«#мартимертв»: кибертриллер про чешских «Синих китов»

Обсудить0

На Амедиатеке вышел чешский мини-сериал, большая часть которого происходит у экрана компьютера. Рассказываем о том, как мертвенный свет десктопов и списанный из российской прессы сюжет соединились в карманную копию Финчера, не отягощенную при этом моралите.

Василий Говердовский

Редактор раздела «Сериалы» в Afisha.ru

Подросток бросается под колеса автомобиля и погибает. Родители Марти Бидермана (Якуб Немчок) в шоке: ничто не предвещало беды. Его отец Петр (Ян Грандмэн) открывает ноутбук сына и обнаруживает сразу несколько странных вещей. Во-первых, Марти удалил свои соцсети. Во-вторых, после восстановления аккаунта сына Петр находит его переписку с некой Элишкой, которая заставляла парня делать жуткие вещи. Например, разбивать окна машин и засунуть собаку Бидерманов в морозильник.

У чешского «#мартимертв» есть неожиданная связь с Россией. Режиссер Павел Соукуп в интервью прямо называет источником вдохновения «Синего кита» — городскую легенду, несколько лет назад поднявшую у нас волну моральной паники. Напомню суть: «Синий кит» — это страшилка о «группах смерти», в которых подростки якобы выполняют задания кураторов, чаще всего связанные с селфхармом; последний уровень в игре — самоубийство. Подобные группы реально существовали на просторах «ВКонтакте», но миф об их смертельности сильно преувеличен.

Из-за неоднозначности реальной истории «Синего кита» любые попытки переложить ее в форму художественного произведения заранее вызывают опасение — уж очень легко скатиться в призыв запретить детям компьютер. К счастью, Соукуп и сценаристы Ярослав Т. Мишка и Жан Стеглик не экранизировали многочисленные панические статьи про эту городскую легенду, а лишь ей вдохновились. По сути, они обратились к истокам интернет-фобий — страху перед анонимностью, якобы обеспечивающей ощущение безнаказанности — и сняли социальный триллер, который показывает, как недостаток доверия в семье может привести к трагедии.

Якуб Немчок

В «#мартимертв» две параллельные сюжетные линии: одна разыгрывается в настоящем и показывает последствия гибели Марти, другая — в прошлом, она о причинах трагедии. Безобидный секстинг толкает парня в сеть кибербуллинга. Его страдания вызывают ужас у зрителя, но остаются не замеченными родителями, занятыми работой и личными проблемами. Впрочем, это все-таки не семейная драма, а детективный триллер, и поэтому движимый виной Петр не идет в терапию, а пускается в собственное расследование, пытаясь найти загадочную Элишку, которая, конечно же, никакая не Элишка.

Велик соблазн назвать «#мартимертв» десктоп-триллером — действие тут и правда в значительной степени разворачивается на экранах электронных устройств, но не реже героям придется напряженно вглядываться в черное зеркало. Экраны превращаются в порталы во времени: мы видим то отца, то сына, читающих одну и ту же переписку (играющие их Немчок и Грандмэн действительно очень похожи друг на друга, словно настоящие родственники).

Мертвенный свет экранов заполняет мир сериала и определяет его настроение. Безжалостные бледно-светлые тона, с которыми оператор Милослав Холман снимает лица героев даже в те моменты, когда они отворачиваются от компьютеров, создают чувство безрадостной отстраненности. На тот же эффект работает и минималистическая звуковая дорожка: вибрация мыши, стук клавиш, аудиосигналы в мессенджерах. Музыка включается лишь изредка, чтобы подчеркнуть саспенс сцены. В экономной режиссуре Соукупа есть что-то от поздних работ Финчера и Содерберга — довольно лестное сравнение для постановщика явно не слишком дорогого триллера.

Петра Бучкова и Ян Грандмэн

Короткий формат «#мартимертв» — всего-то восемь эпизодов по 10–17 минут — задает бодрый темп, но не оставляет пространства для раскрытия вброшенных тем. Это ладно скроенный триллер, который может увлечь на один вечер, но не выйдет за рамки страшилки для подростков и их родителей. В каком-то смысле это даже неплохо. Подобный сюжет легко мог вырулить в технофобский манифест, однако акцент на чистую жанровость позволил авторам избежать и резонерства, и кликушества. «Синий кит» проплыл мимо, но и небогатый смысл («чаще общайтесь с детьми» — полезная, при этом уж слишком очевидная мысль) чешского сериала тоже проплывает мимо зрителя, не задерживаясь в памяти надолго.

Единственное, что впечатывается в память, — странное решение авторов закончить все клиффхэнгером, однако продолжения, кажется, не будет. Вместо нового сезона Соукуп снял духовное продолжение «#мартимертв» — полнометражный фильм «аннапропала» («#annaismissing») об исчезновении инфлюенсерки, интернет-хищниках и порномести; он выйдет в августе.

Смотрите сериал «#мартимертв» в Амедиатеке и на Кинопоиске в Плюсе с Амедиатекой.

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

Сегодня5
Вчера9
31 октября2
14 октября6

Главное сегодня

Сегодня4
Сегодня5
48 минут назад0
Сегодня0
Сегодня1
Вчера5
Вчера5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации