В Букмейте эксклюзивно выходит серия комиксов «Экслибриум» (от лат. ex libris — «из книг», equilibrium — «равновесие») Наталии Девовой (издательство Bubble). Это история про московскую девушку-гика по имени Лиля Романова, которая попадает в древний орден книгочеев. Рассказываем, почему истории о студентах-волшебниках до сих пор так популярны и чем «Экслибриум» выделяется на фоне других магических вселенных.
Предыстория
В 1997 году вышел роман «Гарри Поттер и философский камень» британской писательницы Джоан Роулинг. Книга о приключениях юного волшебника добилась невероятной популярности, породив целую серию литературных продолжений и их экранизаций. Истории о магах существовали и до того, но именно Роулинг смогла так зацепить внимание читателей и любителей кино. Даже сейчас, спустя четверть века после выхода «Философского камня», волшебный мир «Гарри Поттера» остается актуальным: в начале 2023 года вышла игра «Hogwarts Legacy» — мировой хит и первая крупнобюджетная игра по циклу, а в апреле Warner Bros. объявила о намерении создать сериальную адаптацию книг Роулинг.
«Гарри Поттер» сделал популярными истории о студентах-магах. Вдохновившись первоисточником, поклонники стали создавать собственные фанатские произведения — как в кино (короткометражный фильм «Магия превыше всего» Екатерины Краснер), так и в литературе (роман «Гарри Поттер и Методы Рационального Мышления» Элиезера Юдковски). И если в первом случае создатели фильма взяли за основу только знакомый антураж, то в романе Юдковски использовал вселенную и персонажей Роулинг, но полностью изменил историю.
Творчеством по мотивам дело не ограничилось — стали появляться и оригинальные проекты, которые использовали похожую основу (студентов-магов), но глобально привносили что-то свое. Они добились признания публики и в отрыве от вселенной «Гарри Поттера». Одним из таких проектов стал «Экслибриум» Наталии Девовой о приключениях девушки-гика Лили Романовой в мире оживших литературных персонажей. Чем же именно так манят людей со всего мира истории о подростках, постигающих азы магии? Есть две основные причины.
1. Эскапизм в мир волшебства
Писатели и сценаристы придумывают истории о людях, попадающих в мир, где каждая деталь будоражит воображение. Благодаря определенным сценарным приемам читателю легко ассоциировать себя с главным героем: получается так, будто вы сами принимаете участие во всех захватывающих приключениях, которые возникают на пути протагониста.
Еще задолго до «Гарри Поттера» по такому же принципу были устроены, например, сказка Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес» и цикл повестей «Хроники Нарнии» Клайва Льюиса. Дети попадают в фэнтезийный мир и вместе с читателями узнают принципы его работы, знакомятся с необычными местными обитателями и противостоят силам зла, будь то Белая Колдунья, погрузившая Нарнию в столетнюю мерзлоту, или Червонная Королева, которая терроризирует своих подданных постоянными угрозами смертной казни.
Лиля Романова, увлекающаяся поп-культурой девушка, случайно узнает об ордене книгочеев — магов, которые защищают границу между миром людей и миром литературных произведений. Подобно героям «Гарри Поттера», «Алисы в Стране чудес» и «Хроник Нарнии», Лиля становится участницей необычайных событий, которые происходят в некоем ином пространстве. Но в «Алисе» и «Нарнии» есть только магическая часть, в то время как отсутствует другая важная деталь — студенчество. А оно играет далеко не последнюю роль в популярности историй о юных волшебниках.
2. Связь с повседневностью
Даже в фэнтези волшебство может быть не только удивительным, но и чем-то знакомым и близким. В «Алисе в Стране чудес» и «Хрониках Нарнии» связь с привычной жизнью читателя сохраняется только до тех пор, пока герои не пересекут порог условной кроличьей норы или платяного шкафа. А Роулинг не просто поместила своих героев в фэнтезийный антураж, а сделала их учениками школы. Как и обычные читатели-подростки, Гарри и его друзья ходят на уроки, обедают, сдают экзамены, влюбляются, дружат и враждуют. И все последующие истории о студентах-магах включают в себя элементы не только фэнтези, но и подростковой литературы (или young adult).
В Японии, где «Гарри Поттер» стал особенно популярен, существуют близкий по духу жанр сёдзё (литература для девочек) и его поджанр махо-сёдзё, который перекликается с историями о студентах-магах. Обычно главная героиня махо-сёдзё — это девочка-подросток, обладающая сверхъестественными способностями. Считается, что манга «Сейлор Мун» Наоко Такэути (1991) стала первым представителем этого поджанра. И хотя к махо-сёдзё можно отнести только японскую анимацию и литературу, еще в 1971 году выходил комикс «Сабрина — маленькая ведьма», в центре которого также была девочка-волшебница Сабрина Спеллман. Оригинальный комикс, одноименный сериал 1996 — 2003 годов, сериал от Netflix с Кирнан Шипкой в главной роли и роман на основе последнего, «Сезон ведьмы» Сары Риз Бреннан, делали упор на личную жизнь Сабрины и ее взаимодействие с одноклассниками, которые не знали, что она ведьма.
«Экслибриум» начинается, так же как и многие произведения жанра young adult. Лиля ведет обычную жизнь: смотрит фильмы и сериалы, допоздна играет в компьютерные игры и готовится поступать в университет. Из-за социофобии она почти не общается со сверстниками. Но, попав в орден книгочеев, Лиля начинает учиться взаимодействовать с другими студентами. Она заводит друзей и, получив внимание и поддержку с их стороны, постепенно становится увереннее в себе, что хорошо сказывается и на ее успехах в освоении магии книгочеев.
Книги, которые рекомендует читать Лиля Романова, вы найдете на ее собственной полке в Букмейте.
Как с этим работает «Экслибриум»
Как и другие произведения о подрастающих волшебниках, «Экслибриум» не просто берет и повторяет формулу Роулинг, а вносит в нее свои коррективы. Например, «серая» мораль. Если в классике фэнтези, в том числе и в «Гарри Поттере», есть четкое деление на добро и зло, то в «Экслибриуме» положительные герои могут творить ужасные вещи, а злодеи обладают адекватной мотивацией, которую нетрудно понять. Так, Варвара Леска — одна из глав Круга, управляющих орденом книгочеев — допускает садизм по отношению к врагам. Или, наоборот, главная антагонистка серии, Агата — ожившая литературная героиня, которая, получив богоподобные способности, решает изменить мир по-своему, но с той лишь целью, чтобы избавить других литературных персонажей от страданий, через которые они проходят по воле автора. Этот троп развивается в серии-продолжении «Экслибриум: Жизнь вторая», там некоторые из героев становятся злодеями, а бывшие злодеи, наоборот, присоединяются к героям.
«Экслибриум» играет и на поле фэнтези: волшебный мир в нем одновременно прекрасен и опасен. Но если в том же «Гарри Поттере» магические преграды герои преодолевают без особого труда, а главный источник всех бед — злодей Волан-де-Морт, то в «Экслибриуме» вышедшая из-под контроля ситуация с литературными персонажами опасна сама по себе. Более того, она может доставить неприятности как героям, так и злодеям.
Читайте комиксы «Экслибриум» в Букмейте! Промокод KINOPOISKMEDIA для новых пользователей.
Автор: Вениамин Гераськин
Фото: Bubble