16 июня на Disney+ вышел документальный фильм про человека, чье имя плотно ассоциируется с комиксами Marvel. О том, кому стоит обратить внимание на «Стэна Ли» и в чем проблематичность получившегося фильма, читайте в нашем материале.
О чем это
Документальный фильм рассказывает о ранних годах жизни и карьере Стэнли Мартина Либера, которого все знают по псевдониму Стэн Ли. Закадровый голос принадлежит самому герою (аудиоматериал собран из множества разных интервью и выступлений), который описывает настроения внутри издательства и проливает свет на создание культовых супергероев. Режиссер Дэвид Гелб («Мечты Дзиро о суши») иллюстрирует речь либо хроникальными кадрами, либо небольшими статичными сценами с фигурками, изображающими главного героя и его окружение.
Что можно узнать из фильма
- В детстве Стэн Ли был фанатом приключенческого кино с Эрролом Флинном («Одиссея капитана Блада», «Приключения Робин Гуда»), книг про Тарзана, Шерлока Холмса и братьев Харди, поэтому и сам хотел стать героем.
- Ли начал работать еще в подростковом возрасте, потому что был разочарован вечно безработным отцом. Он перебивался разными заработками (например, на фабрике по шитью штанов), пока его дядя Робби Соломон, который в то время работал в Timely Comics, не позвал племянника ассистентом в издательстве комиксов.
- Псевдоним он взял, потому что не собирался всю жизнь писать комиксы, а хотел создать Великий американский роман, для которого берег свое настоящее имя.
- Во время Второй мировой войны он записался добровольцем, но не участвовал в боевых действиях, а писал тексты для учебных фильмов и образовательных роликов.
- Годами Marvel (до 1961 года — Atlas Comics, ранее известное как Magazine Management и Timely Comics) следовало трендам, выпуская сюжеты про смешных животных, вестерны и т. д. Все поменялось в начале 1960-х, когда Джоан Ли, жена Стэна, предложила ему придумывать то, что интересно самому Ли.
- Стэн Ли и его соавторы, художники Джек Кирби и Стив Дитко, придумали радикальную супергеройскую команду — Фантастическую четверку. Их волновали реальные проблемы (например, в одном из выпусков их выселяют с их базы), а жили они не в придуманном городе, а в узнаваемом Нью-Йорке.
- Ли понимал, что их комиксы становятся влиятельными, поэтому хотел сделать их социально важными. Люди Икс — метафора всех угнетенных групп, Черная Пантера — первый знаковый чернокожий супергерой. Ли считал, что в комиксах должна быть представлена вся читающая их аудитория.
- В 1971 году Marvel по заказу американского Минздрава придумало антинаркотический сюжет в рамках серии «The Amazing Spider-Man» (выпуски 96–98). Этой идее воспротивилась американская Ассоциация комиксов (Comics Code Authority), которая занималась цензурой (ей в принципе не нравилось упоминание наркотиков). Но Ли удалось убедить издателя Мартина Гудмана выпустить комиксы в изначальном виде, вскоре ассоциация решила пересмотреть свои правила.
Чем фильм интересен
«Стэн Ли» — убористый, но подробный гид по биографии одного из самых влиятельных людей индустрии. Если для вас эти имя и фамилия ассоциировались исключительно с забавными камео в фильмах киновселенной Marvel, то вы можете узнать немало интересного (не только вышеперечисленные факты). С другой стороны, для тех, кто с биографией Ли знаком хорошо, это будет, скорее всего, бесполезный просмотр. Собственных кинодостоинств у документалки нет, поэтому стоит рассматривать ее исключительно как доступный источник информации.
При этом критики остались довольны: сейчас у «Стэна Ли» 88% положительных рецензий на Rotten Tomatoes.
В чем недостаток документалки
Сейчас статус Ли считается как минимум неоднозначным. Для многих он ключевой творец, сценарист и стратег Marvel, хотя это, разумеется, не совсем правда. Важные креативные решения в 1960-х, когда появились Фантастическая четверка, Люди Икс, Человек-паук, Халк и многие другие, принимал не только он, но и его соавторы. Речь в первую очередь о художниках Стиве Дитко и Джеке Кирби. Первый покинул Marvel в середине 1960-х, второй — в конце того же десятилетия. Оба некомплиментарно высказывались о Ли, тот тоже не пытался примириться с бывшими коллегами.
Документальный фильм касается этой темы вскользь ближе к финалу, но все равно не предлагает никакого нового взгляда на старую проблему. Нил Кирби, сын художника, уже негативно высказался о картине Disney+, мол, компания лишь укрепляет миф о Ли как главном авторе, задвигая не менее талантливых творцов на второй план.
Вердикт
«Стэн Ли» — отличный источник информации для новичков, которым хочется узнать чуть больше о развеселом дедушке, который мелькал в супергеройских блокбастерах Marvel в ролях третьего плана. Для всех остальных это будет, скорее, повторение уже знакомых растиражированных фактов. К тому же документалка получилась похожей на рекламу человека, который и так превратил себя в живой бренд. Пожалуй, тут фильму не хватило как критической интонации, так и достаточного хронометража, все-таки полутора часов на такой рассказ — это очень мало. Возможно, в формате мини-сериала (см. недавнего «Арнольда») у Disney+ получилось бы куда более комплексное и сложное высказывание.