21 июля в широкий прокат США одновременно выходят «Барби» Греты Гервиг и «Оппенгеймер» Кристофера Нолана — два дорогостоящих артбастера, по которым весь мир будет вспоминать лето 2023 года. Рассказываем, как получилось, что эти фильмы выходят в один день, кто кого должен победить по сборам и как родился мем «Барбигеймер» (написание «Барбенгеймер» на русском тоже используют, но чуть реже).
Такие разные и все-таки вместе
Одновременный релиз двух потенциально сверхпопулярных фильмов с разной аудиторией для Голливуда в порядке вещей. Например, второй «Кот в сапогах 2» выходил против «Аватара 2» и неплохо себя чувствовал на фоне гиганта. В России такие столкновения хитов тоже случаются — например, в новогодние праздники. Если контрпрограммирование продумано и оправданно, конкуренты не только не мешают друг другу, но и, напротив, усиливают общий эффект, привлекая в кинотеатры еще больше зрителей.
Сам Кристофер Нолан не в первый раз оказывается в подобной ситуации. 18 июля 2008 года «Темный рыцарь» вышел в США против мюзикла «Мамма MIA!», и оба фильма стали кассовыми хитами. Нолан записал на свой счет миллиард долларов, а Филлида Ллойд — почти 700 миллионов.
«Даркмама» шла, чтобы «Барбигеймер» мог бежать
Такое бывает и в игровой индустрии. Например, весной 2020 года мультяшная Animal Crossing: New Horizons вышла одновременно с релизом DOOM: Eternal — игры, в которой главный герой вырывает монстрам глаза голыми руками под тяжелую музыку. Такой контраст породил множество мемов и фан-артов в соцсетях. Это был «Барбигеймер» до «Барбигеймера».
Как 21 июля стало днем двойного релиза
После начала пандемии в 2020 году Warner Bros. объявила, что будет выпускать свои блокбастеры одновременно в кинотеатрах и на стриминге HBO Max (в апреле 2023-го приставка HBO отвалилась). Это решение часто называют причиной разрыва Кристофера Нолана со студией. Режиссер, активно выступающий за то, чтобы люди смотрели фильмы именно в кинотеатрах, решил уйти к Universal и снять «Оппенгеймера» вместе с конкурентом WB.
Нолан застолбил дату 21 июля в октябре 2021 года, и тогда же объявили, что главную роль в его картине сыграет Киллиан Мёрфи. Изначально Warner Bros. планировала выпустить в этот день анимационный фильм «Койот против „Акме“», но в апреле 2022 года заменила его в расписании на свой тентпол «Барби».
СМИ считают, что «Барбигеймер» случился именно из-за разлада между Ноланом и его бывшей студией, якобы это не контрпрограммирование, а месть. По данным инсайдеров, режиссер «Оппенгеймера» был раздражен решением WB. Весной 2023 года появились слухи о том, что блокбастер Нолана может уехать на осень, поближе к наградному сезону, однако они не оправдались. Тем временем главы Warner Bros. публично объявили о желании помириться с режиссером и возобновить сотрудничество, но их слова пока не возымели никакого явного эффекта. Столкновение двух фильмов оказалось неизбежным.
Сколько стоят фильмы, кто победит и при чем тут Том Круз
Несмотря на то, что Том Круз не стал частью мема, в прокатном смысле он оказался частью феномена «Барбигеймер». Седьмая часть «Миссия: невыполнима» вышла за неделю до 21 июля и практически сразу потеряет залы IMAX. Многие кинотеатры отдадут их Кристоферу Нолану, одному из главных фанатов этого формата, который использовал IMAX-пленку. Либо все такие залы отойдут «Оппенгеймеру», либо на «Миссию» придется лишь один-два сеанса в день. При этом корпорация IMAX остается в долгу у Круза: его второй «Топ Ган» вдохнул жизнь не только в кинотеатральный прокат, но и в премиальные форматы. «Мэверик» стал двенадцатым самым кассовым тайтлом за всю историю IMAX.
«Миссия невыполнима: Смертельная расплата» за первые выходные собрала в мире 235 млн долларов, выступив при этом ниже ожиданий в США и Китае. Фильму придется постараться, чтобы возместить раздутый из-за ковида 290-миллионный бюджет, но предыдущие части серии обычно показывали хорошую выдержку в международном прокате (у предпоследних «Последствий» — 791 миллион при скромном 60-миллионном старте в США). Paramount, Universal и Warner Bros. надеются на то, что все три фильма окажутся успешными, и даже запустили флешмоб: звезды «Барби» и «Миссии» сфотографировались с билетами на сеансы друг друга, а заодно «Оппенгеймера» и «Индианы Джонса».
Так кто победит? «Барби» или «Оппенгеймер»? По прогнозам, в минусе никто не останется. Тем не менее «Барби», стоившей без учета маркетинга 145 млн долларов, обещают около 100–140 миллионов за первые выходные в США, а 100-миллионному «Оппенгеймеру» — крепкие 50 миллионов. Обе картины наверняка надолго задержатся на первых строчках и окупятся, но картина Нолана, похоже, выступит в прокате скромнее конкурента.
Как и когда появился мем
Слово «Барбигеймер» пришло в голову сразу нескольким пользователям Twitter. Первым, кто его, похоже, запостил, стал основатель и главный редактор киносайта Next Best Picture Мэтт Неглиа. Это произошло в начале 2022 года, когда «Барби» встала в расписании студии на 21 июля.
Яркий контраст в визуальной эстетике двух фильмов («Барби» — в ярко-розовых цветах, «Оппенгеймер» — наполовину черно-белый, с оранжевым контрапунктом взрыва) и их продвижении стал популярным поводом для шуток. Пока Universal и СМИ нагнетали фестивальный пафос вокруг очередной картины Нолана («самый важный фильм столетия», «блокбастер без компьютерной графики»), авторы «Барби» рассказывали, как устроили дефицит розовой краски.
«Неделя до „Барбигеймера“» (герои «Удивительной миссис Мейзел»)
Маркетинговые отделы студий не стали вписываться в стихийно возникшую кампанию «Барбигеймер» — за дело взялись фанаты. У кинособытия быстро появились свои постеры и фан-арты — от простейшего фотошопа до картинок, которые не стыдно было бы использовать и в студийном маркетинге.
К веселью подключились и кинотеатры. Например, британский Showroom Cinema специально расставил сеансы так, чтобы зрители могли посмотреть два фильма подряд и даже выбрать размер перерыва между ними.
Само собой, у «Барбигеймера» появился трейлер — безумный мэшап из кадров двух фильмов.
Люди начали самостоятельно создавать и мерч. Например, футболку с главной цитатой «Оппенгеймера», напечатанной шрифтом «Барби».
Многие пользователи Twitter заявили, что купили билеты сразу на два сеанса подряд.
Судя по первым данным, проигравших в «Барбигеймере» не будет. У обоих фильмов и позитивные отзывы от критиков, и потенциал для успеха в прокате. А кинотеатры, так и не отправившиеся от ковида, получат гигантскую волну зрителей, представляющих самые разные вкусы и демографии. Волноваться стоит только лишь за Тома Круза и седьмую «Миссию» — уж слишком у фильма большой бюджет, чтобы врываться в эту грандиозную гонку. С другой стороны, Итан Хант вылезал и не из таких передряг.
«Кинопоиск | Индустрия» в Telegram
Канал с моторами, тарелками и другими новостями кинобизнеса
Автор: Вадим Елистратов