Как Жак Одиар и Селин Сьямма превратили американский комикс в «Париж, 13-й округ»

Обсудить0

На Кинопоиске появился фильм из конкурса Канн-2021, снятый режиссером «Пророка» и «Братьев Систерс» и написанный авторами «Портрета девушки в огне» и «Звезд в полдень» (три последние картины, кстати, тоже есть в онлайн-кинотеатре Кинопоиска). Рассказываем, как несколько зарисовок из жизни американцев за 30 превратились в романтическую драму об обитателях парижского 13-го округа, печально известного своими циклопическими жилмассивами для бедных.

О чем это

Люси Чжан, Ноэми Мерлан и Макита Самба

Выучившаяся на политолога, но работающая в кол-центре тайваньская эмигрантка Эмили (Люси Чжан) ищет соседа для совместного проживания в парижской квартире, принадлежащей ее бабушке. На объявление отзывается Камиль (Макита Самба), преподаватель литературы, чуть ли не с порога заявляющий, что не собирается ни с кем вступать в романтические отношения, но не видит ничего плохого в дружеском сексе. Разумеется, сексуальные отношения начинаются у них моментально и так же стремительно перерастают в обсессию с ее стороны. Свободные нравы соседа все больше раздражают Эмили, и совместное обитание становится для каждого из них невыносимым. Вскоре Камилю придется искать работу, на зарплату с которой можно было бы снять отдельную жилплощадь, а в Париже это тот еще квест.

В это же время 32-летняя Нора (Ноэми Мерлан) решает догрызть наконец гранит науки и перепоступает на заброшенный по юности юрфак. Сокурсники сначала недоумевают (что на парах забыла эта старая дева?), но, увидев ее в парике цвета блонд на вечеринке, принимают бедолагу за звезду вебкама Эмбер Свит (Дженни Бет). Не успела Нора социализироваться, как ей уже приходится отбиваться от непрошеных дикпиков и уводить взгляд от каждого студента. Забросив учебу, она находит работу в небольшой риелторской конторе, где также трудится наш старый знакомый Камиль, решивший поменять не только сферу профессиональной деятельности, но и взгляды на отношения. В оставшийся час фильма всем вышеупомянутым героям будет о чем поговорить и чем заняться.

Кто это снял

Поставил «Париж, 13-й округ» Жак Одиар — трехкратный каннский призер, автор брутальной криминальной саги «Пророк» и ревизионистского вестерна «Братья Систерс» (его тоже можно посмотреть на Кинопоиске). Когда-то он вместе с отцом, корифеем французского кино Мишелем Одиаром, писал сценарий для «Профессионала» с Бельмондо, снимал жесткие социальные мелодрамы («Дипан», «Ржавчина и кость») и сделал из миловидного Ромена Дюриса убедительного гангстера в драме «Мое сердце биться перестало». И вдруг на восьмом десятке лет взял в соавторы создательницу фемхита «Портрет девушки в огне» Селин Сьямма и сверхвостребованную сценаристку Леа Мисиус (среди недавних работ — «Звезды в полдень» Клер Дени) и вместе с ними пишет адаптацию коротких американских (!) комиксов Эдриана Томинэ.

Такой поворот может удивлять, только если смотреть фильмографию Одиара совсем по верхам. К мелодраме он тяготел всегда, взять хотя бы прекрасную картину «Читай по губам» с Венсаном Касселем и Эммануэль Дево, где главная героиня, кстати, тоже работала в риелторском агентстве. Но что еще более важно, так это вечное стремление вписать героев в узнаваемый быт и текущие социальные реалии. Что уж поделать, если на окраинах Парижа обитают не только гангстеры, но и образованные тридцатилетние, любовным драмам и бандитским разборкам предпочитающие тиндер-дейты?

Что за 13-й округ

Да, действие фильма разворачивается ровно в том же парижском округе, что вдохновил создателей антиутопического паркур-боевика «13-й район». Дюжина высотных многоквартирных домов, возведенных с 1969 по 1974 год на огромной эспланаде для пешеходов, получила название «район Олимпиады» (нет, строили его не к Олимпиаде, а просто в ее честь) и довольно быстро стала мигрантским гетто, куда «хорошие парижане» заезжать брезговали. Наверняка брезгуют и сейчас, но капитал диктует свои условия: с сегодняшними ценами на жилье в мегаполисах «Олимпиада» кажется не худшим вариантом для вчерашних выпускников гуманитарных факультетов.

Одиар, немалую часть юности проведший в этих краях, сделал район с его причудливым ландшафтом полноценным героем фильма. Но интересно, что главный импульс к созданию картины дал, сам того не зная, американский комиксист японского происхождения Эдриан Томинэ (кстати, постоянный иллюстратор «Нью-Йоркера»). Да, в «Париже» объединены любовные истории молодых жителей Нью-Йорка.

Как это выглядит

Ноэми Мерлан и Макита Самба

Именно стиль Томинэ — монохромная цветовая палитра, уплощенное пространство, контрастный свет, выведенный практически одной только тушью — стал ключевым источником визуального вдохновения для фильма. Если обычно современное черно-белое кино отсылает к прошлому и запылившимся страницам истории кинематографа, то работа Одиара подчеркнуто современна. Здесь монохром отсылает как к эстетике комикса, так и к фильтрам в приложениях для обработки фотографий. Но это не просто красивая картинка. Как и всегда у Одиара, это очень энергичное и во всех смыслах подвижное кино. Камера Поля Гийома, работавшего как над клипами поп-звезд (Канье Уэст!), так и над документальными лентами (недавний «Рай» Александра Абатурова, показанный на фестивале Beat), почти все время находится в движении. Динамику усиливают рубленый, нарочито грубый монтаж и бодрый электронный саундтрек музыканта и продюсера Rone. Одиар отрезает все лишнее и оставляет главное — жизнь в кадре.

Разумеется, в фильме про любовь и секс особое внимание в фильме уделяется телесности. И, в отличие от многих нынешних авторов, остерегающихся сексуализации (дабы никого не обидеть и не быть заподозренным в объективации), Одиар уже не боится ничего, но и кое-что понимает про новые порядки. Секса тут много, секс тут разный, и показан он как с точки зрения мужчины, так и с точки зрения женщины. «Неидеальные» тела сняты как произведения искусства, а в постельных сценах есть важная драматургическая роль: герои в них могут передать те чувства, что порой боятся или не могут выразить словами напрямую.

Вердикт

Ноэми Мерлан

Взявшись поговорить о героях, которые годятся ему в дети, Одиар снял при этом очень современное, энергичное и молодое кино. Говоря об изменении гендерных норм, новых формах отчуждения труда, проблемах капитализма и давлении социальных сетей на частную жизнь, авторы «Парижа» не занимаются простым перечислением модных хештегов и уж тем более не хотят читать мораль. Им правда интересны герои и этот новый, местами дивный мир. И их интерес передается через экран.

Смотрите фильм «Париж, 13-й округ» на Кинопоиске в Плюсе


Автор: Павел Пугачев

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

17 июля 20215
26 ноября 20189
1 июля 202023
19 августа28

Главное сегодня

Сегодня6
Сегодня5
Сегодня, 17:433
Сегодня0
Сегодня2
Вчера5
Вчера5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации