На Кинопоиске вышел «Снегирь» — новый фильм Бориса Хлебникова («Аритмия», «Обычная женщина») про российских моряков, попавших в шторм. «Снегирь» вошел в топ-10 фильмов первого полугодия 2023-го по версии редакции. Фильм интересен не только в смысловом плане, но и в техническом. Если коротко, для 20-минутной сцены шторма на актеров сбрасывали тонны воды, а снимали все на полномасштабной раскачивающейся декорации рыболовецкого судна.
О чем фильм
18-летние студенты Макс (Олег Савостюк) и Никита (Макар Хлебников, сын Бориса) приезжают на старенькое рыболовецкое судно, чтобы пройти практику. С жизнью на борту «Снегиря» их знакомят бывалые моряки, среди которых Юрец (Тимофей Трибунцев), записывающий видео для блога, Дед (Евгений Сытый), кок (Сергей Наседкин) и Серега (Михаил Кремер). Поначалу стажеров принимают нехотя, особенно москвича Никиту, потому что он то от морской болезни страдает, то морковку из обеда выковыривает. Адаптироваться на борту ему пытается помочь Гена (Александр Робак). С виду грозный моряк — отец двух дочек, переживающий, что те от него отстранились, поэтому он больше всех возится с Никитой.
Бизнес у «Снегиря» идет не очень, поэтому капитан (Анатолий Попов), не посоветовавшись с командой, отплывает в норвежские воды, где больше добычи. Там «Снегирь» попадает в мощнейший шторм, но это не самое страшное, с чем сталкивается команда.
«Снегирь» снят по мотивам книги «Три минуты молчания» Георгия Владимова, вышедшей в 1969 году. Сценарий Борис Хлебников адаптировал вместе с Наталией Мещаниновой («Алиса не может ждать», «Пингвины моей мамы»). Она вспоминает: «Центральным героем книги был опытный моряк, который по ряду причин попал на чужой корабль. Он постоянно рефлексировал, страдал, вспоминал женщину, в которую был влюблен. Самое главное, для того времени герой был достаточно новаторским. Мы долго не могли понять, что в нем есть важного для нас сейчас, в нашем времени, почему он главный герой». В итоге от его истории отказались и все внимание сосредоточили вокруг юнг и отношений внутри команды.
Съемки правда проходили в открытом море?
Сцены на корабле без шторма снимали в Териберке (знаменитой кинолокации благодаря «Левиафану» Андрея Звягинцева). «Группа уходила на корабле с утра и возвращалась вечером», — вспоминает продюсер Наталья Дрозд («Купе номер 6», «Аритмия»). Перед съемочной командой в море отправилась документалист Зака Абдрахманова. «Она ходила в десятидневный рейс добывать для нас материал (в интервью Кинопоиску Борис Хлебников говорил про три недели. — Прим. ред.). Нам было важно узнать, как устроена ловля рыбы, что такое шкерка, надо было точно представлять пространство корабля, увидеть своими глазами рабочие процессы», — объясняет Наталия Мещанинова. Затем уже команда отправилась в Мурманск, чтобы пообщаться с моряками, побывать на кораблях и понять, как там все устроено.
По словам Александра Робака, съемки в Баренцевом море, Териберке и Мурманске (там снимали первую сцену, как ребята приезжают на «Снегирь») заняли около месяца.
А сам корабль настоящий?
Тот, что снимали в открытом море, — да. А для сцен внутри «Снегиря» и кадров со штормом построили масштабную декорацию. По словам продюсера Сергея Сельянова («Салют-7», «Конек-горбунок»), на поиски корабля ушел год. «Рыбная ловля — это бизнес. И никому неохота даже за серьезные деньги отдавать свой корабль в пользование съемочной группы», — объясняет Сельянов. Но режиссер Борис Хлебников настаивал, чтобы в кадре был правдоподобный корабль, бывавший в море и покрытый ржавчиной. «Он нужен был, чтобы показать, что немолодые люди, похожие на неудачников на грязном разваливающемся судне, почему-то считают верным учить детей».
В итоге съемки проходили на действующем рыболовном корабле «Кепромар». «С нами на борту была команда ребят, которые ходят в плаванье за рыбой. Они читали сценарий и очень помогали нам на борту, особенно когда мы попали в шестибалльный шторм в открытом море. Для съемок экипаж нам каждое действие показывал: как вытаскивать трал, как команды давать, как можно стоять, как нельзя», — делится Александр Робак.
Как снимали шторм?
В «Снегире» есть напряженная 20-минутная (!) сцена шторма. Для ее съемок в павильоне построили полноразмерные декорации палубы и кают и поставили на гимбл, чтобы их можно было раскачивать. Интересно, что команда сначала увидела декорации в павильоне, а затем побывала на реальном корабле. «В декорации мы прожили полтора месяца, а потом приехали в Мурманск и зашли на борт настоящего «Снегиря». И тут я понял, что все там уже знаю: где находится туалет, рубка, моя каюта, где, что и как открывается. Настолько круто была построена наша декорация, даже наш консультант ее хвалил. Бывалый моряк, он не мог поверить, как художники смогли один в один воспроизвести настоящее судно», — рассказал Олег Савостюк. За декорации отвечала художница-постановщица Ольга Хлебникова («Шторм», «Аритмия»).
Еще на этапе разработки «Снегиря» сцену шторма планировали снимать в копродукции с Люксембургом в Бельгии (там есть специальный бассейн, предназначенный для съемок на воде). Но из-за пандемии с копродукцией не вышло, и снимали все в павильоне в Санкт-Петербурге. «Мы построили огромный шатер из хромакея в несколько тысяч квадратных метров, внутри него — нос корабля с рубкой в натуральную величину», — рассказывает Борис Хлебников. А выбросы воды обеспечивали четыре водосбора (каждый из них сбрасывал по 4 тонны воды с 12-метровой высоты), водяные пушки, дождевые установки и ветродуи. Несмотря на то, что выбросы воды в них регулировали, играть в таких условиях было трудно. «Первый раз, когда мы еще репетировали с каскадерами, я упал, а потом открыл глаза и увидел, что мимо меня пролетает человек. Я подумал: вот каскадеры творят чудеса. А оказалось, что это актер Олег Каменщиков, которого потоком воды снесло, и он пролетел несколько метров», — делится Олег Савостюк.
Сложности добавляло то, что вода в какой-то момент стала ледяной, около 8 градусов. «Сначала включили огромные ветродуи, от которых нас сносило с палубы, а с 12 метров на нас сбрасывали несколько тонн воды (поначалу теплой). Мы в какой-то момент поняли, что там нечего играть, надо просто запомнить композицию. Когда тебя сшибает поток воды, ты все непроизвольно играешь. С третьего дубля пошла ледяная вода, и тут мы почувствовали себя в море», — вспоминает Савостюк. Александр Робак добавляет, что после каждого дубля в ледяном «хаосе из волн, дождя и пыли на качающемся корабле» они выбегали греться на улицу в +35. «Все это гудело, издавало рев и громыхало так, что, находясь рядом, мы кричали, срывая горло, но не слышали друг друга вообще. Я понимал, что персонаж Тимофея Трибунцева сказал реплику, только по какому-то жесту. Например, когда он поправлял кепку», — рассказывает актер.
Суровые условия, по словам команды, помогли им сыграть достоверно, а съемки больше недели с тоннами воды запомнятся надолго. «На съемках шторма мы веселились как дети. Но выкладывались на полную мощность. Орали так, что голос все потеряли», — подытоживает Михаил Кремер, который сам когда-то был моряком, ходил в море на полгода на похожем рыболовецком траулере и пережил шторм.
На борту «Снегиря» уйма рыбы. Она тоже настоящая?
В кадре часть рыбы настоящая, часть — реквизит. Как объясняет режиссер, ловить ее по-настоящему было невозможно из-за квот и других ограничений. Поэтому решили использовать искусственную рыбу. Ее для съемок шили заключенные из Санкт-Петербурга, а кинокоманда добавляла на ткань принт. «Но все же было куплено 50 тонн замороженной рыбы, которую мы размораживали и засовывали в сети. По 10 тонн в день. Нам потом прилетела претензия от одного кинокритика, что рыба у нас в кадре неживая, потому что, когда ее вытаскивают на борт, она не бьется живописно, а должна. Но когда рыбу ловят тралом и вытаскивают на поверхность, то, во-первых, давление резко меняется, во-вторых, рыба себя давит под тяжестью, и на борт корабля она попадает уже неживой», — делится Борис Хлебников. Особенно эти съемки запомнились Макару Хлебникову, с детства не переносящему запаха рыбы. «На съемках от него было никуда не деться. Вдобавок на жаре рыба быстро портилась. Это был самый неприятный съемочный день в моей жизни», — рассказывает актер. У его героя есть отдельная сцена с хищной рыбой-зубаткой, но Хлебникову-младшему повезло: вместо настоящей рыбы был аниматроник. «Она двигалась из стороны в сторону, била меня хвостом и всем туловищем, даже иногда кусала. В первых дублях мне реально было страшно», — вспоминает Макар.
Есть в «Снегире» еще одна сцена с живой рыбой. Тимофей Трибунцев, играющий моряка и недоблогера Юрца, на самом деле пил пиво с мальками (причем для двух дублей!) под зорким присмотром врачей на площадке.
Автор: Лиза Кузнецова
Фото: Предоставлены студией СТВ
Видео: Зака Абдрахманова