Как и против чего бастуют американские актеры: репортаж из Бербанка

Обсудить0

Актерская гильдия Америки SAG-AFTRA официально объявила о забастовке в четверг, 13 июля. Первые пикеты прошли именно так, как вы себе это и представляли: звезды с плакатами, нечеловеческая жара и неясные перспективы. Студии планируют войну до полного истощения финансов бастующих. Руководство профсоюза говорит, что готово к долгому противостоянию. В чем суть конфликта?

Елена Смолина

Кинокритик, ранее главред российского Empire и заместитель главного редактора GQ

У обочины на улице West Riverside Drive в Бербанке в пяти минутах ходьбы от здания студии Disney паркуется неновый серенький седан. Водитель выходит и открывает багажник, в котором лежит полная экипировка Мандалорца. В 9:30 утра в Бербанке нежарко, и ему все еще кажется, что этот костюм — хорошая идея. Гремя доспехами, человек направляется в сторону палаток, где регистрируются участники пикета — и сценаристы, и официально присоединившиеся к ним актеры, члены профсоюза SAG-AFTRA. Из-за жары на этой неделе протесты в Лос-Анджелесе заканчиваются в 12 часов дня, но уже в половине одиннадцатого на улице становится по-настоящему невыносимо, телефоны перегреваются — 35 градусов в тени. Впрочем, лос-анджелесских актеров, привыкших к софитам в павильонах и съемкам в местных пустынях, это не шокирует.

Переговоры актерской гильдии SAG-AFTRA, в которой состоит около 160 000 человек, с группой студий и стримингов, объединенных аббревиатурой AMPTP (Alliance of Motion Pictures and Television Producers), об условиях нового трехгодичного контракта продолжались больше месяца. Когда 1 июля проходившие за закрытыми дверями переговоры продлили еще на 12 дней, в Голливуде заговорили о том, что сделка студий с актерами, скорее всего, будет достигнута, удастся обойтись без забастовки.

Но к концу переговорного окна в индустриальную прессу стали просачиваться тревожные сигналы. Так, по информации Variety, накануне истечения времени, отведенного на прения, руководство гильдии провело большой конференс-кол с главными голливудскими агентами и публицистами. Атмосфера разговора, в ходе которого обсуждалось, что будет с промокампаниями фильмов, в которых актеры не смогут участвовать, если начнется забастовка, была «панической». Когда к полуночи 12 июля переговоры SAG-AFTRA и AMPTP ничем не завершились, оставался всего один, достаточно формальный шаг до забастовки. В 9 часов утра в четверг руководство гильдии провело внутреннее голосование (голосование среди всех членов профсоюза уже провели заранее, в поддержку возможной забастовки тогда выступило 98% состоящих в организации актеров), по результатам которого объявило забастовку.

Требования актеров во многом пересекаются с требованиями сценаристов. В первую очередь актеров беспокоят авторские отчисления, которые в результате распространения стримингов перестали отражать сегодняшнюю индустриальную бизнес-модель (исторически именно авторские помогали и писателям, и актерам держаться на плаву между проектами), и неконтролируемое использование искусственного интеллекта. Члены гильдии не хотели бы столкнуться с ситуацией, в которой актера массовых сцен «сканируют», оплатив один рабочий день, и потом бесконечно и бесплатно используют его образ. Есть у бастующих и запросы, специфические именно для актерской профессии — например, по части так называемых самопроб. Во время пандемии от актеров все чаще стали просить присылать пробы, снятые самостоятельно, и то, что начиналось как удобная и безопасная практика, вскоре вылилось в новые расходы и дополнительную, никем не учитываемую работу. Чтобы эти ролики стали конкурентноспособными, актерам приходится покупать оборудование, свет, просить кого-то качественно снять пробу, кого-то подавать реплики, искать подходящее помещение. Сколько бы работодатели ни твердили, что это все неважно и талант пробьет дорогу, в реальности у профессионально снятой пробы гораздо больше шансов понравиться продюсеру. В результате студии экономят деньги на пробах (им ведь больше не нужно их организовывать), а актеры их теряют.

В Лос-Анджелесе участие SAG-AFTRA в забастовке сценаристов не изменило ситуацию со съемками в городе. Они и так уже остановлены, но актеры не будут теперь не только сниматься, но и продвигать свои фильмы: давать интервью в поддержку проектов, появляться на красных дорожках премьерных показов, поддерживать картины на кинофестивалях. Это сильный рычаг давления на студийных боссов и сильная поддержка для сценаристов, которых студии, если верить вот этой громкой публикации Deadline, намереваются сначала довести до полного банкротства и «потери жилья», только тогда возобновив переговоры. К тому же актеры обладают значительным медийным капиталом, их протестам гарантировано большее освещение прессой, это качественно и количественно более заметные выступления.

Помимо всего прочего, актеров в Голливуде очень-очень много. Протестантов можно наблюдать в Бербанке, где колонна, состоящая из свеженьких, в основном очень хорошо выглядящих актеров и заметно повеселевших сценаристов, марширует вокруг владений студии Disney. Здесь, как всегда, много остроумных плакатов, но лучший в этот раз у маленькой темно-серой собаки, на попонке которой написано: «Боб Айгер разламывает угощения пополам» («Bob Iger breaks treats in half»). Надпись, прозрачно обвиняющая руководителя Disney в жадности, спровоцирована интервью Айгера каналу CNBC, в котором он назвал требования профсоюзов «нереалистичными», ссылаясь на трудности, которые и так переживает индустрия. Фактически глава Disney предложил творческим работникам быть скромнее. Реплика прозвучала одновременно с новостями о продлении контракта самого Айгера до 2026 года, согласно которому лично он будет получать под 30 млн долларов в год.

Актриса Меррин Данги и журналистка Елена Смолина

«Я актриса и состою в SAG с 1994 года. Мне повезло, потому что мне удавалось жить на авторские отчисления, если выдавался год, когда было плохо с работой, — говорит Меррин Данги, принимающая участие в пикете актриса, снимавшаяся во множестве сериалов, среди которых «Большая маленькая ложь». — Эта бизнес-модель умерла. Хорошо еще, что некоторые сериалы, в которых я снималась, синдицировали, и за это что-то отчисляют. Но должна быть снова придумана какая-то работающая система. Они постоянно говорят, что у них нет денег. Это не так. В этом бизнесе есть деньги, и их распределение должно быть более справедливым». Данги обращается к подруге, с которой она пришла на пикет, шоураннеру «Ведьмака» Лорен Шмидт Хиссрик: «Вот у твоего сериала 13 миллионов просмотров на платформе (речь идет про Netflix. — Прим. ред.), и, если я правильно понимаю, это не коррелирует напрямую с увеличением числа подписчиков, но это должно быть как-то отражено в том, что получают создатели. Они все время говорят, что все фильмы проваливаются, что весь их бизнес неприбыльный, но как это возможно?» «Да, абсолютно, — вторит ей Шмидт Хиссрик, — мы должны заново придумать всю эту систему».

Данги объясняет, как выглядят самопробы с точки зрения актера. «Для начала они дают тебе слишком много текста, ожидают, что у тебя будет партнер в сцене, который будет с тобой читать, ждут, что у тебя будет профессиональный свет. И ты, конечно, можешь считать, что не обязан быть во всем этом профессионалом, но фактически ты соревнуешься с людьми, которые могут думать иначе. К тому же, как актер, ты работаешь в вакууме, не получаешь обратной связи, не знаешь, чего от тебя хотят. С актером надо установить человеческий контакт, чтобы получить что-то интересное. И как вообще тогда узнавать новых людей? Как можно шесть лет работать вместе на проекте с кем-то, кого ты никогда в жизни не видели живьем? И мне нужны замечания!»


«Или они посмотрят видео и попросят записать его заново, по-другому, и я опять должна тратить на это свои деньги? А кто будет со мной читать? Мой жених? Да ни за что, он просто ужасный актер».

Лорен Шмидт Хиссрик вторит Данги: «Кастинг-директор, который нанимает актеров, должен иметь возможность увидеть, как претендент работает с материалом. Иногда вы можете перебрать вместе 50 вариантов решения сцены, прежде чем найдется нужный. Все это невозможно в случае с самопробами. Ты теряешь возможность творческой коллаборации. И мы со своей стороны отказывали людям, которые, возможно, получили бы роль, будь у них настоящие пробы». Пикетировать сегодня именно Disney Шмидт Хиссрик решила, потому что, во-первых, живет недалеко, а во-вторых, здание удобно расположено с точки зрения забастовки. «Мы ходим вокруг всей их территории и можем блокировать все въезды. У некоторых других студий трудно контролировать все въезды».

«Пьем воду и не забываем про санскрин! — напоминает один из лидеров пикета, следящий за тем, чтобы протест был организованным. — Давайте-ка сегодня никто тут не будет умирать. Разве что кто-то из тех, кто в костюмах, но и этого мы на самом деле, конечно, не хотим». В палатках, где дежурят сотрудники гильдии, для всех желающих есть вода, солнцезащитный крем и, кажется, неиссякаемый запас пончиков — в воздухе пахнет плавящейся на солнце шоколадной глазурью. У студии Universal сегодня демонстративно обрезали все деревья, лишив демонстрантов возможности укрыться в тени, но в Бербанке тени и так особенно не было, перегревшиеся отдыхают в палатке. Она же стала своего рода пресс-зоной: тут у актеров берут интервью немногочисленные корреспонденты, их фотографируют для твиттера SAG-AFTRA сотрудники гильдии.

Актриса Розарио Доусон на митинге в Лос-Анджелесе
Актер Боб Оденкёрк на митинге в Лос-Анджелесе

Как было сказано, из-за жары пикеты на этой неделе заканчиваются в полдень (раньше они длились до 6 вечера), но, когда цепочка протестующих начинает редеть, становится видно, что человек в наглухо закрытом, раскаленном на солнце костюме Мандалорца, приехавший первым, все еще на своем посту. «Они должны понять, — говорит на прощанье Меррин Данги. — Мы не собираемся сдавать назад».

«Кинопоиск | Индустрия» в Telegram

Канал с моторами, тарелками и другими новостями кинобизнеса


Фото: Mario Tama/Getty Images, Katie McTiernan/Anadolu Agency via Getty Images, Gilbert Flores/Variety via Getty Images, Michael Buckner/Variety via Getty Images

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

4 декабря 20231
9 ноября 20232
28 сентября 20231
14 июля 202320

Главное сегодня

Вчера6
Вчера5
Вчера5
Вчера0
Вчера2
20 ноября5
20 ноября5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации