Трилогия «Стражи Галактики» закончилась, Джеймс Ганн покинул киновселенную Marvel. Значит, в ближайшее время в плейлисте космических героев не будет пополнений. Пришло время подвести музыкальные итоги самой яркой франшизы Marvel и разобраться, как песни из уокмена Питера Квилла, он же Звездный Лорд, задавали настрой и дополняли историю.
Если вы больше любите слушать аудио, вот отдельный выпуск с разбором музыки к «Стражам Галактики» в подкасте Льва Ганкина «Шум и яркость».
Подкаст также доступен в Яндекс Музыке, Apple Podcasts, Google Podcasts, Castbox и в других сервисах.
Джеймс Ганн как-то пошутил (а может, и нет), что практически все свое детство он провел взаперти в собственной комнате за прослушиванием популярных хитов по радио. Возможно, он иногда все-таки выбирался за ее пределы, чтобы посмотреть кино, но любовь к музыке осталась у него навсегда и стала частью его творческого процесса. Музыка сопровождает все без исключения работы режиссера, причем зачастую Ганн достает из пыльных закромов своей памяти всеми позабытую мелодию и превращает ее в стопроцентный хит наших дней. Так было и в «Отряде самоубийц», и в «Миротворце», но ярче всего это проявляется именно в «Стражах Галактики».
Саундтрек «Стражей» появился раньше сценария
Перед подготовкой к работе над первым фильмом Ганн проштудировал чарты 1970-х и отобрал 500 подходящих треков, на основе которых составил полуторачасовой плейлист. Только потом он приступил к написанию сценария. Свой рабочий процесс Ганн описывал так: «Иногда та или иная песня вдохновляла меня, а иногда мне требовалась музыка для сцены, и я прослушивал свой плейлист, визуализировал треки и выбирал те из них, которые лучше всего подходили для моих целей».
Когда Ганн передал главе Marvel Studios Кевину Файги сценарий, в тексте уже были прописаны названия композиций, и все они вошли в финальный вариант картины. «Это крайне редкий случай, — рассказывал тогда Файги в интервью Rolling Stone. — Обычно, когда съемки подходят к концу, ни одна из предложенных в сценарии песен не входит в саундтрек».
Еще до начала съемок Ганн вручил Крису Пратту плеер с готовым плейлистом, чтобы помочь актеру лучше вжиться в роль. Режиссер ставил музыку и на съемочной площадке. «Так актеры смогли получить лучшее представление о тональности нашего фильма, — рассказывал Ганн в интервью. — Когда Стражи эпично идут по коридору под песню „Cherry Bomb“ The Runaways, они действительно шли по коридору под „Cherry Bomb“. Я проиграл на площадке все песни из саундтрека и обнаружил, что это помогает актерам и операторам подобрать идеальный ритм для эпизода».
Музыка в космической саге «заземляет» зрителя и является частью сюжета
До премьеры первые «Стражи Галактики» считались рискованным проектом. Скептики пророчили картине сомнительное звание «первого кассового провала Marvel». Ганн понимал, что фанаты «Тора», «Железного человека» и «Капитана Америка», оказавшись в кинотеатре, могли растеряться, увидев на экране толпу малоизвестных даже фанатам комиксов персонажей, приключения которых разворачиваются не в Нью-Йорке и не в Нью-Мексико, а в далеком-далеком космосе. «Фильм переносит нас в незнакомые места, показывает неведомые пейзажи и неизвестные планеты, а популярные мелодии укореняют происходящее в нашей реальности и делают просмотр чуточку более сносным», — объяснял Ганн.
В первой части для Питера Квилла кассетный плеер был единственным связующим звеном с покинутым домом и умершей матерью — вот почему он так не хочет терять кассетник и готов вернуться за ним, рискуя собственной жизнью и жизнями своих новых товарищей. А в финале картины Звездный Лорд отвлекает Ронана с помощью танца — танца, который Квилл выучил, слушая музыку.
Саундтрек меняется вместе с героями
Весь первый фильм Квилл слушает кассету с любимой музыкой матери. «По сути, первая пленка отражает характер матери Квилла, — объяснял Ганн в интервью Rolling Stone. — Уокмен и кассета внутри него лежат в сердце всего фильма». На протяжении всего сюжета Квилл боится потерять плеер и в то же время отказывается открыть прощальный подарок, оставленный для него мамой, — он словно боится, что таким образом потеряет последнюю вещь, связывающую его с единственным родным человеком во всей галактике.
К финалу первых «Стражей» Квилл обретает новую семью и уже не боится открыть подарок, внутри которого оказывается вторая кассета — с новым плейлистом мамы. Своим выбором песен Мередит Квилл словно пытается показать сыну, что с ее смертью его жизнь не закончилась и сама она навсегда останется с ним.
Во второй части Эго уничтожает кассетник Квилла, однако Звездный Лорд находит ему замену: в финале Краглин дарит ему новый плеер — это Microsoft Zune, в памяти которого содержится несколько тысяч новых треков. Портативный MP3-плеер 2006 года Питеру купил Йонду, хотя так и не успел вручить. С Zune в жизни героев начинается новая глава.
Музыка сближает
В первом фильме никто из Стражей не понимал одержимости Питера плеером и земной музыкой, а Дракс назвал Звездного Лорда имбецилом за то, что тот вернулся за кассетником, рискуя жизнью. По мере того как Стражи начинали сближаться, у других членов группы также прорезался вкус к рок-н-роллу. В сцене после титров первого фильма Грут, когда его никто не видит, танцует под The Jacksons 5, во втором Ракета расправляется с бандой Опустошителей, мурлыча под нос «Southern Nights» Глена Кэмпбелла, в третьей он же ворует у Квилла плеер и слушает радиохедовскую «Creep».
Когда Стражи появляются в «Войне бесконечности», в динамиках корабля «Боуи», названного в честь понятно кого, играет «The Rubberband Man» группы The Spinners, и подпевает песне не только Звездный Лорд, но и Гамора. Крайне символичным становится первая сцена после титров третьей части — в ней новый состав Стражей (и, между прочим, землянин среди них только один!) сравнивает свои музыкальные вкусы — и все как один слушают земную музыку.
Как песни дополняют фильм
Redbone — «Come and Get Your Love». Звучит в «Стражах» дважды — во вступительных титрах первой части и в первой сцене после титров третьей. В первый раз музыка отражает эмоциональное состояние Квилла: среди Опустошителей нет места ярким личностям, и Квилл решил дезертировать. Танцуя на пустынной планете в полном одиночестве, Квилл предвкушает долгожданную свободу, которую он обретет, если дело выгорит. А в финале третьей части новое поколение Стражей бежит под эту музыку в свою первую битву. «Come and Get Your Love» таким образом зацикливает повествование.
Blue Swed — «Hooked on a Feeling». Уга-чага, уга-чага… «Hooked on a Feeling» — это песня, которая сильнее других ассоциируется со Стражами, потому что именно она прозвучала в первом трейлере картины. Трек играет свою роль в фильме, поскольку именно его слушает один из охранников тюрьмы после того, как отбирает плеер у Квилла. Когда Квилл пытается вернуть свою собственность, охранники знатно его отделывают, и под вторую часть композиции мы видим уже злоключения героев в тюрьме. Хотя Ганн часто использует музыку для усиления эмоционального тона сцены, он также нередко любит запускать легкомысленные и веселые треки в не самых веселых сценах, чтобы музыка шла в противоречие с действием.
Electric Light Orchestra — «Mr. Blue Sky». После выхода первого фильма Ганн говорил, что Electric Light Orchestra (ELO) — идеальная группа для Стражей. Режиссер сетовал, что не смог включить ни одной композиции группы в первую часть, но исправился в самом начале второй. Песня сопровождает одну из самых уморительных сцен — вступительные титры. Пока все Стражи готовятся к битве с гигантским монстром, Ракета возится с колонками — ведь «Квилл не может обойтись без музыки», и неважно, что по этому поводу думает сам Звездный Лорд. Ракета не успевает подключить колонки, но за него это делает Малыш Грут… а затем уморительно танцует, совершенно игнорируя творящийся на заднем плане бардак.
The Looking Glass — «Brandy». Это грустная и лиричная песня о девушке из приморского городка, которая полюбила моряка, но тот не остался с ней, а ушел в море, заявив, что его «жизнь, его любовь и его госпожа — именно бескрайний океан». Brandy отражает время, проведенное Эхо на Земле, время, когда Мередит Квилл влюбилась в инопланетянина, который тоже не захотел оставаться на Земле. Правда, Ганн доводит звучащий в тексте композиции мотив до абсолюта.
Fleetwood Mac — «The Chain». Многие поклонники группы считают, что песня повествует о метафорической цепи, которая не позволяла Fleetwood Mac распасться, несмотря на многочисленные ссоры внутри коллектива. Ганн явно относится к сторонникам этой версии, поскольку песня отлично отражает внутреннюю динамику Стражей как дисфункциональной семьи, члены которой все равно держатся вместе, несмотря на все ссоры.
Песня звучит в фильме дважды. В первый раз — в самом конце первого акта, когда переругавшиеся Стражи разделяются. Питер, Гамора и Дракс эпично следуют к Эго и Мантис, чтобы отправиться на родину Эго, пока Ракета, Грут и Небула остаются чинить корабль. Во второй раз — когда Квилл, разозлившись на отца за то, что тот «убил его маму и угробил плеер», эпично вытирает целестиалом пол и впечатывает его в стену.
Глен Кэмпбелл — «Southern Nights». Первая кантри-песня по франшизе. Автор композиции — Алан Туссен, однако за кадром звучит более известная версия в исполнении Глена Кэмпбелла. Туссен написал «Southern Nights» под впечатлением от своих летних поездок в леса Луизианы. Лирический герой вспоминает, как хорошо южными ночами в лесу под звездным небом. Песня звучит, когда ночью в лесу (возможно, и на юге, но точно не в Луизиане) весело подпевающий музыканту Ракета в одиночку выводит из строя целый отряд Опустошителей.
Jay & the Americans — «Come a Little Bit Closer». Трек звучит, когда Йонду пафосно идет по кораблю Опустошителей в сопровождении Ракеты и Грута и в одиночку насаживает на стрелу целую толпу предавших его разбойников. Ладно, не в одиночку, а при посильной помощи добравшегося до пушек Ракеты.
Cat Stevens — «Father and Son». Песня сопровождает один из самых печальных моментов во всей трилогии — похороны Йонду. Квилл медленно приходит к мысли, что, хотя его отец был полным мерзавцем, всю его сознательную жизнь роль отеческой фигуры замещал синекожий Опустошитель, который в целом справился со своей задачей. И теперь боль от потери Йонду с новой силой бьет по Звездному Лорду. Впрочем, страдает не только он один — Краглин и Ракета также скорбят по Удонте, а весь флот Опустошителей прибывает, чтобы отдать ему последнюю дань уважения.
The Spinners — «The Rubberband Man». Музыка стала визитной карточкой Стражей, и именно она возвещает об их появлении в «Войне бесконечности» еще до того, как сами герои появляются в кадре. Песня отлично отражает изменившуюся в команде динамику. Пока «Боуи» уверенно летит вперед, вокалисту подпевает не только Квилл, но и Гамора.
Radiohead — «Creep». В самом начале третьей части Ракета заимствует плеер Квилла и в одиночестве сидит в уголке, подпевая «Creep», и вместе с лирическим героем песни задается вопросом: «Кто я такой и какого черта здесь делаю?» Песня передает эмоциональное состояние героя, который явно чувствует себя не на своем месте. «Мне нравится „Creep“, — рассказывает Джеймс Ганн. — Мне кажется, она с самого начала задает эмоциональный фон, совершенно отличный от первых двух фильмов. Мы видим Стражей в совершенно другом месте. Мне кажется, в плане общего развития серии „Creep“ — самый идеальный вариант. Я мог бы придумать множество песен, которыми заменил бы „No Sleep till Brooklyn“, но я не могу представить ни одного варианта, который смог бы лучше прозвучать во вступительных титрах».
Florence and the Machine — «Dogs Days are Over». Одна из самых молодых песен в плейлисте Стражей — она была написана в 2010 году. Трек подводит черту под целой эпохой и словно бы символизирует, что закончились не только «собачьи дни», но и время оригинальных Стражей. И символично, что в этой песне музыка наконец-то добирается до самого толстокожего члена команды. В первой части Дракс Разрушитель называет Квилла «имбецилом» за то, что тот, рискуя своей шкурой, вернулся на тюремную станцию за плеером. В начале третьей части Дракс решительно заявляет, что «только дебилы танцуют». В финале же дети затаскивают Дракса в круг, и Разрушитель кривляется и отплясывает, как тот самый дебил, о котором он говорил.
И еще немного интересных фактов о музыке в «Стражах»
- Изначально студийные боссы возражали против выбора Ганна — они считали, что сборник нафталиновых песен отпугнет молодежь.
- Саундтрек к первой части добрался до первой строчки в американском чарте, став первым в истории альбомом, забравшимся на вершину без единой оригинальной композиции в трек-листе.
- Альбомы с музыкой к первым двум частям выбили платиновый статус — каждый из них продался тиражом свыше миллиона экземпляров. «Наверное, детство, проведенное взаперти в своей комнате за прослушиванием поп-хитов по радио, прошло не зря», — прокомментировал успехи дисков Ганн.
- Изначально вступительные титры к первой части были построены вокруг «Hooked on a Feeling», но затем Ганн услышал «Come and Get Your Love».
- За все три фильма Ганн только однажды не смог заполучить права на нужную ему мелодию — в третьей части должна была звучать «Russian Roulette» группы Lords of the New Church, но не судьба.
- Песня «San Francisco» группы The Mowgli’s имеет особое значение для Джеймса Ганна — под эту мелодию он сочетался браком со своей женой. Кстати, поженил пару брат Джеймса Шон, он же Краглин во франшизе.
- Джеймс Ганн и композитор Тайлер Бейтс записали для второй части оригинальную композицию — «Guardians Inferno», исполненную Дэвидом Хассельхоффом и группой The Sneepers. Звезда «Рыцаря дорог» и «Спасателей Малибу» появился в кадре не случайно — в детстве Квилл выдавал Хассельхоффа за своего отца. А вот группы The Sneepers не существует в природе. В клипе в роли членов группы снялись Джеймс Ганн, Шон Ганн, Крис Пратт, Майкл Рукер, Зои Салдана, Карен Гиллан и Пом Клементьефф.
Автор: Алексей Ионов
Иллюстрации: Ася Соколова