После выхода фильма-предупреждения «Оппенгеймер» Киллиану Мёрфи критики прочат «Оскар». Роль «отца ядерной бомбы» Роберта Оппенгеймера стала логичным пунктом в фильмографии ирландского актера, который не раз работал с Кристофером Ноланом, занимался ядерной физикой у Дэнни Бойла, а в кадре часто попадал в условия постапокалипсиса. Рассказываем, как звезда «28 дней спустя» мгновенно стала лицом ирландского кинематографа, но только в 47 лет возглавила голливудский блокбастер.
Если больше любите видео, то можно не только почитать текст, но и посмотреть наше видеоэссе про карьеру Киллиана Мёрфи.
Музыкант-битломан, неудавшийся юрист и дискосвинья
Мёрфи родился в семье потомственных учителей в пригороде ирландского города Корк в 1976 году. В 10 лет он начал сочинять и исполнять песни, а в средней школе попал в театральный кружок. Правда, юный битломан Киллиан мечтал стать рок-звездой, а не актером. После школы он пел и играл на гитаре в нескольких группах вместе со своим братом Поди. Их самая успешная группа называлась The Sons of Mr. Green Genes в честь песни Фрэнка Заппы. «Дурацкие тексты и бесконечные гитарные соло», — так впоследствии Мёрфи описывал песни коллектива. В 1996-м он поступил на юрфак в Ирландский национальный университет в Корке, но, завалив сессию, вылетел после первого же курса — законы его не заинтересовали.
Зато его по-настоящему привлекла актерская профессия, когда он посмотрел в местном театре постановку «Заводного апельсина». Ее режиссер Пэт Кирнан вел драмкружок в школе Киллиана, и тот настойчиво добивался прослушивания в его театральную труппу Corcadorca Theatre Company. И добился! Загадочному и дерзкому парню доверили главную роль в пьесе Энды Уолша «Дискосвиньи» — грустной истории про нездоровую любовь жестокого, ревнивого и деструктивного подростка к своей подруге. Пьеса должна была идти три недели в Корке, но в итоге Мёрфи отправился с ней в двухлетний тур по Европе, Австралии и Канаде. Актер бросил учебу и музыку, начал играть в короткометражных фильмах, перебрался сначала в Дублин, а затем в Лондон.
Проблемные ирландские юноши
Вскоре молодому ирландцу достались второстепенные роли в военной драме с Дэниэлом Крэйгом «В июле 1916: Битва на Сомме» и бибисишной экранизации Энтони Троллопа «Как мы теперь живем», которую поставил будущий идеолог поттерианы Дэвид Йейтс. Свою первую главную кинороль Мёрфи получил в легком летнем драмеди «Солнечный ожог», где, кстати, также снималась Ингеборга Дапкунайте. Его герой-студент убегал от забеременевшей ирландской подружки в США, чтобы заработать денег и развлечься. Особой зрительской любви кино не заработало, и своим настоящим стартом актер считает киноадаптацию «Дискосвиней».
В 2001-м пьесу перенесла на экран Кёрстен Шеридан, дочь корифея ирландского кинематографа Джима Шеридана, у которого Дэниэл Дэй-Льюис сыграл свои лучшие роли в 1990-х («Моя левая нога», «Во имя отца» и «Боксер»). В том же году Шеридан спродюсировал трагикомедию про неудавшегося самоубийцу «На краю», ставшую режиссерским дебютом Джона Карни («Однажды», «Рок-н-ролльщики»). В этих историях взросления, напоминающих «Конец ***го мира», Мёрфи использовал отрицательное обаяние, чтобы изображать травмированную и дикую молодежь. Его острые скулы и вызывающая ухмылка вкупе с безумным и при этом немного детским взглядом делала героев одновременно опасными и трогательными. С похожих ролей в свое время начинал Малкольм Макдауэлл, Алекс Делардж из «Заводного апельсина».
Новое лицо фильмов Дэнни Бойла
Увидев Мёрфи в «Дискосвиньях», создатель «На игле» Дэнни Бойл позвал актера на главную роль в малобюджетный постапокалиптический хоррор «28 дней спустя» в 2002 году. В нем он изобразил лондонского курьера Джима, который выходит из комы и узнает, что в Англии наступил конец света из-за мутировавшего вируса, превращающего всех в кровожадных зомби. В фильме, правда, живых мертвецов называют инфицированными, обходясь без слова на букву «z». Согласно заветам Джорджа Ромеро, Дэнни Бойл и сценарист Алекс Гарленд сделали главной опасностью не ходячие трупы, а людей. Токсичные военные решают обратить в секс-рабство подруг Джима, и герою приходится трансформироваться из нежного, испуганного и растерянного тихони в агрессивную неубиваемую машину убийства. «28 дней спустя» стали хитом в США, и Мёрфи позвали в Голливуд.
Видеоэссе
Спустя два года Мёрфи сыграл в еще одном жанровом проекте тандема Бойла и Гарленда — сай-фай-триллере «Пекло» про мультинациональный экипаж космического корабля, летящего разжигать угасающее солнце. При желании фильм можно смотреть как человеколюбивую и позитивную противоположность «Оппенгеймера». Мёрфи здесь достался образ — ха-ха — задумчивого физика-аутсайдера по имени Роберт и главного специалиста по ядерной бомбе. Как и Нолан, Бойл не мог оторваться ни от всепоглощающего огня, ни от прозрачных голубых глаз актера. Правда, у оптимиста Бойла «добрый атом» оказывается шансом на спасение человечества, в то время как у пессимиста Нолана это, скорее, мина замедленного действия.
Перед съемками Мёрфи шесть недель жил вместе с Роуз Бирн, Клиффом Кёртисом, Мишель Йео, Крисом Эвансом, Хироюки Санадой и Бенедиктом Вонгом. Актеры пересматривали классику вроде «Подводной лодки», «Парней что надо!» и «Чужого», слушали научные лекции, тренировались на симуляторах низкой гравитации и ходили на экскурсии на настоящие ядерные подводные лодки и в Европейский Центр ядерных исследований. Роберт Капа — один из самых спокойных персонажей Мёрфи. В условиях самоубийственной миссии он еле-еле не теряет самообладание, чтобы довести дело до конца.
Тайный любимец Кристофера Нолана
Между съемок у Бойла ирландец пробовался на роль Брюса Уэйна в ребут «Бэтмен: Начало», но всем было понятно, что невысокому и худому Мёрфи не суждено бегать по крышам Готэма. Вместо главной роли Кристофер Нолан предложил ему второстепенную, злодейскую. Джонатан Крейн — коррумпированный психиатр из больницы Аркхем, который хочет повергнуть в пучину страха весь Готэм с помощью токсина, вызывающего бэд-трипы (и бэт-трипы тоже). Смазливый гаденыш Крейн оживал, когда надевал жуткую маску-мешок и становился Пугалом, но в топ противников Темного рыцаря Мёрфи едва ли попадет. Актеру попросту не хватило экранного времени, а его имя даже не попало на постеры «Бэтмена». Зато Крейн заглянул на камео в обоих сиквелах.
Более того, Мёрфи стал своеобразным нолановским талисманом. В «Начале» он потерянный наследник бизнес-империи, который в эмоциональном финале примеряется во сне со строгим отцом, а в «Дюнкерке» — перепуганный безымянный солдат с ПТСР, чудом выживший в кораблекрушении. Роль «отца атомной бомбы» Роберта Оппенгеймера в нолановском байопике наконец-то вывела Мёрфи на первый план. Актер участвует в каждой сцене трехчасового эпика, играя сложные моральные и психологические колебания ученого. Это именно тот бенефис, которого преданные поклонники актера ждали с начала нулевых.
Голливудский неудачник
После крошечных ролей в эпичной «Холодной горе» (солдат-конфедерат, убитый Натали Портман) и живописной «Девушке с жемчужной сережкой» (сын мясника, безответно влюбленный в Скарлетт Йоханссон) Мёрфи досталась главная роль в «Ночном рейсе». В этом предельно дурацком, но бодром триллере Уэса Крэйвена он перевоплотился в террориста, который берет в заложницы хостес крупного отеля (Рэйчел Макадамс) во время полета из Далласа в Майами. Девушка должна помочь убить правительственную шишку, которого другие террористы хотят взорвать выстрелом… из базуки.
В детали вдаваться не стоит, Мёрфи и сам называет фильм «трешовым би-муви». Но веселого тут тоже много. Макадамс с легкостью метелит партнера на протяжении всего фильма: бьет лбом по носу, вгоняет каблук в ногу, втыкает ручку в трахею. Мёрфи остается лишь недовольно таращиться в ответ и надувать губы. Увы, этот мерзкий и жеманный маньяк мог испугать только своим именем: Джексон Рипнер. Впоследствии Мёрфи признал, что с отрицательными персонажами у него не вышло. «Я все еще не понимаю, почему многим кажется, будто я только и делаю, что играю злодеев. Я даже слышал теорию, что это все из-за моего лица, мол, даже в спокойном состоянии я выгляжу опасно», — рассказывал он Кинопоиску перед премьерой «Дюнкерка».
Впрочем, из-за провала «Пекла» дела Мёрфи в Голливуде пошли не так хорошо, как у его соотечественника Колина Фаррелла (актеры родились с разницей в пять дней). В больших фильмах он играл второстепенные роли. Помните ли вы его в фантастике «Трон: Наследие», «Времени» или «Превосходстве»? Мёрфи затерялся даже в «В сердце моря» Рона Ховарда и «Анне» Люка Бессона. Лишь хоррор-сиквел «Тихого места», вышедший уже в разгар пандемии, вернул лицо ирландца на постеры блокбастеров. Благородный, заросший и заматеревший вдовец Эммет — логичная эволюция Джима из «28 дней спустя».
Женщина, ирландский партизан и цыган-бандит
Гораздо интереснее ирландские и британские работы Мёрфи. Черная комедия Джона Краули «Разрыв», снятая под влиянием ансамблевых фильмов Роберта Олтмена и Пола Томаса Андерсона. «Сезон измен» — тихая мелодрама от соавтора «Нормальных людей» про две супружеские пары, у которых назрели проблемы в отношениях (второго мужа играет Эндрю Скотт). Не шибко удачный закос под Гая Ричи «Сорвать куш», в котором герой-лузер Мёрфи задолжал денег гангстеру в исполнении Брендана Глисона. Действительно остроумная криминальная комедия Бена Уитли «Перестрелка», в которой Мёрфи достался образ усатого бойца ИРА из 1970-х. Политическая сатира Салли Поттер «Вечеринка», где Мёрфи изобразил издерганного банкира-кокаиниста, переживающего уход жены.
Свои наиболее интересные роли до «Оппенгеймера» актер сыграл в трагикомедии Нила Джордана «Завтрак на Плутоне», военной драме Кена Лоуча «Ветер, который качает вереск» и сериале Стивена Найта «Острые козырьки». В них лучше всего виден актерский диапазон Мёрфи. В «Завтраке на Плутоне» он играет трансдевушку, которая покидает родную ирландскую глушь, чтобы отправиться в Лондон на поиски бросившей ее матери. Здесь нет ни капли агрессии, которой были полны ранние персонажи Киллиана. Зато есть нежность, игривость и хрупкость, а также много юмора — в одной из сцен-фантазий будущий Оппенгеймер уморительно побеждает террористическую ячейку ИРА с помощью Chanel No. 5.
В «Ветре, который качает вереск», получившем «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля, Мёрфи сам появился в роли члена Ирландской республиканской армии. Его герой, молодой врач Дэмиэн из графства Корк (родные места для Мёрфи), вступает в ее ряды во время войны за независимость Ирландии, будучи не в силах терпеть зверства английских солдат. У Лоуча, приверженца документального подхода, Мёрфи играет особенно тонко, показывая идеализм, гнев и преданность своего персонажа-партизана.
В культовом сериале «Острые козырьки» Мёрфи снова вернулся в 1920-е и надел кепку. Правда, на этот раз он уже не человечный доктор из Корка, а главарь банды ирландских тревеллеров и ветеран Первой мировой войны, вернувшийся с фронта в родной Бирмингем с посттравматическим расстройством. Таким образом, герои Мёрфи участвовали в англо-ирландской войне, Гражданской войне в США и обеих мировых. Томас Шелби — еще один Уолтер Уайт современного телевидения. Жестокий бандит, который, оправдывая свои действия заботой о семье, реализует собственные политические амбиции и скатывается в тиранию. Маскулинный Томас Шелби мог бы оказаться очередным головорезом в резюме Джейсона Стэйтема, но благодаря чутью шоураннера Стивена Найта стал важнейшим персонажем в фильмографии Мёрфи и современным Тони Монтаной для нового поколения реальных пацанов. А сколько барберов кормит Шелби — подумать страшно!
Киллиан Мёрфи в клипе на песню «Pana-vision» The Smile, новой группы Тома Йорка и Джонни Гринвуда из Radiohead
Что случится после ядерной бомбы
Нет никаких сомнений, что «Оппенгеймер» откроет следующую главу в карьере Мёрфи, однако он явно не забудет свои корни. Весной артист снялся в ирландской драме «Такие мелочи» — экранизации одноименного романа писательницы Клэр Киган про торговца углем и примерного семьянина, который узнает давний секрет о своем городке. Сценарий написал старый знакомый Мёрфи, автор «Дискосвиней» Энда Уолш. А производством займется новый друг — партнер по «Оппенгеймеру» Мэтт Дэймон, который как раз открыл кинокомпанию на пару с Беном Аффлеком.
Непонятно, дойдут ли у Дэнни Бойла руки до обещанного триквела «28 месяцев спустя» (в пору уже снимать «28 лет»!), но Стивен Найт все еще намерен показать на большом экране, как Томас Шелби скачет на коне под рок-балладу Ника Кейва. Полнометражное продолжение «Острых козырьков» по-прежнему в работе — Киллиан фанатов не бросает.
Автор: Михаил Моркин
Фото: Lia Toby/Getty Images for Universal Pictures, Carlo Allegri/Getty Images