятиях и массовых празднествах. Медаль изготовили даже тогда, когда в марте 1807 года в Остероде Наполеон не делал ничего. На реверсе изображен известный своей осторожностью (однако удачливый) римский полководец Квинт Фабий Максим по прозвищу Кунктатор — Медлитель.
Наполеон помнил о заслугах своих солдат и без всяких медалей. У него долгое время служил кучер, который был человеком с алкогольной зависимостью. Однако его много лет не изгоняли со службы, поскольку он управлял фургоном в битве при Маренго.
Использовал Библию, Коран и Веды — по ситуации
Папа римский успел короновать Наполеона как императора французов, а через несколько лет — отлучить от церкви и предать анафеме. Впрочем, еще через некоторое время они все же примирились.
Известно, что в его походной библиотеке были Библия, Коран и Веды. Наполеон черпал из них знания для воззваний к местному населению почти везде, куда бы ему ни пришлось отправиться.
Наполеон считал, что танцы поблизости от церквей запрещать не следует, поскольку «ничего дурного в танцах нет… Если верить всему, что говорят епископы, то под запретом оказались бы балы, спектакли, моды, и империя превратилась бы в один большой монастырь».
В одном из приказов по войскам дословно приводилась его беседа с тремя имамами (одного из них звали Мухаммед), после того как Наполеон поднялся на пирамиду Хеопса и осмотрел Сфинкса. Бонапарт тогда дословно сказал: «Хвала Аллаху! Нет бога, кроме Аллаха, Мухаммед — его пророк, а я — среди его друзей». На празднике в Каире, на котором французам даже позволили пить вино, Наполеона под именем Али-Бонапарт нарекли зятем пророка. Когда два десятилетия спустя Наполеона спросили, действительно ли он принял ислам, император со смехом ответил: «Война — вот религия солдата; я никогда ее не менял. Все остальное — дело женщин и священников. Что касается меня, то я всегда принимаю религию той страны, в которой нахожусь».
Был одержим античностью, но не знал латыни
«Я, к своему удовлетворению и позору человечества, вижу мою страну убежищем последних следов римских вольностей, а соотечественников — продолжателями Катона», — говорил Наполеон. Несмотря на всю его любовь к этому историческому периоду, он плохо знал латынь, но продолжал искать в античности достойные подражания примеры. Учрежденный в 1802 году орден Почетного легиона и по сей день является во Франции высшим национальным знаком отличия.
Даже знаменитый характерный жест Наполеона, с которым его запечатлели многие художники — закладывать руку за борт жилета, — это подражание римлянам. Правда, древние носили тогу, а не мундир, но императора это не смущало.
С течением времени увлечение античностью понемногу ослабевало. «Все гениальные люди, все, кто занял почетное место на поприще науки, суть французы, какова бы ни была та страна, где они родились», — писал Бонапарт уже во время Итальянского похода 1796 года.
Читайте «Наполеон: биография» в Букмейте! Промокод KINOPOISKMEDIA для новых пользователей.
Автор: Анатолий Чиквин