После пятого сезона Мириам Мейзел вышла на финальный поклон перед зрителями. Шоу Эми-Шерман Палладино («Девочки Гилмор») о домохозяйке, которая стала звездой стендап-комедии в конце 1950-х годов, только завершилось, а мы уже невероятно скучаем по спонтанной магии, юмору и шелесту пышных юбок. Провожаем миссис Мейзел и вспоминаем, чем нам так полюбилось шоу Amazon Prime Video.
Чем закончился сериал
На протяжении всего пятого сезона Эми-Шерман Палладино аккуратно, вдумчиво и последовательно закрывала арки дорогих и любимых персонажей. С первой же серии были флешфорварды, которые постепенно раскрывали тайну о том, какой будет жизнь после титров.
Дочь Мириам и Джоэла, Эстер (Александра Соша), посвятила себя науке, их сын Итан (Бен Розенфилд) предпочел ручной труд и счастливый брак. Роуз Вайсман (Марин Хинкль), мама Мириам, занималась брачным агентством до самой своей смерти. Палладино не стала терзать зрителей душераздирающим прощанием с мамой, но даже аккуратное упоминание болезни Роуз подступило горьким комом к горлу. Бывший муж Мириам оказался в тюрьме за отмывание денег: решение Джоэла (Майкл Зеген) защитить Мидж перед мафией и неминуемые последствия — одна из главных неожиданностей пятого сезона. Родители Джоэла, Мойше (Кевин Поллак) и Ширли (Кэролайн Аарон), продали ткацкую фабрику и ушли на пенсию. Финал реального популярного в 1950-е комика Ленни Брюса (Люк Кирби) был предрешен, но от предсказуемости не стал менее трагичным — вновь Палладино попрощается за дверью, чтобы не лить слезы в кадре.
Мириам Мейзел (Рэйчел Броснахэн) выступила в эфире «Шоу Гордона Форда» и стала настоящей звездой с бесконечными гастролями, передачами на телевидении, космических размеров гардеробом и чередой неудачных браков. И 40 лет спустя самым близким человеком в жизни Мидж осталась Сюзи (Алекс Борштейн), заработавшая репутацию акулы шоу-бизнеса.
Финал «Удивительная миссис Мейзел» вышел трогательным, светлым и закономерным. Шерман крепко обняла на прощание каждого героя, но не привела их к ультимативному хеппи-энду.
По чему мы будем скучать
По нарядам миссис Мейзел
Встречают по одежке, а мы с нарядов начнем провожать любимую стендап-комикессу. За пять сезонов гардероб героини превратился в отдельную субстанцию, существующую по своим законам. Пышные юбки, витиеватые кружева, бархатные перчатки и неповторимые шляпки всех мастей зажили отдельной жизнью благодаря Донне Заковска. Художница по костюмам не только отдавала дань уважения моде эпохи 1950-х и разворотам Vogue. Она габаритами костюмов выстраивала хореографию движений Мидж, создавая ощущение плывущего на каблуках пышного облака крема. Есть даже легендарный тред, где платья Мидж сравнивали с тортиками.
По еврейским ценностям Вайсманов и Мейзелов
Во время просмотра сложно не поймать себя на мысли, что хочется стать частью большой еврейской семьи. Эми-Шерман Палладино — дочь еврея и стендап-комика Дона Шермана — превратила пережитый опыт взросления в бесконечную комедию наблюдений, положений и движений. Стереотипы для Палладино стали топливом для куда более сложно устроенной комедии, а ультраконсервативные семьи — чувствительным барометром перемен. В сериале даже неожиданно и метко цитируют Тору.
Каждый ужин, совместный праздник или поездка на курорт Вайсманов и Мейзелов превращались в бесконечную стендап-импровизацию в домашних условиях. Палладино старательно прописывала ситуативный юмор в глубине мизансцен.
Но больше всего — по советам Эйба
Мириам хотела добиться не только признания собственной семьи, но и родителей мужа. Экс-домохозяйке было важно не просто выступить на «Шоу Гордона Форда», а позвать родственников засвидетельствовать дебют на ТВ. Палладино подарила Мириам в финале момент ультимативного обожания и веры в ее силы, но настоящим откровением стал монолог Эйба (Тони Шэлуб), отца Мириам, в предпоследнем эпизоде.
Мистер Вайсман, как и его дочь, тоже на протяжении сезонов прошел через моральные метаморфозы и смог увидеть мир чужими глазами. Эйб попрощался с консервативными представлениями о социальном благе и роли женщин в обществе. Мидж же пообещала, что жизнь дочери будет лучше, чем ее собственная, а дедушка посвятил пенсию раскрытию талантов внучки Эстер.
И все же по Джоэлу
Несмотря на измену с секретаршей, драматичную сцену на Йом-кипур и травматичный развод, Мириам оставила фамилию мужа и не взяла сценический псевдоним. Тлеющие чувства так и не сделали из бывших супругов пару, которая то сходится, то расходится. Шерман-Палладино продемонстрировала, что после финала все равно приходит долгая и счастливая жизнь, отличная от голливудских хеппи-эндов. Отношения мистера и миссис Мейзел глубоко неидеальны, но в решающие моменты Мириам и Джоэл выбирали остаться не экс-супругами, а семьей и родителями своих детей.
Джоэл не стал персонажем — функцией подонка, который запустил лавину перемен в жизни жены. Он вышел противоречивым и непростым мужчиной, который по-настоящему любит Мидж так, как умеет.
Конечно, по стендап-выступлениям!
Пусть в «Удивительной миссис Мейзел» шутки не заканчиваются, даже когда Мидж уходит со сцены, именно выступления артистки были своего рода кульминацией. Подведением итогов, моментами славы, признаний, срыва масок и рупором феминистского дискурса. Монологи Мидж превратились в исповеди, где ирония маскирует горечь, а неравенство выглядит смешным. Стендапы Мириам не всегда проходили удачно (провалы закаляют артистов!), но в момент прощания пришло время вспомнить самые важные выходы комикессы к микрофону.
Первое выступление в клубе «Газлайт»
Про Пенни Пен — секретаршу, с которой муж изменил Мидж.
«Спасибо и доброй ночи!». Мириам обретает имя
В рождественском финале первого сезона Мириам благодаря известному комику Ленни Брюсу снова выступает в клубе «Газлайт». Джоэл слышит, как жена потешается над его романом, но уходит до того, как Мидж представляется публике его именем, и осознает, что она чертовски смешная.
Работа над ошибками
После неудачного выступления на открытии концерта Шайи Болдуина в Лас-Вегасе Мидж с подачи Сюзи все равно выходит на сцену в фойе отеля. Комикессе всегда хватает иронии, чтобы посмеяться над собой.
«Женщины важнее Бога»
Из вечных подколок о мужчинах и больницах Шерман-Палладино вывела пронзительный монолог о врачах и медсестрах, а также о роли женщины не только в палате с пациентами, но и в устройстве мира.
Шоу Гордона Форда: «У меня есть четыре минуты»
Мириам подводит итоги, прощается с нами и приветствует свою новую публику на ТВ.
P. S. Монолог Ленни «All Alone»
Не только выступления Мидж разбивали сердце, заставляли смеяться и прятать слезы за рукавом. В конце второго сезона актер Люк Кирби воспроизвел выступление Ленни Брюса — горькую песню о шутовском одиночестве и одеяле славы, которое не греет. Уже тогда Мириам поняла, что останется одна и выберет карьеру, а не возможность построить еще одну семью.
По горькой комедии сближения между Ленни и Мириам
Влечение между Ленни Брюсом и главной героиней щекотало нервы зрителей все пять сезонов. Комик-хулиган должен был появиться в мимолетном камео, а в итоге стал главной связующей нитью между выдуманной вселенной Шерман-Палладино и реалиями индустрии середины прошлого века. Брюс был профессиональным ориентиром в комедии для Мидж. В первой серии Мириам спросила Брюса, смог бы он заниматься чем-то, кроме стендапа, а в финале уже сама отвечала на этот вопрос.
Через сравнение с Брюсом — трагичным балагуром американской сцены — Палладино показывала неравноправие в стендапе: то, что зрители воспринимали эпатажным шиком у Ленни, превращалось в возмутительно неэлегантные выходки у Мидж.
«Я обещаю смеяться все время, пока мы вместе». В разговоре о Ленни Брюсе всегда хочется вспоминать ночь в Майами. Эми-Шерман Палладино и оператор М. Дэвид Маллен воссоздали сцену из картину «Я — Куба» Михаила Колотозова, и позволили Ленни и Мидж молча любоваться друг другом.
По Мидж и Сюзи
Шерман-Палладино можно похвалить за томительно тлеющее влечение, кропотливо воссозданный Нью-Йорк рубежа 1950–60-х, остроумную феминистскую критику, головокружительную кинематографию и зубодробительные шутки. Но главная ее победа — неповторимая динамика отношений главных героинь. Мириам и ее менеджерка Сюзи — пример уникальной связи в кино и на ТВ. Взаимоотношения коллег сложно классифицировать: сотрудничество, дружба, сестринство. Любые грани их привязанности — человеческой и профессиональной — умещаются в слово «любовь».
В пятом сезоне Палладино даже рассорила Сюзи и Мидж, чтобы затем помирить. Наступил счастливый финал для двух женщин, которые однажды ночью встретились в маленьком клубе «Газлайт» и смогли изменить индустрию под себя. Если Сюзи и миссис Мейзел никогда и не существовали (что спорно, ведь Мидж получила звезду на «Аллее славы» в Лос-Анджелесе), их обязательно бы стоило выдумать.
Автор: Настасья Горбачевская