«Не любишь мою музыку? Получи». Глава из книги «Брат. Незабытый герой»

Обсудить0

В Букмейте появилась книга «Брат. Незабытый герой. Культурный феномен, изменивший историю» (издательство «Бомбора») журналиста Михаила Володина и сценариста Андрея Захарьева (Андрей, помимо прочего, редактор витрин онлайн-кинотеатра Кинопоиска, так что мы особенно рады поделиться этой новинкой). Публикуем фрагмент — главу «Сценарий», в которой выясняется, каким изначально Балабанов представлял Данилу Багрова и почему Юрий Шевчук наотрез отказался участвовать в проекте.

«Ой, какую залипуху я затеял», — именно так, по воспоминаниям музыканта Егора Белкина, анонсировал Балабанов написанный сценарий друзьям. «Залипуха» — это его слово.

Рука так и тянется написать о том, что сценарий «Брата» возник так же легко и непринужденно, как этот фильм и смотрится. Два десятка страниц текста, появившихся из гениальной головы режиссера, — сказка авторского кино. Но нет, даже на бумаге «Брат» рождался и перерождался неоднократно.

Первая итерация сценария, которую Балабанов начал показывать друзьям, удивляла — и неприятно: по сюжету Данила Багров стрелял в людей за то, что они не разделяли его музыкальных вкусов. Не любишь мою музыку? Получи. Неоправданная и примитивная жестокость происходящего отпугнула некоторых потенциальных участников работы над картиной.

«Я сценария не видела, но знаю, что он показывал его Юре Шевчуку и Егору [Белкину], — рассказывает Настя Полева. — Шевчук, мягко говоря, прочитанное не одобрил. Он посчитал, что это чушь собачья, что-то непонятное, неестественное и неправильное. Мне про это рассказывали, да и мы удивлялись этому факту в сценарии: как это — прийти и убить человека за то, что он не любит твою музыку? Как-то странновато все это выглядит по меньшей мере».

«Я прочитал сценарий и сказал: „Все бы ничего, но там у тебя главный герой убивает людей за то, что им не нравится группа „Наутилус Помпилиус“, — рассказывал Белкин и добавил: Лёша все поменял и правильно сделал, потому что ему потом в нос тыкали. Ты любишь „Наутилус“, но почему все остальные должны это делать? Он все-таки сделал шажок в сторону. Не такие фильмы он до этого снимал».

Балабанов неохотно принимал правки, что вполне в духе режиссера авторского кино, убежденного в том, что он делает все так, как чувствует, а чувствует правильно. Настя Полева рассказывала, что он «бурчал, был недоволен, что ему что-то там говорят, критикуют», но советам друзей внял, переделал. «Как все творческие люди, он был эгоцентричным — не дай бог кому-то указывать, но, тем не менее, изменения внес, — вспоминала Полева. — Как я поняла, Шевчук должен был быть вместо Бутусова, но отказался в этом участвовать категорически».

Егор Белкин убежден: Балабанов переделывал под влиянием Сельянова. «Я уверен, что Сережа на Лёху оказывал сильнейшее воздействие. Вообще, эта бригада туляков — в Лёхиной жизни их было два, художник, который погиб в Кармадоне, Володька Карташов, и Серёжа — корневые такие парни: насупятся и будут тебя долбить. А мы с Лёхой — такие два журавля в полете, нас надо стреножить и на землю поставить. Я убежден, что поворот в „Счастливых днях“ или в „Замке“ — от Кафки на злобу дня — это тоже была Серёжина идея».

Сергей Сельянов отмахивается, еще больше мифологизируя процесс создания сценария. «Я не помню, чтобы сценарий как-то существенно менялся. Возможно, это все было, но я не помню, разве что-то в монтаже... Все, что происходило на стадии постпродакшена, происходило в таком живом обсуждении. Чаще всего это вообще были такие почти бессловесные обсуждения — что можно поджать, подклеить. Я предлагал: вот это, на мой взгляд, лишнее. Он же был со мной не согласен, что это излишне, но, тем не менее, услышал и на следующий день принес новый вариант».

Сельянов помнит, как, например, убедил Балабанова вырезать лишнюю сцену с садомазо из картины «Про уродов и людей», но воспоминаний относительно вносимых изменений в текст «Брата» не осталось. «Ничего такого не помню, — пожимает плечами Сельянов. — Скорее всего, этого и не было».

Даже после того, как Балабанов сделал историю более гуманной, сценарий, по словам Сельянова, «никто не хотел».

«Притом что Лёша уже был режиссером с именем в кинематографических кругах, многие считали, что это „какая-то пустяковина“, „чего-то Лёха как-то написал что-то, извини“, — говорит Сельянов. — В итоге мы это делали сами».

Читайте «Брат. Незабытый герой» в Букмейте! Промокод KINOPOISKMEDIA для новых пользователей

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

2 июля8
24 июня 20232
13 мая 20237
15 марта 20231

Главное сегодня

Сегодня2
Сегодня2
Вчера3
Сегодня0
Сегодня0
Вчера5
Вчера7
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации