В июне казахстанская компания WesternRus — один из теневых поставщиков голливудских релизов в Россию — заявила об остановке деятельности в стране. В связи с этим кинотеатры не показывали «Флэша» и «Трансформеры: Восхождение звероботов». Их начнут транслировать лишь в июле, после цифровых релизов. Кинопоиск выяснил реальные причины отказа WesternRus поставлять пиратские копии и то, как кинотеатры переживают летний шторм на рынке «параллельного проката».
Кинопоиск не одобряет пиратство!
В 2022 году кинопрокат кардинально изменился после ухода голливудских компаний и отсутствия новых блокбастеров. По данным Фонда кино, за минувший год кинотеатры заработали 23,7 млрд рублей, что на 41,9% меньше, чем удалось собрать за весь 2021 год. На долю отечественных релизов из общей суммы пришлось 52,1%, или 12,3 млрд рублей. Громкие западные премьеры сменили фильмы из Индии, Китая и Турции, а также «параллельные показы», которые с апреля проводят многие региональные и столичные кинотеатры.
Позднее стало известно, что в большинстве случаев цифровые копии в русскоязычном дубляже поставлялись из Казахстана. Инсайдеры из индустрии рассказывали, что такие копии создаются съемкой матрицы кинопроектора, который проигрывает фильм. Предварительно для записи настраивается освещение и яркость изображения; уже после съемки полученное изображение отзеркаливается, переформатируется, выгоняется в специальный формат демонстрации DCP и шифруется для защиты. Доступ к копиям, созданным таким образом, возможен только при помощи ключей. Они ограничивают срок действия копии и ее распространение.
Основным поставщиком таких копий оказалась казахстанская компания WesternRus, которая в июне 2023 года объявила об остановке деятельности на территории России. Первым внимание на это обратило издание ProfiCinema. Как отметили в WesternRus, причиной является «пересъемка релизов и их несанкционированное распространение, которым занимались отечественные кинотеатры и сторонние компании». Также WesternRus указала на низкую окупаемость релизов и малую стоимость продажи ключа на один зал кинотеатров.
Как отмечает издание, их серьезным конкурентом стала студия дубляжа Red Head Sound, которая занималась демпингом — реализацией копий по заниженным ценам. Релизы с озвучкой Red Head Sound выходили в кинотеатрах позже копий WesternRus, но площадки готовы были их ждать. Во-первых, из-за участия в озвучании привычных российскому зрителю актеров дубляжа и, во-вторых, из-за меньшей по сравнению с конкурентами стоимости. Цена релиза WesternRus варьировалась от 60 до 110 тыс. рублей, как рассказали нам знакомые с тарифами источники. «В чем мы действительно виноваты, так это в том, что делаем свою работу качественно, умеем выстраивать отношения с кинотеатрами и обладаем существенными медиа и зрителями, которые готовы приносить кинотеатрам кассу, — прокомментировали Red Head Sound. — WesternRus выпускала релизы первыми, а значит, имела все возможности собрать сливки, но наши партнеры выбирали ждать наш продукт, потому что он востребован».
С июня Red Head Sound начала работать над системным выстраиванием своей деятельности. Компания выпустила заявление о намерении заключить договоры с кинотеатрами об использовании их русскоязычного дубляжа в показываемых фильмах. «Мы готовы сотрудничать, заключив с вами официальный договор на выплату авторских отчислений в разумных размерах. Также мы готовы принимать ваши предзаказы на изготовление переводов и дубляжа кинотеатрального качества на те или иные ленты. Давайте уважать труд друг друга и в такое непростое время пытаться действовать вместе, скоординированно, сообща. Ведь кто, если не мы, сможет решить сложившуюся ситуацию, найти альтернативу и дать возможность людям снова посещать кинотеатры, как раньше», — заявили представители студии. Уже в начале июля Red Head Sound объявила о первых партнерствах: «Кинотеатров, с которыми мы уже заключили договор, не так много, но среди них есть Крым, Калининград и другие». Несколько представителей региональных кинотеатров подтвердили Кинопоиску, что начали работать с компанией.
Из-за бойкота WesternRus в июне в параллельный прокат не вышли «Трансформеры: Восхождение звероботов» и «Флэш». Однако уже в начале июля издание Cinemaplex объявило о возобновлении работы WesternRus в России с оговоркой: теперь компания будет распространять пиратские копии фильмов только после их выхода на стриминговых сервисах. В Telegram-канале, где информируют кинотеатры о доступности DCP-копий, сообщается, что новые «Трансформеры» можно загрузить с 13–14 июля. По состоянию на 11 июля билеты на блокбастер в Москве доступны в киносетях «Мираж», «Киномакс» и отдельных кинотеатрах с 15 июля. Как отмечает собеседник, работающий в региональном кинотеатре, стоимость копий, записанных с официальных релизов на стримингах, составляет 10 000 рублей. Однако он сомневается в целесообразности этих трат для своего бизнеса и отмечает, что WesternRus ставит такие цены, потому что хочет заработать «на волне былой популярности».
Как объяснил Кинопоиску Александр Зенин, технический директор группы компаний Incine, которая занимается поставкой и настройкой кинооборудования, проще и дешевле получить DCP-копии через зарубежные видеосервисы, обойдя защиту записи экрана и звука, чем заниматься пересъемкой кинотеатральной копии. Зенин рассказывает, что для получения контента со стримингов создается специальный софт, который обходит запрет захвата видео с экрана и всевозможные шифрования. К созданию DCP-копий можно подойти профессионально: купить ключ доступа к программе DaVinci Resolve и с ее помощью сделать качественные DCP-файлы. Также есть более кустарный подход: с помощью бесплатной программы DCP-o-matic получить DCP-копию, зашифровав в нее контент любого качества, даже релиз с торрент- трекеров. Так пользователь может создать копию и самостоятельно продавать ключи, зарабатывать на новом бизнесе.
Собеседник Кинопоиска из киноиндустрии подтвердил, что WesternRus вернулась к работе, уточнив, что в действительности компания «никуда и не уходила, а весь вопрос имел исключительно денежный характер». Еще несколько представителей кинотеатров связывают громкие заявления WesternRus с проблемой платежей: ранее компания принимала оплату в криптовалюте, однако со временем стала получать деньги на банковские счета. По словам одного из спикеров, разбирательства начались с жалобы «одной пиратской компании на другую» в ФАС. После чего служба безопасности банка, через который часть кинотеатров переводила средства, начала проверку. Знакомый с ситуацией источник рассказал, что WesternRus сейчас проводит финансовое переформатирование своей работы, потому что хочет зарабатывать больше. Компания стремится побороть «пиратов второго уровня» — сторонние компании и кинотеатры, которые переснимают копии с их релизов — и стать единственным поставщиком нелегального контента. Представители самой компании WesternRus не захотели прокомментировать это утверждение.
Есть и другая версия пертурбаций в деятельности WesternRus: сотрудник федеральной киносети рассказал нам, что на самом деле у компании «перекрылся канал [поставки контента], и то, с чем они сейчас работают, нельзя назвать настоящим возвращением». «Я считаю, что компания некорректно подходила к рынку, выставляя одинаковые цены для разных кинотеатров, — рассказал представитель той же сети. — Очевидно, что кинотеатры в городах с населением меньше 100 тысяч вряд могли себе позволить то, что предлагали эти поставщики. Например, „Человека-паука“ они продавали за 120 тыс. рублей».
Управляющий иркутским кинотеатром New Cinema Егор Иваненко сообщил Кинопоиску, что приостановка деятельности WesternRus вызвала недоумение: с одной стороны, это произошло прямо перед выходом ожидаемых голливудских фильмов, с другой — при полном отсутствии популярных фильмов в легальном прокате. «Релизы, которые они сейчас предлагают, выходят с большим опозданием, — добавил Иваненко, — и многие зрители уже посмотрели их в сети. Кроме того, параллельно с WesternRus такие же проекты теперь предлагают еще три-четыре компании. О возвращении будем говорить, когда их релизы вновь будут выходить своевременно».
В целом можно ожидать, что нелегальный прокат голливудских блокбастеров в России с нами надолго. Как отметил эксперт из кинотеатрального бизнеса, в настоящий момент происходят определенные действия, суть которых собеседник раскрыть отказался, однако заявил, что в течение августа «конфигурация рынка немного изменится». «Игроки плюс-минус останутся те же. При этом ближайшие релизы будут выходить в формате, в котором они становятся доступными на стримингах», — заключил спикер.
Несмотря на перерыв в пиратских релизах, ситуация с кинопрокатом в России сейчас более оптимистичная, чем в прошлом году. Как сообщает РБК со ссылкой на данные Фонда кино, выручка кинотеатров за первые шесть месяцев 2023 года составила 23,9 млрд рублей, что на 64% лучше аналогичного периода 2022-го. Во многом результат обусловлен рекордным успехом «Чебурашки», который заработал с конца декабря 2022 года чуть более 7 млрд рублей. Существенное уточнение внес глава объединенной сети кинотеатров «Формула кино» и «Синема парк» Алексей Васясин, заявив, что порядка трети от общей суммы обеспечили именно релизы «параллельного проката». Учитывая отсутствие перспективы возвращения голливудских мейджоров и образовавшуюся паузу в сфере госрегулирования альтернативного показа, вклад таких релизов в выручку кинотеатров будет увеличиваться.
«Кинопоиск | Индустрия» в Telegram
Канал с моторами, тарелками и другими новостями кинобизнеса
Автор: Виолетта Палий
Фото: Klaus Vedfelt / Getty Images