14 июля на Apple TV+ стартовал второй сезон «Основания» — фантастического сериала по романам Айзека Азимова. Создатель шоу — Дэвид С. Гойер, сценарист и продюсер «Темного рыцаря» и «Человека из стали». В первом эпизоде уже можно посмотреть на актера Ли Пейса, дерущегося с ниндзя нагишом, и на то, как герой Джареда Харриса выбирается из многомерного пространства. События набирают обороты: развал могущественной Галактической Империи, который герои пророчили еще с пилотной серии, близок как никогда.
О чем сериал
Далекое будущее. Человечество освоило космические перелеты и успешно колонизировало 25 миллионов планет. Правящая людьми Галактическая Империя превращается в застойную авторитарную деспотию. Трон уже много поколений занимают три клона императора Клеона: молодой Рассвет, День в самом расцвете сил и преклонного возраста Закат.
Генетические копии великого императора сменяют друга. Престарелые Закаты один за другим становятся Тьмой и расщепляются на атомы в тот же день, когда рождаются новые Рассветы. Эта символическая преемственность не имеет никакого смысла: ни на поверхности, ни внутри государства никакие перемены не наступают уже очень давно.
Тем временем математик Гари Селдон, основатель науки психоистории, прогнозирует Империи (и ее троим императорам) безрадостное будущее: их власти скоро конец, а сменится она 30 тысячами лет смуты, междусобиц и варварства. Никакой надежды избежать кризиса нет, а самый радужный вариант развития событий — позволить Селдону создать крупнейший архив всех знаний и технологий Империи под названием «Основание». Это, по расчетам ученого, позволит сократить период распрей до тысячи лет.
Дальше в сериале начинаются внезапные сюжетные повороты. К примеру, «Основание» оказывается не совсем архивом знаний, Селдон, скажем так, вовсе не собирается следить за кризисами лично, а генетические копии императора не столь безупречны.
Как книги из серии «Основание» повлияли на жанровый канон
«Основание» по праву считается одним из лучших фантастических произведений в истории. Книги отмечены премией «Хьюго» как лучшая книжная серия всех времен, а ее влияние можно проследить везде — от «Дюны» до «Звездных войн». При этом оригинальное издание насчитывает всего 255 страниц и регулярно попадает в списки лучших фантастических книг, которые никто на самом деле не читал.
Автор «Дюны» Фрэнк Герберт считал свои книги ответом Азимову. Оба цикла ведут многотысячелетние хроники падения империй (и обе империи так или иначе списаны с Римской) и ищут ответы на вопрос о том, как жить на их руинах. Азимов и Герберт приходят к разным выводам: первый ставит на науку, второй — на религию, оба при этом отдают должное математике.
С этой литературной дуэли в научной фантастике начинается долгий и увлекательный спор о том, что поможет добравшемуся до звезд человечеству в момент обрушения последней власти — религия или наука? Если вас заинтересовала тема, но читать написанные более полусотни лет назад книги не хочется, недавно на этот счет ярче всех высказались Дэймон Линделоф и Тара Эрнандес в сериале «Миссис Дэвис».
Шестьдесят лет «Основание» и его продолжения считались не подлежащими экранизации. События книг (а иногда и их частей) разделены сотнями лет, а некоторые главы больше похожи на затянутые лекции по истории. Попытки, конечно же, предпринимались. В 1998 году студия New Line Cinema начала работу над полнометражным фильмом, но потратив 1,5 млн долларов на то, чтобы перенести книгу на экран, признала поражение и вложилась во франшизу попроще. Это был «Властелин колец».
За последующие годы «Основание» еще несколько раз пробовало добраться до больших и малых экранов: в конце нулевых полнометражную экранизацию книги должен был снимать режиссер «Дня независимости» и «2012» Роланд Эммерих, а в середине десятых Джонатан Нолан писал сценарий сериала для канала HBO.
В чем плюсы экранизации «Основания»
Недавно завершившийся, но успевший стать культовой в узких кругах сериал «Пространство» уделял много внимания «правдивости» космоса: физике и биологии жизни при низкой гравитации, науке военных действий в условиях вакуума и политическому устройству своего мира — милитаризированному Марсу или разбитому на кланы Поясу. К тому же героями «Экспансии» (как следовало бы перевести название проекта) были более-менее простые люди, оказавшиеся в непростых обстоятельствах и геройствовавшие больше по принуждению, нежели по призванию.
«Основание» не утруждает себя лишними объяснениями и работает в жанре настолько эпической и размашистой космооперы, насколько это возможно. Его герои — императоры-клоны, математики-пророки, лидеры планетарных и галактических культов, последние в Империи андроиды возрастом в тысячу лет и космические террористы. Его ставки — судьбы триллионов людей на миллионах планет на ближайшие десятки тысяч лет. Такой размах был бы невозможен без бюджетов корпорации Apple и ее платформы Apple TV+.
Предыдущий сезон начинался с теракта на столичной планете Трантор, а уже во второй серии флот Империи полностью уничтожал поверхность планет его виновников. Видевшие второй сезон полностью, зарубежные критики отмечают, что теперь самые зрелищные сцены (в которых решаются судьбы уже не планет, а целых систем, равно как и всей Империи) расположены в финальных сериях, а первая половина сезона полностью отдана персонажам саги.
Известно, что создатели сериала уделили злодеям столько же внимания, сколько и героям. Так, сюжетная линия о покушении на День и о паранойе в семье императорских клонов получилась едва ли не самым интересным моментом первой серии продолжения.
Вердикт
Чистокровной космической фантастике всегда было сложно на любых экранах, больших или маленьких. Даже «Звездные войны», локомотив жанра, уже четыре года держат производство полнометражных фильмов на паузе после неоднозначно принятого девятого эпизода. А по словам Боба Айгера, скоро и поток сериалов по вселенной джедаев будет сокращен, чтобы не рассеивать внимание зрителей.
В этом смысле «Основание» с его восьмизначным бюджетом, сложным материалом и малоизвестным массовому зрителю кастом без единой звезды первой величины идет ва-банк, играя в уже заранее проигранную игру. Но, как и напророченные Селдоном кризисы, застой в жанре космической оперы нельзя будет преодолеть, ничего не делая.
Автор: Иван Талачев