Вышла пятая часть легендарной франшизы — «Индиана Джонс и колесо судьбы», где 80-летний Харрисон Форд в последний раз облачился в потертую кожанку и федору самого знаменитого киноархеолога. О том, как создавался гардероб культового голливудского персонажа и где сегодня можно приобрести вещи в стиле авантюрного профессора, рассказывает историк кинокостюма Катерина Крупнова.
Имя от собаки, характер — от Бонда
Джордж Лукас придумал приключенческую сагу об искателе артефактов еще в начале 1970-х под впечатлением от популярных киносериалов 1930–40-х. Однако вскоре он переключился на реализацию своего космического проекта и уже в 1977 году, отдыхая на Гавайях и подсчитывая кассовые сборы от проката «Звездных войн», предложил своему другу Стивену Спилбергу вернуться к отложенному сюжету про профессора археологии. Лукас сумел убедить Спилберга, горевшего желанием снять фильм о приключениях агента 007, что Индиана Джонс — это тот же Джеймс Бонд, но без гаджетов. Поэтому не только символично, но и закономерно, что позже сыграть отца Джонса предложили именно Шону Коннери, первому и лучшему исполнителю культовой роли британского шпиона.
Герой был назван в честь любимой собаки Лукаса (потом этот момент будет иронично обыгран в финале третьей части «Индиана Джонс и последний крестовый поход») — огромного аляскинского маламута по кличке Индиана, который также послужил прототипом Чубакки. А вот первоначальную фамилию — Смит — Спилберг забраковал. В итоге сошлись на варианте Джонс.
Внешность — от старого Голливуда
Разработку визуального концепта героя и сеттинга Лукас поручил известному графическому художнику Джиму Стеранко. На одном из ранних рисунков, где персонаж был изображен посреди пустыни в колониальном шлеме и с пистолетом, Лукас оставил пометку: «Кнут вместо пистолета, а вместо шлема — шляпа наподобие той, что носил герой Хамфри Богарта в „Сокровищах Сьерра-Мадре“».
Художница Дебора Нэдулмэн, создавшая канонический костюм Индианы Джонса, утверждает, что ей никто не показывал рисунки Стеранко. До «Утраченного ковчега» они сделали со Спилбергом провалившийся по всем фронтам «1941», поэтому, приступая к работе над новым проектом, Дебора была настроена скептически. Режиссер даже специально приезжал на съемочную площадку «Братьев Блюз», где работала Нэдулмэн, чтобы получить согласие художницы, и заодно снялся в крошечной роли в этой ставшей культовой картине Джона Лэндиса, который впоследствии женился на Деборе.
Дебора провела немало ностальгических часов в кинозале вместе со Спилбергом, пересматривая голливудскую приключенческую классику 1940х–50-х, прежде всего «Китай» (1943) и «Тайну инков» (1954). «Гарри Стил, персонаж Чарлтона Хестона в „Тайне инков“ — это и есть Индиана Джонс, — вспоминает художница. — Не слишком-то положительный герой. Он охотник за сокровищами, который носит коричневую федору и кожаную куртку. И Стив заявил, что это именно тот образ, от которого мы должны отталкиваться». Более того, Спилберг даже нарисовал по-детски наивный эскиз костюма, который бы хотел видеть на Индиане».
Кто, если не Форд
Изначально на роль Индианы Джонса утвердили Тома Селлека (в сети можно посмотреть запись его проб в дуэте с Шон Янг, которая претендовала на роль Мэрион), однако актер предпочел съемки в сериале «Частный детектив Магнум». В десятой серии восьмого сезона под названием «Легенда потерянного искусства» Селлек даже косплеил своего несостоявшегося героя.
В итоге Лукас и Спилберг решили пригласить Харрисона Форда. По воспоминаниям Деборы Нэдулмэн, группа была сильно разочарована такой заменой, но харизматичный Форд очень быстро расположил всех к себе, включая художницу. Вместе они создали культовый кинообраз, который, по меткому замечанию Нэдулмэн, можно опознать даже по тени.
Как сложился культовый образ
Кадры, открывающие первый фильм саги, стали поистине каноническими: гора с логотипа киностудии Paramount Pictures превращается в перуанскую вершину Шубет, и на ее фоне возникает мужской силуэт со спины: кожаная куртка, шляпа-федора, сумка через плечо и кнут.
«Костюм должен быть неотделим от характера, и тогда зрители поверят персонажу, — рассказывает Нэдулмэн. — И мы должны были добиться того, чтобы зрители поверили в Харрисона Форда, даже несмотря на его приукрашенную героическую роль. Чтобы зрители поверили в него, как в гениального археолога, который каждый день носит эту одежду и даже спит в ней». Как потом признавался Харрисон Форд, ему не пришлось готовиться к роли Индианы Джонса. Ему было достаточно надеть костюм, созданный Деборой, чтобы стать этим героем. Но одолжить художнице свой армейский нож, чтобы заполучить ту самую кожанку, Форду все же пришлось.
Куртка
Прототип кожаной куртки Индианы Джонса — легендарная куртка американских летчиков A-2 с небольшими модификациями.
Нэдулмэн убрала погоны, а также трикотажные вставки на манжетах и по нижней кромке. Чтобы обеспечить большую свободу движения в экшен-сценах, на спине Дебора заложила специальные вертикальные складки, а на талии разместила регулируемые хлястики, чтобы куртка приобрела более облегающий силуэт. Накладные карманы позволяли профессору прятать в них найденные артефакты и не терять их в многочисленных драках. Чтобы сэкономить, Дебора заказала для фильма десять курток (дубли были просто необходимы с учетом трюковых сцен) в бюджетном лос-анджелесском ателье Wilson’s House of Suede and Leather. Но такая дешевизна стоила ей дорого. Когда Нэдулмэн принялась фактурить куртки, чтобы они выглядели основательно поношенными, кожа стала рваться, образовались огромные дыры. Художнице пришлось прибегнуть к навыкам дипломатии и бронебойному обаянию Форда, чтобы продюсеры согласились выделить дополнительные деньги на костюмы. В итоге десять курток для Харрисона и еще три для его дублеров были заказаны в лондонском ателье Berman’s and Nathan’s.
Но самая незабываемая часть работы ждала Дебору накануне первого съемочного дня. После изысканного ужина с устрицами и шампанским (дело было во французском Ла-Рошеле) художница расположилась вместе с Фордом возле бассейна и при помощи его швейцарского армейского ножа, металлической щетки и песка стала нещадно старить кожаную куртку. По признанию Нэдулмэн, под утро ее руки были стерты до кровавых мозолей, а занозы от металлической щетины она вынимала еще три недели. Но главное дело было сделано: куртка Джонса выглядела так, будто он носил ее, не снимая долгие годы.
Сегодня реплики курток из всех частей «Индианы Джонса» можно купить в Wested Leather Co (эта компания выступала субподрядчиком Berman’s and Nathan’s). Стартовая стоимость — 318 долларов.
Шляпа
Не менее знаковым атрибутом Индианы стала его шляпа-федора. Выбор головного убора — очень деликатный и трудоемкий процесс. Нужно учитывать особенности лица актера, чтобы высота тульи, ширина полей, цвет шляпы смотрелись максимально комплиментарно и работали на образ. В поисках такой идеальной шляпы Дебора отправилась на Savile Row, легендарную торговую улицу Лондона, где в магазине Herbert Johnson остановила свой выбор на модели Australia. Художнице пришлось ее модифицировать: уменьшить поля (чтобы зрители видели глаза героя), сократить высоту тульи (чтобы шляпа органично смотрелась на удлиненном лице Форда) и, конечно же, отфактурить. В ход пошли собачья шерсть, минеральное масло и даже кетчуп. «Мы чуть помяли эту модель и получили то, что нужно для Форда, — вспоминает Нэдулмэн. — Потом мы ее испачкали, я ее скрутила, посидела на ней, Харрисон посидел на ней. И после этого она стала той самой старой доброй шляпой Индианы Джонса». Всего для фильма была изготовлена дюжина федор. Все шляпы коричневого оттенка, за исключением серой, которую Индиана носит в сцене перелета и в вашингтонском финале.
В 2018 году шляпа Индианы Джонса из «Утраченного ковчега» ушла с аукциона за 522 тыс. долларов — самый дорогой лот из гардероба легендарного киногероя.
Индиана Джонс на экране практически не расстается со своей федорой, что стало источником многочисленных шуток. Так, например, в документальном фильме о съемках третьей части «Индиана Джонс и последний крестовый поход» есть момент, где Харрисон Форд дурачась крепит шляпу к голове при помощи степлера, чтобы та не слетала во время съемок сцены погони на лошади.
Актеру настолько надоел его навязчивый головной убор, что, согласившись на роль Рика Декарда в неонуаре «Бегущий по лезвию», он сразу заявил художникам: никакой шляпы (хотя это и неотъемлемый атрибут нуарного героя) он носить не будет.
Сегодня ближайший аналог можно купить за 495 фунтов во все том же Herbert Johnson. Базовая модель называется The Poet и варьируется в зависимости от сцен и частей «Индианы», к которым восходит та или иная реплика.
Рубашка
Оригинальная рубашка светло-серого цвета с погонами была сделана на заказ у известного лондонского дизайнера Андреаса Дометакиса и выдержана в типичном сафари-стиле. Ее главная особенность — две вертикальные полосы, идущие от плеч до низа сквозь два нагрудных кармана.
Похожие модели можно приобрести в Magnoli Clothiers за 145 долларов или за 54 фунта в Wested Leather Co.
Брюки
Брюки Джонса из шерстяного твила очень похожи на оригинальные штаны офицеров американской армии во время Второй мировой войны. Они были отшиты в прославленном лондонском киноателье Angels and Bermans и подогнаны под фигуру Форда.
Аналогичные брюки обойдутся фанатам в 99 фунтов
Ботинки
Дебора изначально хотела обуть Форда в ботинки Red Wing. Однако актер настоял на обуви, которую покупал себе еще в бытность работы плотником. В итоге ботинками профессора стали коричневые Alden 405 Truebalance. Необходимое количество заказали в том же калифорнийском магазинчике в Sherman Oaks, где отоваривался еще безвестный Форд.
Кнут
Кнуты для первого и всех последующих фильмов «Индианы» были изготовлены Дэвидом Морганом. Харрисону Форду пришлось изрядно потренироваться, чтобы виртуозно смотреться в кадре, используя кнут как свое главное оружие.
Сумка
Холщовая сумка профессора — это британская армейская сумка для противогаза, используемая во время Второй мировой, текстильный ремень заменен на кожаный. Кстати, сумку начали выпускать только в 1941-м, но у Индианы Джонса, видимо, уже тогда была антикитера (действие в первом фильме происходит в 1936-м, во втором — в 1935-м, в третьем — в 1938-м).
Кстати, из захватывающего пролога третьей части, где юный Индиана Джонс (Ривер Феникс) вступает в противоборство с искателями артефактов за крест Коронадо, зритель узнает, как тринадцатилетний скаут из Юты обзавелся кнутом, шляпой и герпетофобией. Да и вообще предводитель банды наемников становится образцом стиля для будущего археолога.
В 1989 году Харрисон Форд подарил Музею американской истории кожаную куртку и шляпу, в которых он снимался в третьей части франшизы «Индиана Джонс и последний крестовый поход».
А как еще одевался Джонс?
Придуманный Нэдулмэн (ее последовательно сменили Энтони Пауэлл, Мэри Зофрис и Джоанна Джонстон) канонический костюм Индианы Джонса в последующих сериях лишь немного варьировался в части оттенков одежды, аксессуаров и мельчайших деталей, абсолютно не бросающихся в глаза рядовому зрителю.
Профессор и джентльмен
В своей университетской практике профессор археологии Джонс предпочитает интеллигентные твидовые костюмы-тройки.
А вот во время его приключений периодически случаются миксы авантюрного и академического стилей. В «Храме судьбы» это твидовый пиджак и галстук-бабочка в комбинации с рубашкой сафари и военными брюками.
В третьей части канонический образ Джонса-искателя дополняет длинный галстук.
Самый резонансный образ Индиана примеряет на себя в начале «Храма судьбы». Художник по костюмам Энтони Пауэлл, очевидно, вдохновляясь Хамфри Богартом из «Касабланки» и Шоном Коннери из «Голдфингера», облачает героя в белый смокинг (который стал популярен в 1930-х в жарких экзотических странах) с красной гвоздикой в петлице, являющейся символом отваги и мужественности. В таком виде Джонс отправляется на встречу с шанхайскими гангстерами в ночной клуб под говорящим названием «Оби-Ван» (привет «Звездным войнам»!).
Что нового в пятом фильме
Образ Индианы Джонса остается неизменным из фильма в фильм, но все же в новой картине есть кое-какая новая деталь. В пятой части «Индиана Джонс и колесо судьбы» тема времени занимает настолько важное место, что сразу же обращают на себя внимание наручные часы профессора — Hamilton Boulton из коллекции American Classic, которые впервые были представлены публике в 1941 году. По словам Вивиан Штауффер, генерального директора Hamilton, выбранная модель отлично подходит главному герою, отличающемуся пытливом умом и страстью к поискам редких вещиц.
А благодаря коллаборации Джоанны Джонстон, художницы по костюмам пятой части, и люксового бренда Métier некоторые поклонники франшизы смогут приобрести кожаные изделия, вдохновленные фильмом — от сумок до кошельков и визитниц с изображением одного из самых узнаваемых силуэтов мирового кино.
Автор: Катерина Крупнова
Фото: WARNER BROTHERS / Album / Legion-Media, Deborah Nadoolman Landis / © Lucasfilm Ltd., Piemags / Legion-Media, Heritage Art / Heritage Images / Getty Images, LUCASFILM LTD/PARAMOUNT / Album / Legion-Media, Murray Close/Getty Images, Sunset Boulevard / Corbis / Getty Images, CAP / KFS / Legion-Media, United Archives / Legion-Media, Sunset Boulevard / Corbis / Getty Images