В российский прокат выходит триллер Кирилла Кемница, спродюсированный Ильей Найшуллером. Тут Юра Борисов примеряет на себя роли из «Таксиста», «Драйва» и прочих фильмов в ностальгическом жанре нуарного автомобильного экшена. Каким получилась российская копия Николаса Виндинга Рефна? Ну, хотя бы точной, утешает Тимур Алиев.
О чем это
В сумраке темной комнаты и гаража в параллельном монтаже проступают силуэты Юры Борисова и его желтого седана. Его герой — московский таксист Саша, человек без прошлого и планов на будущее — собирается бомбить в ночную смену: пробок меньше, поездки обычно дальние. Не будет спойлером сказать, что утро тут так и не наступит.
Саша любит поболтать с пассажирами, провести за рулем сеанс занимательного человековедения. «Ночью людей лучше видно», — со значением бросает он в одной из бесед. Неплохие навыки дедукции позволяют Саше читать людей не хуже, чем это делал герой Тима Рота в сериале «Обмани меня».
Кто только не садится в его такси. Вот хмурый мужчина средних лет (Иван Мамонов), возвращающийся якобы из командировки (на самом деле от любовницы). Вот нервный щеголь-мажор (Григорий Верник), уговаривающий таксиста двинуться в путь без оформления заказа в приложении («Давай я тебе пятерку накину сверху»). Но последним — и главным — пассажиром становится пахнущая дорогими духами, одетая в короткое платье красотка Лиза (Анастасия Талызина). «Работаете?» — сразу проверяет ее род занятий Саша. Эскортница, флиртуя с ним, выкупает такси на всю оставшуюся ночь, чтобы Саша возил ее по нескольким клиентам. В это время в столице орудует маньяк, уже убивший нескольких коллег Лизы. Но, кажется, героиню Талызиной это не слишком беспокоит.
Кто это снял
Кирилл Кемниц — режиссер с весьма неровной фильмографией. Его полнометражный дебют «Zомби-каникулы» — неловкая, если не постыдная, калька хита «Добро пожаловать в Zомбиленд», одну из главных ролей в которой исполнила солистка группы «Тату» Юлия Волкова. В последующие десять лет Кемниц работал супервайзером цифровых эффектов на телевидении («Россия», Первый канал). Сказать, что у него сформировался уникальный авторский почерк, мягко говоря, трудно.
Сценарист Михаил Зубко — автор тоже неровный, участвовавший как в успешных, так и в провальных проектах. Начав с работы на печально известную тяжбой с BadComedian компанию Kinodanz («За гранью реальности»), Зубко успел написать и медицинскую драму («Филатов»), и детектив про маньяка («Мосгаз»). Образовав творческий тандем, Михаил плотно работал с режиссером Олегом Асадулиным («Булки», «Стендап под прикрытием», «Смертельные иллюзии»), набивая опыт в жанровых историях.
Спродюсировавшая «Кентавр» Versus Pictures — студия Ильи Найшуллера. Снимая сейчас для Аmazon Studios комедийный экшен с Идрисом Эльбой и Джоном Синой, Найшуллер параллельно занимается продакшеном в России. Год назад он выпустил комедию «Молодой человек» с Павлом Табаковым и двумя Данилами, Козловским и Поперечным. Участие автора «Хардкора» и «Никто» тут явно не номинально: эпизоды автомобильных погонь в «Кентавре» — как раз то, за что фильм стоит похвалить.
Как это выглядит
Так, будто Кемниц подрезал у Николаса Виндинга Рефна раскадровки «Драйва». А там, где на помощь оператору Роберту Саруханяну (он делал, в частности, второй сезон «Эпидемии») не приходит рефновский неон, помогает другая классика жанра. Нужно подчеркнуть хаос большого города, в котором не понимаешь, какая опасность ждет за поворотом? Покажем Борисова, как Де Ниро в «Таксисте» — хмурым, молчаливым, непробиваемым водилой за рулем, от которого не знаешь, чего ожидать. Тут снова вступает неон: в минуты опасности лицо героя окрашивается в красный, а в минуты спокойствия — в синий.
Как и Трэвис Бикл, Саша тоже страдает бессонницей и считает себя положительным героем. Как и персонаж «Драйва», он отлично водит («Я могу и вслепую»), но имеет большие проблемы с коммуникацией. Как герой Сами Насери во франшизе «Такси», Борисов целиком и полностью полагается на своего железного коня. Дело в том, что герой Юры — человек с инвалидностью, который с трудом передвигается на своих двоих. О причинах повреждений персонаж явно не договаривает — то ли участвовал в автогонках и не справился с управлением, то ли служил по контракту и получил осколочное («Теперь нужно 7 миллионов на операцию, поэтому бомблю»).
Как в типичном корейском экшене, здесь никто не умирает после одного выстрела или столкновения — кровь будет литься до тех пор, пока режиссер не скажет: «Стоп, снято!» Украден (из «Города грехов» Фрэнка Миллера) даже финальный твист, связанный с персонажами Григория Верника и Сергея Гилёва. Последний играет героя в штатском, который выслеживает маньяка, и Саша — его главный и единственный подозреваемый. Если можно так сказать (спойлерить не будем).
Вердикт
«Кентавр» — нормальный, хоть и списанный из интернета, диплом на тему «Борьба добра со злом в жанре триллера». Фильм, без сомнения, может подарить много радостных минут, но это будет радость узнавания: знакомые образы, предсказуемые события, актер, превращенный в клише по мотивам всех своих прошлых ролей. Даже главная интрига вокруг таксиста — жертва он или сверхъестественное существо, «страшное снаружи и доброе внутри» — в конечном счете так и остается нераскрытой. Робкая (живая?) часть от человека, титановая — от технологии (автомобиль метафорически заменяет Борисову конечности), буйный нрав — вот и вся древнегреческая мифология как на ладони. Есть ли в фильме Кемница что-то оригинальное? Ответ на этот вопрос попробуйте дать самостоятельно.
Автор: Тимур Алиев