«Оппенгеймер» Кристофера Нолана: фильм-бомба о гении, уничтожившем Хиросиму

Обсудить0

Едва ли не лучший фильм режиссера-мегаломана. Нелинейная биография создателя атомного оружия, групповой портрет эпохи, ядерный гриб чуть ли не в натуральную величину. О том, как в «Оппенгеймере» плавятся время, небеса и границы между добром и злом, рассказывает Станислав Зельвенский.

Станислав Зельвенский

Критик Кинопоиска

В 1942 году, вскоре после официального вступления США в войну с Германией и Японией, к видному физику-теоретику Роберту Оппенгеймеру (Киллиан Мёрфи) приходит генерал Лесли Гровс (Мэтт Дэймон). Его только что назначили руководителем «Манхэттенского проекта» — американской инициативы по созданию атомной бомбы наперегонки с Гитлером. Несмотря на репутацию Оппенгеймера как человека, плохо работающего в команде, и, что еще страшнее, левака, Гровс приглашает его возглавить секретную лабораторию в городке Лос-Аламос, специально выстроенном посреди пустыни в Нью-Мексико. Спустя три года интенсивной работы и 2 миллиарда долларов из этой лаборатории выйдут бомбы, которые будут сброшены на Хиросиму и Нагасаки.

Если все это слегка отдает «Википедией», не пугайтесь: мало какое сравнение меньше подойдет этому фильму — часто ошеломительному, порой изнурительному, но никогда не сводящемуся к красочному пересказу исторических событий. За его фасадом, как и за невозмутимой физиономией главного героя, постоянно работает интеллект, пульсирует нерв, кипит страсть. После неудачной и даже слегка унизительной аферы с «Доводом» Кристофер Нолан возвращается на максимально широкие экраны с если не лучшим (хотя почему бы и нет?), то уж точно самым внятным, убедительным фильмом в своей карьере.

Он по-прежнему, впрочем, выше того, чтобы следовать скучному хронологическому порядку и линейной логике. Сюжеты «Оппенгеймера» закручены сразу в нескольких временах, они ненадолго возникают на поверхности и вновь исчезают, сталкиваются и разлетаются в разные стороны — более образованный обозреватель наверняка нашел бы подходящую метафору из квантовой физики. Это упорядоченный хаос, который не столько манит нас информацией (все, в конце концов, примерно представляют, что сделал Оппенгеймер), сколько увлекает яростью своего безостановочного движения.

Нолан вроде бы использует очень заезженный формальный прием: героя и его знакомых допрашивают представители Комиссии по атомной энергии (не суд, как они все время подчеркивают, но по виду да и по сути именно он) на предмет его лояльности отчизне: на дворе заря холодной войны и эпоха маккартизма, охота на коммунистических ведьм. И это обрамление позволяет структурировать флешбэки, представлять людей, задавать наводящие вопросы и так далее.

Роберт Дауни мл.

Но, во-первых, флешбэки очень быстро начинают жить собственной жизнью, путаться, превращаться во флешфорварды. А во-вторых, параллельно идет еще одно разбирательство: функционер по имени Льюис Стросс (Роберт Дауни-мл.) проходит утверждение на должность министра торговли в сенатской комиссии. Какое отношение все это имеет к Оппенгеймеру и что именно играет Дауни (все более азартно), станет понятно только во второй половине действия. Отдельно смешно, что слушания Стросса — почти что самое хронологически позднее событие в фильме (на пять лет позже слушаний Оппенгеймера, с которыми они смонтированы вперемешку), и пижон Нолан по этому случаю парадоксально сделал их черно-белыми.

Гвоздь программы, понятно, атомная бомба. Ее ослепляющие, оглушающие первые испытания, известные как «Тринити», становятся кульминацией «Оппенгеймера», минутами, которые должны окупить миллиарды долларов (ничего не подозревавших) налогоплательщиков и зрительские 30–40 долларов за билет в IMAX. Но, как выясняется, оператор Хойте ван Хойтема, 65-миллиметровая пленка и сумасшедшие камеры в этот раз нужны Нолану в первую очередь для крупных планов. И Мёрфи с его знаменитыми скулами и прозрачными глазами, выглядывающими из-под шляпы, — главная бомба и главный практический спецэффект (а также главный на сегодня претендент на мужской «Оскар»). Три часа камера увлеченно и увлекательно исследует лицо героя, пытаясь залезть к нему в голову. Иногда и буквально: на экране начинают вспыхивать и гаснуть звезды, разбегаться атомы, плавиться небеса. Психологический портрет, нарисованный с помощью оружия массового уничтожения.

Киллиан Мерфи

Прежде чем перейти к «Манхэттенскому проекту», мы проносимся через молодые годы Оппенгеймера: Кембридж и Геттинген, думы о вселенной и попытка отравить собственного лектора, дружелюбный Эйнштейн (Том Конти) и Нильс Бор с добрым, немного глупым лицом Кеннета Браны. «Оппенгеймер» может служить справочником «кто есть кто» как в физике XX века, так и в нынешнем Голливуде: в небольших, часто крошечных ролях — Джош Хартнетт и Кейси Аффлек, Дэйн ДеХаан и Олден Эренрайк, Бенни Сэфди и Мэттью Модайн. У Гари Олдмана, играющего президента Трумэна, — одна сцена, зато какая. А вот Рами Малек, например, использован в совершенно случайной роли. Молодые звезды калибра Джека Куэйда или Алекса Вулфа вообще фактически выведены в массовку.

Женские персонажи никогда не были сильной стороной Нолана, и здесь традиция поддерживается. Нам неоднократно сообщают, что Оппенгеймер увлекался разными женщинами, но показывать это режиссеру скучно, и он не знает как, и дело в итоге ограничивается мимолетными появлениями Флоренс Пью, любовницы-коммунистки, которая в интимные моменты просит Роберта почитать ей на санскрите, и Эмили Блант, жены, которая сухо охарактеризована как человек проницательный и пьющий.

Флоренс Пью и Киллиан Мерфи

В финальной трети, когда уже оседает пыль от бомб (Хиросима и Нагасаки показаны с тщательно рассчитанной сдержанностью, исключительно в отражениях глаз), «Оппенгеймер» начинает немного провисать. Рядом с событиями, изменившими ход истории, карьерные перипетии и сведение старых счетов неизбежно выглядят бледновато, и почти неумолкающий пафосный саундтрек (еще один злосчастный нолановский фетиш) хочется уже наконец приглушить. В то же время именно тут одна за другой начинают взрываться мины, заложенные Ноланом в первой половине: отношения героев, их амбиции и истинные мотивы.

Центральная, самая очевидная метафора «Оппенгеймера», даже вынесенная в эпиграф, — история Прометея (биография, по которой Нолан написал сценарий, называется «Американский Прометей»). Но это был любимый миф эпохи романтизма, Оппенгеймер же, по Нолану — продукт и деятель модернизма; мы видим его листающим томик Элиота и застывшим перед картиной Пикассо, он ценит Стравинского и Фрейда. Его созидание — одновременно разрушение, деконструкция, причем невиданных, фантасмагорических пропорций; за два часа до испытаний он сообщает Гровсу, что шансы поджечь атмосферу и устроить конец света «почти нулевые». Послевоенное прозрение Оппенгеймера, его чувство вины за случившееся в Японии, желание остановить создание водородной бомбы и гонку вооружений с СССР — все это показано с надлежащим апломбом. Но трудно отделаться от впечатления, что здесь Нолан отрабатывает обязательную программу, а по-настоящему глаза у него зажигаются, когда приходит время жать на красную кнопку. Кто поймет «отца атомной бомбы» лучше, чем режиссер-мегаломан?

Нолан вроде бы совсем не изменил себе, но жанр исторического портрета внезапно снабдил его дисциплиной, которой так не хватало многим его перегруженным, неповоротливым фильмам. И манера, которая так часто выглядела надуванием щек, на этом материале оказалась абсолютно уместной. Причем еще полтора года назад предмет «Оппенгеймера», ядерный холокост, был бы темой в общем и целом академической. А сегодня планета Земля вдруг оказалась с Кристофером Ноланом на одной волне, в одном часовом поясе — ощущение страшное, неуютное, но волнующее.

Смотрите также

18 декабря50
12 декабря7
22 июля 20234
24 апреля 20233

Главное сегодня

Вчера4
Вчера1
Вчера5
20 декабря11
20 декабря1
Вчера2
Вчера1
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации