Американский прокат представляет сейчас беспрецедентную картину, однако за начавшимся «Барбигеймером» легко позабыть о провалах сверхкрупных франшиз стоимостью по 300 млн долларов и также проглядеть успех абсолютного андердога. Политический триллер «Звук свободы» (почти 125 млн долларов за три недели) обогнал в домашнем прокате «Флэша» (107 миллионов с момента релиза 14 июня), может обогнать «Индиану» (159 миллионов за четыре недели) и, по некоторым данным, оставил позади седьмую «Миссию» (118 миллионов с 19 июня). Продвигают его консервативные организации, а среди фанатов — представители QAnon. Попробуем разобраться в этом захватывающем и отнюдь не маргинальном сюжете.
Максим Шишкин
Режиссер и киноблогер. Эта статья — расширенная версия поста из канала «ШишКИНО»
О чем фильм и кто его создатели
Фильм рассказывает о поисково-спасательной операции реально существующего человека Тима Балларда, спецагента министерства внутренней безопасности, который отправляется в Колумбию освобождать детей из лап колумбийской группировки, которая занимается международной секс-торговлей.
В жизни Тимоти Баллард — бывший агент под прикрытием МВБ США, теперь активист, много лет борющийся с педофилией и торговлей людьми. Он провел ряд операций, выдавая себя за секс-туриста и внедрившись в криминальные сети, благодаря чему были спасены дети и арестовано нескольких лидеров преступных группировок. В 2013 году Баллард ушел с госслужбы и основал организацию по борьбе с торговлей детьми для сексуальной эксплуатации — O.U.R. (Operation Underground Railroad), которая сотрудничает с правоохранительными органами по всему миру, проводит сборы доказательств для судебного преследования торговцев людьми и спасательные операции; в основном команда состоит из бывших сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих. Однако вот уже несколько лет O.U.R. открещивается от своего основателя, которого медиа обвиняют в том, что он сильно преувеличивал свои заслуги по борьбе с детским секс-рабством, и утверждают, что история в основе «Звука свободы» не соответствует фактам.
Фильм был запущен в производство мексиканским продюсером Эдуардо Верастеги, известным своими проектами «Сын Божий» (2014, это библейская драма про Иисуса) и «Незапланированная» (2019, антиабортная драма). В 2020-м Дональд Трамп пригласил Верастеги как советника в инициативу Белого дома под названием Hispanic Prosperity, целью которой было обеспечить испаноязычных американцев лучшим доступом к образованию и социально-экономическим возможностями. Верастеги, который когда-то был участником бойз-бенда Kairo и снимался в мексиканском телемыле, сейчас не только видный кинопродюсер, но также пролайфер, ютубер и организатор собраний консервативной общественности Америки с политическими амбициями в Мексике. Режиссером «Звука свободы» выступил Алехандро Гомес Монтеверде, который сейчас запускает библейскую драму «Мария, мать Христа», а главную роль в картине сыграл Джеймс Кэвизел — Иисус из «Страстей Христовых» Мэла Гибсона.
Примечательно, что «Звук свободы» был снят еще в 2018-м на базе 20th Century Fox, однако после слияния с Disney фильм лег на полку до 2019 года, пока Верастеги не выкупил на него права. Ему пришлось прождать еще четыре года, пока он не нашел подходящего дистрибьютора. В марте 2023-го права на международный прокат картины приобрела Angel Studios — компания, специализирующаяся на библейских фильмах, детских комедиях и документальном кино, также известная своими краудфандинговыми инициативами.
Владельцы Angel Studio — Нил, Джеффри и Дэниэл Хармоны, братья-мормоны из Юты, обратившие на себя внимание стартапом VidAngel в 2014 году. Он предлагал клиентам голливудские фильмы (сперва на дисках, потом через стриминг), из которых были удалены нагота и прочие «оскорбительные фрагменты». В 2016 году Disney и другие мейджоры подали иски о нарушении авторских прав к VidAngel, который впоследствии был вынужден объявить о банкротстве и потом еще несколько раз пытался себя переизобрести. В 2021-м VidAngel разделили на две компании — VidAngel Entertainment, которая продолжила заниматься технологиями фильтрации секса, наготы и прочего «неподобающего контента» на других платформах, и Angel Studios — краудфандинговую киностудию, производящую развлечения для всей семьи, основанные на консервативных ценностях, вере в Бога и т. п.
Кассовый хит или флешмоб
Картина вышла в прокат 4 июля, в День независимости — это один из главных релизных дней в году, на который студии делают ставки летом, — и уже на старте произвела фурор, собрав 11 563 200 долларов. Это очень близко к 11,7 миллиона, которые в праздничный день собрала пятая часть «Индианы Джонса», вышедшая 30 июня на 4600 экранах против 2600 кинозалов у «Звука свободы». Учитывая, что бюджет пятого «Индианы» — около 400 миллионов (включая затраты на маркетинг), а «Звук свободы» стоил всего 15 миллионов, можно сравнивать эту кассовую битву с библейской борьбой Давида и Голиафа.
Также надо учитывать, что минимум 2 миллиона на старте в копилку андердога пришло через Pay it Forward — благотворительную платформу, с помощью которой можно купить билет в кино для тех, кто не может себе позволить лишнюю трату (схема напоминает акции с «подвешенным кофе» из 2010-х). На данный момент через платформу, которая впервые была опробована на предыдущем хите Angel Studios — библейском эпосе «Его единственный сын», — приобретено 8,5 миллиона билетов на «Звук свободы». Pay it Forward не разглашает имена жертвователей, так что не до конца ясно, кто эти анонимные благодетели — впечатлившиеся люди, которые перешли по показанному в титрах QR-коду на сайт системы, или фонды, защищающие консервативные ценности.
Как на все это реагируют американские медиа
«Звук свободы» тепло приняли критики (74% положительных рецензий на Rotten Tomatoes), при этом зрительские оценки зашкаливают, выдавая один из лучших результатов года — 100% на тех же «Томатах» и наивысший балл A+ на CinemaScore, что делает картину одной из самых высокооцененных работ среди всех крупных релизов 2023 года. Примечательно, что другой фильм с такой же оценкой на CinemaScore в этом году — христианская драма «Революция Иисуса».
Дональд Трамп не остался в стороне: он устроил показ в своем гольф-клубе, попутно обвинив либеральные СМИ (New York Times, Los Angeles Times, The Hollywood Reporter) в отказе рецензировать картину, а Rolling Stone, Washington Post, CNN и The Guardian — в том, что они утопили «Звук свободы» в критике и негативе.
«Сам по себе „Звук свободы“ — это торжественная нудянка с не особенно выдающейся историей, — пишет обозреватель сайта Roger Ebert, — ведь забота о безопасности детей — это едва ли не самое очевидное дело для любого хоть сколько-нибудь порядочного человека». The Guardian выступает еще красноречивее, утверждая, что «разочаровывающе несочный „Звук свободы“ притворяется реальным фильмом, как „кризисный центр для беременных“ маскируется под медицинскую клинику».
Журналист Rolling Stone Майлз Кли, не скрывая своей предвзятого отношения к фильму и его аудитории, пишет, что «Баллард, Кэвизел и другие им подобные приучили общественность воспринимать „Звук свободы“ как документальный фильм, годами разжигая моральную панику по поводу этой сильно преувеличенной „эпидемии“ сексуальной торговли детьми. <…> Я был в кино с людьми, которые пришли, чтобы увидеть подтверждение своих худших опасений, и „Звук свободы“ оправдал это ожидание. Это давящий на желудок опыт, который фетишизирует пытки детей-жертв и задерживается на пышных прелюдиях к сексуальному насилию».
«Временами у меня возникало неприятное чувство, что меня самого могут арестовать только за то, что я все это высидел. Тем не менее на окружающую меня в основном седовласую публику можно было положиться: она ахала, стонала от жалости, бормотала осуждения, аплодировала и ревела „Аминь!“ в моменты праведного гнева…»
Главная претензия Rolling Stone и экспертов издания в том, что это кино приукрашивает действительность и отводит взгляд от реальной проблемы детского трафикинга. По данным Госдепа США, ежегодно от 600 000 до 800 000 человек переправляются через международные границы, причем в половине случаев это дети. В «Звуке свободы» смещен акцент с подростков, которые в реальности становятся жертвами, на торговлю маленькими детьми.
Вокруг фильма возникли теории заговора
Фанаты «Звука свободы» запустили в социальных сетях цепочку теорий вокруг кинотеатральной сети AMC, утверждая, что компания тайно блокирует фильм. Посетители, заметившие технические неполадки на показах AMC, начали обвинять кинотеатры в том, что те пытаются помешать общественности увидеть политически важное разоблачение, которое несет этот фильм.
В TikTok разлетелось видео со зрительницей, которая обвиняет кинотеатр в отмене киносеанса из-за поломок кондиционера в зале, хотя, по ее замечанию, во всем остальном здании с кондиционерами проблем не было. В другом таком разоблачительном видео пара жаловалась, что во время сеанса был включен свет. В других роликах заявляли, что зрители были эвакуированы по техническим причинам. В Twitter один пользователь утверждал, что он является работником сети AMC, которого уволили из-за отказа добавлять некие ампулы с какой-то жидкостью в напитки зрителей «Звука свободы». Он также рассказал, что отнес эту ампулу в лабораторию, где обнаружили «нечто похожее на наноботов».
Генеральному директору AMC Адаму Арону пришлось прокомментировать ситуацию: «По Twitter разносится невообразимая чушь о том, что мы сознательно сокращаем посещаемость „Звука свободы“. Вчера мы показали этот фильм 3000 раз в наших 570 кинотеатрах США, и более 100 000 человек посмотрели его в AMC. Дезинформация поражает воображение. Боты? Ненавистники?»
Либеральные медиа также выдвигают претензии в том, что «Звук свободы» связан с движением QAnon, сторонники которого были в лидерах атаки на Капитолий 6 января 2021 года. Несмотря на то, что в самом фильме нет ни намека на теории заговоров, а главные злодеи — обычные кинонегодяи (никаких сатанистов!), картину активно рекламировали на досках QAnon.
Масла в огонь подлило то, что и Тимоти Баллард, и сыгравший его в фильме Джеймс Кэвизел выступали на стороне конспирологов. Баллард в 2020 году выдвинул предположение, что мебельный интернет-магазин Wayfair занимался торговлей детьми, упаковывая их в шкафы для хранения и предлагая их по завышенным ценам. Кэвизел попал в таблоиды в 2021 году, когда поддерживал движение QAnon и его теорию про сатанистов-педофилов в мировой элите, которые добывают из детей адренохром и используют его в качестве наркотиков.
Немного базы: как адренохром связан с кино
Вообще-то, адренохром — это гормон стресса, который выделяется после окисления адреналина. Вещество не является наркотиком, однако именно в таком качестве оно стало популярно в поп-культуре. Сперва Хантер С. Томпсон в тексте «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» преподнес адренохром как самый крутой в мире наркотик, описав метод его добычи максимально фантастическим образом: «Единственный источник — надпочечники живого человеческого тела. Вещество не имеет эффекта, если добывать его из трупа». В экранизации с Джонни Деппом и Бенисио дель Торо также фигурирует сцена употребления адренохрома и его эффектов, которые, как заверяет Терри Гиллиам, они целиком выдумали.
По версии «кьюаноновцев» адренохром добывается во время кровавых ритуалов, в ходе которых дети приносятся в жертву Сатане. Приверженцы теории уверены, что американские элиты — от политиков до поп-звезд — являются членами оккультных сект, которые проводят свои церемонии на секретных островах. Несмотря на подавленный мятеж 2021 года и сотни разоблачений в медиа, интерес к этой конспирологии не стихает, на YouTube просмотры по теме исчисляются десятками миллионов, а среди последователей сотни тысяч американцев.
Даже в русскоязычном интернете эта теория весьма популярна — достаточно изучить некоторые разборы музыкальных видео российских артистов и почитать комментарии к ним. Кстати, специфический российский интерес к адренохрому может происходить из популярного в отечественных видеосалонах 1990-х боевика «Ангел тьмы» с Дольфом Лундгреном и любимым актером Александра Невского Маттиасом Хьюзом в роли инопланетянина с белыми зрачками (также фильм известен под названием «Я пришел с миром»).
К чему может привести успех «Звука свободы»
На данный момент фильм преодолел отметку в 100 млн долларов и такими темпами уже через неделю побьет в домашнем прокате «Флэша». Для индустрии, переживающей сейчас структурный кризис (не забываем про забастовку сценаристов и актеров), подобный кейс не пройдет незаметно. Малобюджетный триллер без выдающихсяхудожественных ценностей побил крупнобюджетный супергеройский фильм многомиллиардной франшизы — случай беспрецедентный.
Учитывая то, как работает индустрия, сама Angel Studios наверняка захочет повторить успех. Но что нужно для этого сделать? Поставить сиквел? Экранизировать еще одну операцию по спасению детей? Спровоцировать медийную кампанию, обвиняющую элиты в стремлении скрыть важные факты от общественности? Прорыв «Звука свободы» — исключительный случай, в котором сработало сразу все: накопившееся напряжение между двумя политическими лагерями, всплеск популярности теорий заговоров, подъем религиозного и консервативного кино в и без того религиозно-консервативной Америке.
Крайне примечательным моментом здесь является краудфандинговая система и QR-код с призывом купить билет нуждающимся — возможно, нас ждет всплеск MLM-технологий продвижения в кино в условиях перепроизводства популярных франшиз и актерских забастовок. Лишь вопрос времени, кто из крупных студий захочет первым прибегнуть к такой схеме. Однако станут ли зрители покупать билеты на очередной супергеройский блокбастер для своих малообеспеченных соседей? Пример «Звука свободы» также может обратить внимание кинематографистов на представителей других, более нишевых антимейнстримных движений и сторонников теорий заговоров правохристианского толка. Или вызвать очередной всплеск «кино морального беспокойства», турбированного новыми технологиями. Безусловный шанс для себя в этом примере смогут найти и маленькие студии со своими фильмами-флешмобами.
3 августа стало известно, что фильм выйдет в российский прокат 14 сентября 2023 года.
«Кинопоиск | Индустрия» в Telegram
Канал с моторами, тарелками и другими новостями кинобизнеса
Редактор: Филипп Миронов
Фото: Leonardo Munoz/VIEWpress via Getty Images