В международном прокате — сиквел фильма про кровожадных мегалодонов из Марианской впадины. Режиссером стал искусный хоррормейкер Бен Уитли, но это мало что изменило. Монструозным акулам все так же противостоит Джейсон Стэйтем, деньги на продакшен по-прежнему китайские, а в сюжете куда больше воды, чем положено даже в океаническом хорроре. Однако финальная треть второго «Мега», безусловно, удалась, считает Станислав Зельвенский.
Станислав Зельвенский
Критик Кинопоиска
Ныряльщик, ставший борцом за экологию, Джонас Тейлор (Джейсон Стэйтем) возвращается в Марианскую впадину в составе научно-исследовательской экспедиции. Опустившись на потайное второе дно океанской расщелины, герои обнаруживают там не только новый выводок доисторических акул, но и следы преступной человеческой жизнедеятельности.
Самое опасное животное, как известно, — это человек. Памятуя об этом, сценаристы «Мега 2» не стали изобретать каких-то новых, еще более гигантских или хитрых акул, а столкнули Джейсона Стэйтема с более привычным противником — акулами капитализма. Примерно по тому же пути когда-то пошел «Парк юрского периода» — не менее очевидный источник вдохновения для создателей «Мега», чем «Челюсти». Первому «Мегу», вышедшему пять лет назад, его вторичность и, скажем так, бесхитростность не помешала собрать полмиллиарда. Сиквел выходит в кильватере июльского «Барбигеймера», и ему, возможно, будет посложнее: у многих летний лимит походов в кино исчерпан.
Впрочем, август в мировом прокате безраздельно принадлежит целевой аудитории «Мега» — мальчикам среднего школьного возраста, на которых одновременно упадут еще «Черепашки-ниндзя» и «Гран Туризмо».
Вместо бывалого ремесленника Тёртлтауба режиссером на этот раз позвали Бена Уитли — популярного в узких кругах британца, известного в первую очередь арт-хоррорами. Бюджет «Мега», несомненно, превосходит совокупный бюджет всей его предыдущей фильмографии (включая вялый ремейк «Ребекки» для Netflix). И печальная, хотя не то чтобы новая, правда заключается в том, что на проекте такого масштаба разницу между деревянным автором «Сокровища нации» и талантливым аутсайдером уже можно рассмотреть разве что с увеличительным стеклом: Стэйтем тот же, акула та же.
Поскольку это по-прежнему совместное производство США и Китая, в фильме снова максимально интернациональный актерский состав. Игравшая бравого океанографа Ли Бинбин не вернулась, и ее героиня умерла за кадром, оставив Джонаса Тейлора без романтической партнерши. Но для сюжета оно и ни к чему: персонаж Тейлора успешно работает в амплуа товарища по оружию, а также бати.
Дочку океанографа его герой теперь воспитывает как собственную; девочка превратилась в довольно раздражающего подростка-всезнайку. Кроме того, у покойной обнаружился брат — его играет китайская экшен-звезда У Цзин. Этот персонаж умеет примерно все то же самое, что Джонас, но из геополитических соображений ему приходится держаться на втором плане и участвовать в комических гэгах.
Фильм состоит из трех очень разных частей. После игривого флешбэка в меловой период (его основательно засветили в трейлере) и бодрого пролога из жизни боевых экологов начинается длинное, занудное введение в курс дела — с мутными восточными мудростями, псевдонаучными диалогами и натянутыми шутками. У ученых теперь есть собственный мегалодон, выращенный в неволе, но пока он плавает туда-сюда и никого не ест, трудно проникнуться судьбой этой рыбины с ее глупо приоткрытым ртом, тем более что в воде даже размеры оценить особо не получается.
Второй акт отдан на феноменально безрадостное и рутинное погружение в Марианскую впадину: когда герои натыкаются в самой глубокой точке планеты на других людей, они даже не удивляются (пару минут мы надеемся, что те окажутся русскими, но нет). Подводные приключения, как и в первом фильме, разочаровывают: плохо видно, мокро, скучно.
И, наконец, зритель, который, позевывая, выдержит этот час с небольшим, будет вознагражден веселой финальной частью: она разворачивается на морской поверхности и даже на суше. Вот тут уже будет все, о чем мечталось: перекушенные пополам туристы, фантастические чудища, разухабистый черный юмор, субъективный план изо рта акулы, Стэйтем с гарпуном на гидроцикле, как Зевс-громовержец, и так далее. Примерно как в первом фильме (даже повторяется зачем-то шутка про отважного йорка), но существенно дольше, изобретательнее и остроумнее. Если бы весь сиквел был как эти полчаса, ему бы цены не было.
Разумеется, «Мег» — раздутая, как мезозойская акула, категория Б. Но если в первых двух третях проявляются худшие черты этого формата (механический экшен, штампованные герои, пустые диалоги), то концовка напоминает, за что же мы его, стесняясь, все-таки любим.