27 июля на Netflix вышли последние серии третьего сезона «Ведьмака». В них мы в последний раз увидели Генри Кавилла в роли Геральта. Актер покинул шоу, а в четвертом сезоне главного героя будет играть уже Лиам Хемсворт (правда, из-за забастовки актеров съемки новых серий начнутся в 2024 году, а сами эпизоды мы вряд ли увидим раньше 2025-го). Так что самое время подвести промежуточные итоги и трезво оценить противоречивый сериал.
Марат Шабаев
Обозреватель Кинопоиска
Для меня просмотр «Ведьмака» давно превратился из приятного времяпрепровождения в рабочую обузу. «Ведьмак» — дорогостоящая стриминговая жвачка с отчетливым привкусом разочарования.
Прошло уже четыре года и три сезона, а создатели сериала, кажется, так и не поняли, для кого они все это делают и что именно у них не получается. Понятно, что шоу в любом случае оказалось бы под шквалом критических комментариев от фанатов видеоигровой серии и книжного цикла Анджея Сапковского — уж слишком высоки были ожидания. Но никакой попытки компромисса не было: шоураннерка Лорен Шмидт Хиссрик, сценаристы и продюсеры только подливали масла в огонь хейтерского гнева. В итоге этот конфликтный нарыв лопнул самым неожиданным образом, и сериал покинул Генри Кавилл — большой фанат видеоигровой серии и книг, который, по слухам, находился в перманентном конфликте с создателями сериала.
Не хочется хоронить сериал прямо сейчас, но одна из последних причин смотреть его теперь пропала. «Ведьмак», давайте по-честному, был изначально проблемным проектом.
Первый сезон портил путаный таймлайн — на него жаловались даже те, кто знаком с оригиналом. А еще в нем не удалось в полной мере воссоздать атмосферу первых книг Сапковского. Обаятельные постмодернистские сказки были раздавлены тяжестью большого повествования. Второй получился слишком натужно-мрачным (хотя и самым симпатичным из всех). Третий превратился во второсортного клона «Игры престолов»: хитрые заговоры, множество действующих лиц… Только следить за движениями рук шоураннеров оказалось уже некому. Фундамент был изначально заложен неправильно, по зданию пошел крен; если почитать комментарии на фанатских форумах, то многие зрители сходятся в том, что ничего не понимают. Чем отличаются разные политические силы, что они хотят на самом деле и чем занимаются — это знают лишь сценаристы и совсем уж хардкорные фанаты саги.
Если вдруг «Ведьмак» закроется (хотя это вряд ли произойдет) прямо сейчас, то это будет небольшой потерей. У сериала были все шансы стать влиятельным фэнтези-шоу, но все авансы были потрачены впустую. Куда интереснее пересмотреть, например, «Удивительные странствия Геракла» (вот где настоящие приключения героев!) или «Игру престолов» (вот как надо подавать фэнтезийный realpoilitk), а про шоу Netflix хочется забыть и больше никогда не вспоминать.
Ольга Белик
Старший редактор Кинопоиска
«Ведьмак» вышел в конце 2019 года, и, кажется, с тех пор прошла вечность. На нас набросились миллион других сериалов, крушение проката, переформатирование индустрии, забастовки, возвращение Кэрри Брэдшоу и выбывание Генри Кавилла не только из Геральтов, но и из Суперменов.
Не очень удачный третий сезон «Ведьмака» стер у многих из памяти то, что вообще-то первый был блестящий. Пересмотрите его. Там изумительная операторская работа: свет, цвет, композиция кадра, баталии — все можно распечатывать и помещать в рамку. Запутанная хронология событий? Да слава богу, наконец-то можно было смотреть шоу и не засыпать от того, что тебе все разжевали. Те, кто не был знаком со вселенной Сапковского, получили новый яркий мир, плод любви «Игры престолов» и «Властелина колец» — с монстрами, колдунами и Бабой-ягой.
И не забудьте про чеканную монету! Саундтрек первого сезона от уроженки Петербурга Сони Белоусовой — лучшее фолк-фэнтези, что случилось с нами за последние годы, а уж то, чтобы песню из сериала орал ВЕСЬ МИР, сегодня и вовсе кажется настоящей магией.
Львиная доля обожания принадлежит, конечно, Кавиллу, идеально хмыкавшему все два сезона и сверкавшему янтарным глазами. Кавиллу, который бился с шоураннерами и продюсерами за каждую строчку и сюжетный поворот из книги и рвал жилы (буквально). Актер, которому с его холодной асексуальной харизмой лучше всего удаются не романтик-дуэты, а бромансы (Лютик! Илья Курякин из «Агентов А.Н.К.Л.»!), здесь внезапно заискрил в паре с Аней Чалотрой; отношения Геральта и Йеннифэр — одна из лучших линий всех сезонов. Именно поэтому уход Генри, кажется, поставит крест и на проекте: нельзя просто так вынуть из него сердце и сделать вид, что все идет по плану.
Да, третий сезон получился перегруженным и стилистически неровным, лишь к финалу обретя свой голос и порадовав фанатов эпическим побоищем в Аретузе. Да, следить за его событиями и политическими раскладами было сложнее, чем за таймлайном первого сезона. Да, выросшее количество баллад у Лютика так и не сделало ни одну из них новым хитом. И да, «Ведьмака» настигло то самое проклятье продолжений, когда внимание зрителя удерживать все труднее, а собственной Красной свадьбы и персонажей, которых можно пустить в расход, нет. Кажется, в финале третьего сезона лучше было бы убить… Геральта. И на этом перезапустить весь сериал, а не пытаться менять одного Кавилла.
Ксения Прохоренко
Редактор соцсетей
Экранизации редко бывают достаточно хороши для фанатов первоисточника, но у «Ведьмака» ситуация была еще смешнее: сериал готовы были ругать и фанаты книг, и фанаты игр. Мне очень хотелось постоять в белом пальто и побыть хоть сколько-то непредвзятой, поэтому первый сезон я ждала даже с легким предвкушением: а что получится? А вдруг будет здорово?
Непредвзятой побыть не получилось: с самого начала мне пришлось вспомнить свою старую любовь к книгам, потому что сериал как будто и не собирался нормально рассказывать мне историю. Нестыковки с книгами и играми я не считаю — они неизбежны, их можно принять и простить. Но такое чувство, что первоисточники интересовали создателей в последнюю очередь.
Отсылки к сказкам, которые были очевидны в первой (и самой жизнерадостной!) части романа, полностью растворились в мраке и безысходности. Пропали бытовой юмор и легкость, с которой Сапковский описывал свое мерзкое условное средневековье в начале саги. А любовно прописанные политические интриги, занимавшие львиную долю книг, превратились в проговариваемый героями текст, который скучно слушать.
Перемешанные во времени события кому-то показались интересными и интригующими, заставляющими внимательно следить за происходящим на экране и подмечать намеки. Но, на мой вкус, не было никакой нарративной необходимости так сильно миксовать сюжеты. Как зритель сериала, я бы с куда большим пониманием отнеслась к решению упростить книжный таймлайн сценарным произволом и четко его обозначить.
И, наконец, все это просто плохо выглядело.
От белокурого парика на Генри Кавилле и кошмарных нарядов магичек до доспехов нильфгаардцев и интерьеров замков и таверн — все смотрелось так, будто художники работали вслепую, перестукиваясь друг с другом через стены.
Судя по интервью создателей сериала, почти так оно и было! Но все равно остается загадкой: как проект с огромным бюджетом умудрился выглядеть хуже, чем фанатские косплей-фильмы?
Все эти три проблемы кочевали из сезона в сезон в разных пропорциях, из-за чего смотреть каждую новую серию становилось все более мучительно. Пытаясь исправить одни недочеты, создатели проваливались в другие. В результате «Ведьмак» сейчас больше похож на хромую лошадь, которую все еще подпирает с боков популярность книг и игр. А можно было бы и пристрелить.