«За Палыча!»: Лидия Маслова, не дрогнув, посмотрела «Левиафан» для десантников

Обсудить0

В российский прокат выходит комедия Андрея Богатырёва о героях в тельняшках, которые спасают недвижимость ветерана ВДВ от плохих чиновников (все сходства с сюжетом «Чиполлино» случайны). Даже украшенный присутствием Сергея Шакурова, Ирины Пеговой и Ивана Охлобыстина фильм не кажется безусловным must see. Но удар народной российской комедии самоотверженно приняла на себя Лидия Маслова. Теперь она рассказывает, как четыре сценариста этого социально-патриотического кино расплескали синеву по «Терминатору» и Звягинцеву.

Лидия Маслова

Кинокритик

Военизированную комедию «За Палыча!» вполне можно рассматривать как полуторачасовой клип к песне «Расплескалась синева» — неофициальному гимну Воздушно-десантных войск России. Широкий гражданский зритель, далекий от десантуры, мог полюбить эту действительно проникновенную и мужественную музыкальную композицию после фильма Жоры Крыжовникова «Горько!» — там она придавала трогательный элемент живого чувства такому утомительному официальному мероприятию, как свадьба.

Сюжет «За Палыча!» связан с противостоянием воздушно-десантного братства казенному официозу, слившемуся с криминалитетом из 1990-х в коррумпированную двуглавую гадину, шея которой в итоге неминуемо хрустнет под десантным берцем. В одной из финальных батальных сцен «Палыча» есть символичный кадр: танк десантников под мелодию матросского танца «Яблочко» обрушивается сверху на черный бандитский «брабус». Лишь к этому моменту прояснится, почему фильм начинается с допроса двух центральных персонажей следователем (Константин Крюков в одной из наименее обременительных своих ролей, содержание которой сводится к тому, чтобы водить ручкой по бумаге). Он предлагает главному герою, Артему (Евгений Зарубин), рассказать свою историю «максимально с начала», что тот и делает, переносясь даже не в детство, а в постнатальный период. То есть в молодость сидящего рядом с ним отца (Александр Самойленко), бывшего мэра одного из городов Калужской области.

В своих воспоминаниях Артем раскаивается в ошибках слишком жирной юности мэрского сыночка: «Если ты растешь с золотой ложкой в ж*** (тут рассказчик деликатно пропускает окончание слова), у тебя начинает протекать фляга». Однажды на трассе зарвавшийся мажорик вступает в конфликт с загадочным инфернальным господином на серебристом внедорожнике (Иван Охлобыстин со своей фирменной трикстерской ухмылкой), после чего мэра отправляют в отставку, а его сын идет служить в ВДВ, где приобщается к суровым десантным законам и философскому юмору: «А что если парашют не раскроется?» — «Новый выдадут».

Иван Охлобыстин

Все это очень быстро и бодро показано в прологе, после которого благополучно дембельнувшегося Артема встречает дед — тот самый заглавный Палыч (Сергей Шакуров), ветеран ВДВ. Из его скромной старой машины доносится мелодия знаменитой «Синевы». На ее фоне особенно приятно посмотреть на перевоспитавшегося внучка в полной дембельской выкладке: гадкие косички, которые герой носил на голове в своем позорном мажорском прошлом, теперь в его славном десантном настоящем как бы перемещаются на китель в виде аксельбантов.

Далее в «Палыче» разворачивается сюжетная коллизия, всесторонне исследованная в драме Андрея Звягинцева «Левиафан»: люди, считающие себя хозяевами жизни, собираются отобрать у маленького человека землю, на которой стоит его дом, и построить на ней то, что считают нужным (в случае с Палычем речь идет о гостинице).

Но, разумеется, Палыч не был бы Палычем, если бы согласился на предлагаемую ему городскую однушку (а потом даже двушку — за упрямство) и не уперся рогом из принципа: «Если мы каждому идиоту будем свою землю отдавать, они бы всю Россию раздолбанили давно». «Они» — это нынешний мэр (Михаил Горевой), занятый обычной ритуальной показухой (в одном из эпизодов он открывает памятный знак в виде гигантской подковы), а также бизнесмен Македонский (Фёдор Лавров). Он опошляет благородный девиз десантников «Никто, кроме нас», соблазняя Палыча своими сомнительными коврижками («Никто, кроме нас, вам такие условия не предложит»), а потом опрометчиво унижает десантников, называя их «фанатами кота Матроскина», приехавшими «прямиком из Простоквашино».

Евгений Зарубин и Сергей Шакуров

Результат сотрудничества четверых сценаристов «Палыча» немного напоминает письмо, которое Дядя Фёдор, Шарик и кот Матроскин писали по очереди. Видимо, один из них пытался отразить свои представления о сладкой жизни и циничном менталитете чиновников из высших эшелонов, другой — передать молодецкий брутальный юмор ВДВ, кто-то подстраивал для героя коварные нравственные развилки (вроде продажи Георгиевского креста, полученного еще прадедом за службу на Кавказе, ради покупки проклятых биткоинов), а кто-то вставлял синефильские шутки, довольно неожиданные в военно-патриотической комедии. Впрочем, порой в этих кинематографических аллюзиях тоже можно усмотреть военно-патриотический оттенок. Например, во флешбэке, где будущий мэр (Глеб Пускепалис), еще только начинающий свое восхождение к статусу «одного из самых богатых людей в городе», торгует с машины видеокассетами. Развязный клиент среди прочего просит «половушку для сисек» и «Терминатора», на что продавец уточняет: «„Терминатор“ обычный или „Пенетратор“?» А потом протягивает две кассеты, цитируя шутку Папанова-Лелика из «Бриллиантовой руки», обращенную к Миронову-Козодоеву с повязкой на глазу: «Смотри не перепутай, Кутузов».

Синефильские намеки продолжаются, когда на подмогу к Палычу, перешедшему на военное положение в осажденном доме, съезжаются со всей округи разнообразные десантники, в том числе и те, которых он в чеченскую кампанию вывел из окружения. Среди них встречается Коля Робоколя (Денис Кузнецов), которому пришлось после ранения вставить в голову металлическую пластину, и теперь он часто повторяет сакраментальный вопрос Робокопа «Ху ар ю?». Еще запоминаются Цветной (Павел Абраменков), чье тело покрыто татуировками, и Слава НКВД (Вячеслав Шихалеев) — его кличка остается благоразумно неразъясненной и в 1937-й не переносит. Несмотря на все эти попытки придать колоритные штришки и найти в каждом десантнике изюминку, в целом образы бравых бойцов получились менее выразительными, чем силы зла и щупальца «Левиафана», которые ВДВ триумфально поотрубали — по крайней мере, в одном отдельно взятом селении.

Но есть все-таки в «Палыче» момент, когда эта расчетливо сделанная по шаблону агитационная брошюра о пользе службы в ВДВ вдруг вызывает неподдельный душевный отклик. Это легкое чувство неловкости за показанную «сказочную быль, а не сказку» перед реальными десантниками, которые смотрят с подборки фотографий на финальных титрах.

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

Вчера7
16 ноября22
15 ноября6
14 ноября2

Главное сегодня

Сегодня4
Сегодня5
час назад0
Сегодня0
Сегодня1
Вчера5
Вчера5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации