Актерская гильдия Америки SAG-AFTRA официально объявила о забастовке в четверг, 13 июля. Первые пикеты прошли именно так, как вы себе это и представляли: звезды с плакатами, нечеловеческая жара и неясные перспективы. Студии планируют войну до полного истощения финансов бастующих. Руководство профсоюза говорит, что готово к долгому противостоянию. В чем суть конфликта?
Елена Смолина
Кинокритик, ранее главред российского Empire и заместитель главного редактора GQ
У обочины на улице West Riverside Drive в Бербанке в пяти минутах ходьбы от здания студии Disney паркуется неновый серенький седан. Водитель выходит и открывает багажник, в котором лежит полная экипировка Мандалорца. В 9:30 утра в Бербанке нежарко, и ему все еще кажется, что этот костюм — хорошая идея. Гремя доспехами, человек направляется в сторону палаток, где регистрируются участники пикета — и сценаристы, и официально присоединившиеся к ним актеры, члены профсоюза SAG-AFTRA. Из-за жары на этой неделе протесты в Лос-Анджелесе заканчиваются в 12 часов дня, но уже в половине одиннадцатого на улице становится по-настоящему невыносимо, телефоны перегреваются — 35 градусов в тени. Впрочем, лос-анджелесских актеров, привыкших к софитам в павильонах и съемкам в местных пустынях, это не шокирует.
Переговоры актерской гильдии SAG-AFTRA, в которой состоит около 160 000 человек, с группой студий и стримингов, объединенных аббревиатурой AMPTP (Alliance of Motion Pictures and Television Producers), об условиях нового трехгодичного контракта продолжались больше месяца. Когда 1 июля проходившие за закрытыми дверями переговоры продлили еще на 12 дней, в Голливуде заговорили о том, что сделка студий с актерами, скорее всего, будет достигнута, удастся обойтись без забастовки.
Но к концу переговорного окна в индустриальную прессу стали просачиваться тревожные сигналы. Так, по информации Variety, накануне истечения времени, отведенного на прения, руководство гильдии провело большой конференс-кол с главными голливудскими агентами и публицистами. Атмосфера разговора, в ходе которого обсуждалось, что будет с промокампаниями фильмов, в которых актеры не смогут участвовать, если начнется забастовка, была «панической». Когда к полуночи 12 июля переговоры SAG-AFTRA и AMPTP ничем не завершились, оставался всего один, достаточно формальный шаг до забастовки. В 9 часов утра в четверг руководство гильдии провело внутреннее голосование (голосование среди всех членов профсоюза уже провели заранее, в поддержку возможной забастовки тогда выступило 98% состоящих в организации актеров), по результатам которого объявило забастовку.
Читайте также:
Требования актеров во многом пересекаются с требованиями сценаристов. В первую очередь актеров беспокоят авторские отчисления, которые в результате распространения стримингов перестали отражать сегодняшнюю индустриальную бизнес-модель (исторически именно авторские помогали и писателям, и актерам держаться на плаву между проектами), и неконтролируемое использование искусственного интеллекта. Члены гильдии не хотели бы столкнуться с ситуацией, в которой актера массовых сцен «сканируют», оплатив один рабочий день, и потом бесконечно и бесплатно используют его образ. Есть у бастующих и запросы, специфические именно для актерской профессии — например, по части так называемых самопроб. Во время пандемии от актеров все чаще стали просить присылать пробы, снятые самостоятельно, и то, что начиналось как удобная и безопасная практика, вскоре вылилось в новые расходы и дополнительную, никем не учитываемую работу. Чтобы эти ролики стали конкурентноспособными, актерам приходится покупать оборудование, свет, просить кого-то качественно снять пробу, кого-то подавать реплики, искать подходящее помещение. Сколько бы работодатели ни твердили, что это все неважно и талант пробьет дорогу, в реальности у профессионально снятой пробы гораздо больше шансов понравиться продюсеру. В результате студии экономят деньги на пробах (им ведь больше не нужно их организовывать), а актеры их теряют.
В Лос-Анджелесе участие SAG-AFTRA в забастовке сценаристов не изменило ситуацию со съемками в городе. Они и так уже остановлены, но актеры не будут теперь не только сниматься, но и продвигать свои фильмы: давать интервью в поддержку проектов, появляться на красных дорожках премьерных показов, поддерживать картины на кинофестивалях. Это сильный рычаг давления на студийных боссов и сильная поддержка для сценаристов, которых студии, если верить вот этой громкой публикации Deadline, намереваются сначала довести до полного банкротства и «потери жилья», только тогда возобновив переговоры. К тому же актеры обладают значительным медийным капиталом, их протестам гарантировано большее освещение прессой, это качественно и количественно более заметные выступления.
Помимо всего прочего, актеров в Голливуде очень-очень много. Протестантов можно наблюдать в Бербанке, где колонна, состоящая из свеженьких, в основном очень хорошо выглядящих актеров и заметно повеселевших сценаристов, марширует вокруг владений студии Disney. Здесь, как всегда, много остроумных плакатов, но лучший в этот раз у маленькой темно-серой собаки, на попонке которой написано: «Боб Айгер разламывает угощения пополам» («Bob Iger breaks treats in half»). Надпись, прозрачно обвиняющая руководителя Disney в жадности, спровоцирована интервью Айгера каналу CNBC, в котором он назвал требования профсоюзов «нереалистичными», ссылаясь на трудности, которые и так переживает индустрия. Фактически глава Disney предложил творческим работникам быть скромнее. Реплика прозвучала одновременно с новостями о продлении контракта самого Айгера до 2026 года, согласно которому лично он будет получать под 30 млн долларов в год.
«Я актриса и состою в SAG с 1994 года. Мне повезло, потому что мне удавалось жить на авторские отчисления, если выдавался год, когда было плохо с работой, — говорит Меррин Данги, принимающая участие в пикете актриса, снимавшаяся во множестве сериалов, среди которых «Большая маленькая ложь». — Эта бизнес-модель умерла. Хорошо еще, что некоторые сериалы, в которых я снималась, синдицировали, и за это что-то отчисляют. Но должна быть снова придумана какая-то работающая система. Они постоянно говорят, что у них нет денег. Это не так. В этом бизнесе есть деньги, и их распределение должно быть более справедливым». Данги обращается к подруге, с которой она пришла на пикет, шоураннеру «Ведьмака» Лорен Шмидт Хиссрик: «Вот у твоего сериала 13 миллионов просмотров на платформе (речь идет про Netflix. — Прим. ред.), и, если я правильно понимаю, это не коррелирует напрямую с увеличением числа подписчиков, но это должно быть как-то отражено в том, что получают создатели. Они все время говорят, что все фильмы проваливаются, что весь их бизнес неприбыльный, но как это возможно?» «Да, абсолютно, — вторит ей Шмидт Хиссрик, — мы должны заново придумать всю эту систему».
Данги объясняет, как выглядят самопробы с точки зрения актера. «Для начала они дают тебе слишком много текста, ожидают, что у тебя будет партнер в сцене, который будет с тобой читать, ждут, что у тебя будет профессиональный свет. И ты, конечно, можешь считать, что не обязан быть во всем этом профессионалом, но фактически ты соревнуешься с людьми, которые могут думать иначе. К тому же, как актер, ты работаешь в вакууме, не получаешь обратной связи, не знаешь, чего от тебя хотят. С актером надо установить человеческий контакт, чтобы получить что-то интересное. И как вообще тогда узнавать новых людей? Как можно шесть лет работать вместе на проекте с кем-то, кого ты никогда в жизни не видели живьем? И мне нужны замечания!»
«Или они посмотрят видео и попросят записать его заново, по-другому, и я опять должна тратить на это свои деньги? А кто будет со мной читать? Мой жених? Да ни за что, он просто ужасный актер».
Лорен Шмидт Хиссрик вторит Данги: «Кастинг-директор, который нанимает актеров, должен иметь возможность увидеть, как претендент работает с материалом. Иногда вы можете перебрать вместе 50 вариантов решения сцены, прежде чем найдется нужный. Все это невозможно в случае с самопробами. Ты теряешь возможность творческой коллаборации. И мы со своей стороны отказывали людям, которые, возможно, получили бы роль, будь у них настоящие пробы». Пикетировать сегодня именно Disney Шмидт Хиссрик решила, потому что, во-первых, живет недалеко, а во-вторых, здание удобно расположено с точки зрения забастовки. «Мы ходим вокруг всей их территории и можем блокировать все въезды. У некоторых других студий трудно контролировать все въезды».
«Пьем воду и не забываем про санскрин! — напоминает один из лидеров пикета, следящий за тем, чтобы протест был организованным. — Давайте-ка сегодня никто тут не будет умирать. Разве что кто-то из тех, кто в костюмах, но и этого мы на самом деле, конечно, не хотим». В палатках, где дежурят сотрудники гильдии, для всех желающих есть вода, солнцезащитный крем и, кажется, неиссякаемый запас пончиков — в воздухе пахнет плавящейся на солнце шоколадной глазурью. У студии Universal сегодня демонстративно обрезали все деревья, лишив демонстрантов возможности укрыться в тени, но в Бербанке тени и так особенно не было, перегревшиеся отдыхают в палатке. Она же стала своего рода пресс-зоной: тут у актеров берут интервью немногочисленные корреспонденты, их фотографируют для твиттера SAG-AFTRA сотрудники гильдии.
Как было сказано, из-за жары пикеты на этой неделе заканчиваются в полдень (раньше они длились до 6 вечера), но, когда цепочка протестующих начинает редеть, становится видно, что человек в наглухо закрытом, раскаленном на солнце костюме Мандалорца, приехавший первым, все еще на своем посту. «Они должны понять, — говорит на прощанье Меррин Данги. — Мы не собираемся сдавать назад».
«Кинопоиск | Индустрия» в Telegram
Канал с моторами, тарелками и другими новостями кинобизнеса
Фото: Mario Tama/Getty Images, Katie McTiernan/Anadolu Agency via Getty Images, Gilbert Flores/Variety via Getty Images, Michael Buckner/Variety via Getty Images