«Шабабники»: неортодоксальная комедия о четырех ультраортодоксах

Обсудить0

Израиль уже давно стал одним из ведущих поставщиков сериального контента на глобальные стриминги: «Неортодоксальная», «Тегеран», «Когда летают герои». Российские платформы тоже не отстают от тренда. Например, в Амедиатеке и на Кинопоиске в Плюсе с Амедиатекой недавно вышли оба сезона культового в Израиле шоу про четырех учеников религиозной школы, отказывающихся слепо подчиняться правилам и догмам. О том, как смотреть эту уморительную талмудическую комедию, рассказывает Василий Корецкий.

Василий Корецкий

Кинокритик, старший редактор Кинопоиска

Во-первых, это не то, что вы подумали. Шабабники не имеют никакого отношения к бабникам. Это слово вообще образовано от арабского «шабаб» («юность») и обозначает молодого человека из ортодоксальной религиозной среды (так называемых харедим), который не слишком соблюдает принятые в ней нормы поведения, халатно относится к следованию строгим правилам жизни, принятым в общине, но не рвет с семьей и не уходит в светское общество (как поступила, например, героиня «Неортодоксальной»). В общем, раздолбаи, двоечники, «неподдающиеся». Кто тайно получил водительские права (уставом почти трети религиозных школ-ешив это строжайше запрещено)? Кто купил себе новый айфон? Кто тайком смотрит «Игру престолов»? Это все он, шабабник!

Герои комедии Элирана Малка и Дэниэла Парана, конечно, не пускаются прямо во все тяжкие, и, хотя сквозной сюжет первого сезона строится вокруг романтически-матримониальной линии, в свои 20+ они все еще девственники.

Итак, знакомьтесь, Авиноам Ласри — сын депутата Кнессета от ШАС, крупнейшей религиозной партии Израиля (ее глава, одиозный Арье Дери, дважды судимый по коррупционным делам, многократно поминается в сериале). Дов Браун по кличке Лазер — американский гражданин, сын крупного бизнесмена, который параллельно учится на юриста (где-то за кадром). Мейр Сабаг — сын простого владельца магазина. И подселенный к ним в комнату общежития заучка Гедалия (его происхождение и фамилия остаются неназванными). Все четверо учатся в одной иерусалимской ешиве и отчаянно хотят жениться. Все пользуются услугами одного и того же брачного агентства, но безуспешно. Друзья считаются плохой партией: кто-то по причине своего социального происхождения и материального положения, кто-то — из-за плохих отметок, а кто-то и по причине своей токсичной даже для харедимных невест патриархальности. Но больше всего страшно за Гедалию: он с таким энтузиазмом изучает Тору, что один взгляд на женщину вызывает у него паническую атаку.

Поэтому либеральный ребе Блох, сын основателя ешивы, который должен унаследовать учебное заведение, намерено переселяет отличника в комнату к трем закоренелым раздолбаям, чтобы те научили его жизни. Но в этот момент главой ешивы назначают главного врага наших героев — «злого» ребе Шпитцера, нудника, помешанного на дисциплине и учебном процессе. Шпитцер немедленно устанавливает в общежитии глушилку для сотовой связи и отключает горячую воду в душевых, а наши четверо ешиботников невольно оказываются по одну сторону баррикад и с переменным успехом ведут войны против ребе, прибегая то к саботажу, то к забастовкам, а то и богословским дебатам.

«Шабабники» — один из многих израильских сериалов, посвященных жизни харедим (пионером тут был драматический «Штисель», шоу Малка и Парана вышло как раз на волне успеха его второго сезона, в далеком 2017-м). Контекст и социальную функцию «Шабабников» проще всего понять, прочитав заголовки самых свежих новостей Израиля. Еженедельные огромные демонстрации в центре Тель-Авива и ответные собрания в Иерусалиме и ультраортодоксальном Бней-Браке. Растущий социальный антагонизм между светским большинством и религиозным меньшинством с одной стороны и между различными группами и сектами внутри религиозной части — с другой. Вспышки взаимного насилия, с энтузиазмом подогреваемые прессой разговоры о реальной возможности гражданской войны… Все это имеет под собой не только политическую основу — коррупцию, в которой замешаны большие политики всех лагерей, — но и культурную.

Израильское общество состоит из очень разных групп. Светские, хилуним и ультрарелигиозные, харедим, а между ними — религиозные сионисты (про них тоже есть сериал — «Вязаные Кипы»). Внутри религиозного сообщества также есть свои этноконфессиональные группы: ашкеназы (потомки евреев, живших в Центральной и Западной Европе) отдельно, сефарды (потомки испанских евреев, осевшие в странах Магриба) отдельно, мизрахи (евреи из арабских стран и Центральной Азии) — отдельно. А еще есть их соседи: эфиопские и индийские общины (последних признали иудеями вообще совсем недавно), светские «русские» (то есть все русскоязычные эмигранты из СССР или постсоветских республик), французы… А еще и представители других народов и конфессий: арабы (палестинцы и бедуины), копты, бахаи, выходцы из Черной Африки, которые нелегально пересекли египетско-израильскую границу в нулевых… Короче, все очень сложно.

Коллизии каждого эпизода «Шабабников» часто построены на различиях и конфликтах между этими группами. Но то, что в реальной жизни выливалось в серьезные уличные беспорядки, на экране упаковано в стендап-номера и анекдоты. Например, во время бузы в ешиве герои разыгрывают расовую карту, придумав специально для левой прессы легенду об угнетении студентов-мизрахи (во времена их дедушек мизрахи, репатриировавшиеся в Израиль из бедных стран Северной Африки, действительно считались людьми второго сорта; дискриминация даже привела к появлению в Израиле своих «Черных пантер» и серьезным протестным выступлениям в 1970-х).

Другой эпизод первого сезона, в котором отличник Гедалия и двоечник Мейр вместе сжигают билборд с девушкой в ультракоротком платье, а потом сидят на допросах, целиком построен на конфликте религиозных сионистов и ультраортодоксов с одной стороны и до сих пор не решенной проблеме харассмента в израильских госорганах — с другой. Второй сезон вообще с ходу поднимает самый больной вопрос сегодняшнего израильского общества — интеграции харедим в светскую экономику (держать 20% жителей на пособии в стране, 40; населения которой и так живет за чертой бедности, очень тяжело). Увы, с хай-теком у друзей не складывается, и они принимают решение открыть свою собственную ешиву посреди светского квартала Иерусалима.

Но смех в «Шабабниках» не разобщает, а соединяет, ведь каждая шутка тут показывает героев с человеческой стороны. Ради выразительности создателям сериала пришлось пойти на некоторые преувеличения: в ешиве все (включая раввинов) курят, водят машины, заламывают шляпы на манер героев вестернов и в мелочах постоянно нарушают субординацию и дисциплину; любой раввин скажет, что прямо таких ешив в Израиле нет. Но в целом сериал дает удивительно точную картину израильской жизни: да, шляпы «Борсалино» действительно имеют культовый статус в среде харедим, а неспрессо-машины (главный продакт-плейсмент в «Шабабниках») — вообще предмет национального культа. Многие ультраортодоксы, на самом деле, одеваются дорого и стильно (несмотря на бытующие у светских стереотипы), а роскошные патио в израильских домах действительно похожи на захламленные балконы российских хрущевок; портреты цадиков в золотых рамах часто висят криво, а сами они спокойно ходят по узким улочкам Иерусалима, протискиваясь между газовыми баллонами и сохнущим бельем (на заднем плане обязательно будут любопытные дети с пейсами и велосипедом).

Отдельный пласт шуток и аллюзий в сериале — богословские баттлы, которые постоянно и по любому случаю устраивают герои и героини (в середине первого сезона Гедалия влюбляется в сестру Лазера, Двору, штудирующую Тору и Гемару, и их любовь разгорается из искр, которые сыпались в теологическом сражении). «Шабабники» вообще начинаются как притча. Мудрый основатель еретически свободной ешивы задается с кафедры вопросом: как правильно учить? Позволить ученикам жить по-своему и ездить на каникулы в горы кататься на лыжах? Или держать их в ежовых рукавицах? Тут на него падает подаренная отцом Авиноама роскошная люстра, так что ответ героям придется искать самим.

Вопрос этот риторический, так же как и другой вечный вопрос еврейской культуры: стоит ли консервировать религиозную традицию, позволившую народу сохраниться, несмотря на века рассеяния, или все же выйти из гетто, повернуться лицом к реальной, полной опасностей и соблазнов жизни? Это шоу могло бы быть бесконечным, но масштабы израильского телевидения редко позволяют сериалам длитЬся дольше второго-третьего сезонов. Однако если вы хотите понять, чем действительно живет Израиль и почему среди громких сериалов этой страны так много шоу, посвященных религиозному комьюнити, то и двух сезонов «Шабабников» будет достаточно. А если нет — третий уже в работе.

Смотрите два сезона сериала «Шабабники» в Амедиатеке и на Кинопоиске в Плюсе с Амедиатекой.

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

14 июня 20233
26 апреля 20237
29 марта 20230
25 мая 20237

Главное сегодня

Сегодня4
Сегодня5
27 минут назад0
Сегодня0
Сегодня1
Вчера5
Вчера5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации