Том Круз по-прежнему в форме, в режиссерском кресле — снова Кристофер Маккуорри, женский актерский состав доукомплектован Пом Клементьефф и Хейли Этвелл (более известными как Мантис и Пегги Картер), вернулся Генри Черни. И это только первая половина представления! О безусловно лучшем экшене года (а может, и пяти лет) с восторгом рассказывает Станислав Зельвенский.
Станислав Зельвенский
Критик Кинопоиска
Со сверхсовременной российской подлодкой «Севастополь» случается необъяснимый инцидент. Вскоре правительства и спецслужбы охватывает паника: миру начинает угрожать могущественный, если не всемогущий, искусственный интеллект. Все уважительно называют его Entity, то есть Что-то. Чего оно хочет, не вполне понятно, но понятно, что страна, которая сможет контролировать Entity, будет контролировать планету. Ключ к мировому господству — в буквальном смысле ключ, состоящий из двух половинок. За ними и начинается охота. Помимо Итана Ханта (Том Круз) и его верных коллег (Саймон Пегг и Винг Реймз), в ней так или иначе участвуют экс-агент MI6 Ильза Фауст (Ребекка Фергюсон), воровка Грейс (Хейли Этвелл), заклятый враг Ханта и загадочный террорист Гэбриэл (Эсай Моралес) с подручной киллершей по имени Пэрис (Пом Клементьефф), теневой дилер Белая Вдова (Ванесса Кирби). Плюс оперативники (во главе с Шеем Уигэмом), которых за Хантом посылает руководство американских спецслужб, понимая, что тот, будучи старомодным идеалистом, злодейскую машину при случае не подчинит, а уничтожит.
Лучшая на свете экшен-франшиза наконец возвращается к нам спустя пять мучительных во всех смыслах лет. Режиссер и сценарист Кристофер Маккуорри, который прежде поставил «Племя изгоев» и «Последствия», для «Миссия: невыполнима» как Дэвид Йейтс для поттерианы — человек, которому студия (в данном случае, скорее, лично Том Круз), поэкспериментировав четыре раза с более именитыми авторами, наконец полностью поверила. И в точности как было в Хогвартсе, седьмой фильм выходит двумя порциями: вторая часть «Смертельной расплаты» (оригинальное Dead Reckoning, в отличие от этого набора букв, — навигационный термин с метафорическим потенциалом) будет выпущена через год. Что дальше — неизвестно. Вроде бы предполагалось, что Хант повесит свои кроссовки (парашют? маску с чужим лицом?) на гвоздь, но 61-летний Круз недавно дал понять, что на покой ему рано.
И то верно. Кто еще будет ежегодно спасать мир от уничтожения, а мировой кинематограф — от окончательного ухода на стриминги? Грета Гервиг? Супергерои, как показал провал «Флэша», уже совсем не справляются. Из дряхлеющей Marvel Круз с Маккуорри рекрутировали не только Пом Клементьефф, она же Мантис, но и Хейли Этвелл — зрители, не следящие за британским театром и телевидением, знают ее как Пегги Картер, любимую женщину Капитана Америка.
Все реплики Клементьефф в этом фильме уместятся на салфетке, но она прекрасно разражается дьявольским хохотом, машет ногами и вообще выглядит магнетически, как и подобает француженке по имени Париж. Что касается Этвелл, то у нее здесь главная женская роль, и она удачно вписалась в сплоченный коллектив. Впрочем, и для этой героини физподготовка важнее, чем английская актерская школа. Можно предположить, что она останется в «Миссии» для дальнейших приключений Итана Ханта, если они будут, а то и после него. Стоит еще упомянуть, что Ребекки Фергюсон, чей персонаж по-прежнему обладает лучшим именем во франшизе, в этот раз поменьше, чем хотелось бы (все в «Укрытие»!). Зато в подарок фанам неожиданный камбэк Генри Черни, который играл хантовского босса в самой первой киношной «Миссии», а потом пропал на четверть века.
Постер фильма, кстати, раз в жизни довольно точно отражает сюжетную важность тех или иных персонажей в пропорциях, разве что популярную Клементьефф стоило бы сделать помельче, а опытного и примелькавшегося, но все же малоизвестного Моралеса — покрупнее. Отметим также гендерный паритет (четыре мальчика, четыре девочки) и характерную возрастную вилку: героиням под 40, героям — под 60.
Омолодить мужскую половину вроде бы собирались за счет Николаса Холта в роли главного злодея, но тот выпал из-за графика, и как раз его сменил харизматичный Моралес. А раз уж он ровесник Круза, грех было не приплести предысторию их отношений, но пока она, правда, отыграна крайне схематично. Зато со зловещим AI сценаристы, конечно, по таймингу подгадали идеально: благодаря таким штукам «Миссия» продолжает выглядеть релевантно, несмотря на старение своей главной звезды.
Старение, впрочем, заметно разве что на отдельных крупных планах, а вот феноменальная энергия Круза прет из каждого кадра, и его тяга к все более рискованным трюкам разрекламирована широчайшим образом. Интересно, что Круз при этом демонстративно пренебрегает таким традиционным атрибутом мужской витальности, как успех у молодых красавиц. Итан Хант готов дружески пообниматься и позаглядывать в глаза множеству женщин определенного типажа, но дальше локтя или колена дело не идет. И история с его потайной женой, которая развивалась в нескольких сериях, выглядела весьма ненатурально. Любовь и даже просто секс — это движение в сторону, а Хант про другое: воплощенная эффективность, кратчайший путь из A в Б. Человек-алгоритм — именно в этом его суперсила, именно поэтому он единственный, кто (будем надеяться!) способен победить искусственный интеллект. В фильме есть гениальный момент, когда он обещает одному персонажу пожертвовать, если понадобится, ради него жизнью, и на недоуменное «Ты же меня совершенно не знаешь!», пожимает плечами: «А какая разница?»
Благодаря Крузу «Миссия» за все эти годы не допустила ни одного серьезного промаха, и «Расплата» — вновь захватывающий дух аттракцион, шпионский триллер с мотором гоночного болида. Автомобильная погоня в Риме (привет «Итальянской работе»), смерть в Венеции, пресловутый прыжок со скалы на мотоцикле, бог знает что в несущемся поезде — даже во франшизе, где уже есть акробатика на Бурдж-Халифа, взлет на крыле самолета и приземление на Гран-Пале, этот фильм не затеряется. И поскольку Круз склонен все время повышать ставки, страшно даже представить, что будет во второй части. Если «Расплата» не соберет сейчас все деньги мира, кинематограф можно закрывать.