В международном прокате стартовал новый мультфильм про Человека-паука. Рассказываем, как анимационное подразделение Sony снова смогло обойти Marvel, DC и Pixar.
Михаил Моркин
Киножурналист, кинокритик
«Паутина вселенных» начинается с пролога, в котором даже нет Майлза Моралеса. В мир Гвен Стейси залетает Стервятник из вселенной Возрождения, превращая в руины местный Музей Гуггенхайма. Скрутить злодея помогают беременная чернокожая Женщина-паук (она же Джессика Дрю) на мотоцикле и гиперсерьезный мизантроп из будущего Человек-паук 2099 (он же Мигель О’Хара). Они состоят в тайном Обществе Пауков, отлавливающем паучьих антагонистов, которых засосало на чужие Земли. Оказывается, игры с коллайдером из предыдущего фильма стали причиной межпространственного беспорядка! Так как отец Гвен хочет арестовать дочь за убийство Питера Паркера (в ее мире тот был Ящером!), а других друзей у нее нет, супергероиня напрашивается в команду новых знакомых.
Тем временем 15-летний бруклинец Майлз Моралес на своей Земле овладел всем набором паучьих способностей, но пока не нашел баланс между супергероикой и учебой. Администрация школы недовольна его посещаемостью, а родители считают сына безалаберным и необязательным вруном, который непонятно где пропадает целыми днями. На вечеринку в честь повышения отца-копа Майлз опаздывает из-за разборки с неуклюжим грабителем Пятном — бывшим ученым, чье тело покрыто межпространственными порталами. Появление потенциального разрушителя миров привлекает внимание Общества Пауков, которое отправляет Гвен на разведку. Однако настоящие проблемы начинаются, когда Майлз следует за подругой и крашем в мультивселенную, где сталкивается лбом с Человеком-пауком 2099 и встречает еще сотню Людей-пауков.
Пять лет назад предыдущая история про Майлза Моралеса обернулась революционным мультфильмом, которому удалось совершить невозможное. Он отбил «Оскар» у Уэса Андерсона, Мамору Хосоды и, главное, тяжеловесов из Disney и Pixar. Предложил свежий взгляд на Спайдермена, который к тому моменту успел появиться на большом экране девять раз за 16 лет и трижды перезагрузиться. И даже покорил идеолога Marvel и DC Джеймса Ганна, который назвал «Через вселенные» лучшим супергеройским фильмом в истории. Паучье чутье не подвело тандем сценаристов и продюсеров Фила Лорда и Кристофера Миллера и в этот раз. «Паутина вселенных» достойно продолжает темы гиперактивного оригинала, несмотря на смену режиссеров. Жуакин Душ Сантуш («Аватар: Легенда об Аанге»), Кемп Пауэрс («Душа», «Одна ночь в Майами») и Джастин Томпсон (художник-постановщик первой части) предлагают зрителям двойную порцию всего везде и сразу.
Мульфильм идет 140 минут, но визуальной информации, которой в нем содержится, хватит на целый сезон сериала. Это гиперзвуковое роуд-муви с разными мирами-Землями, за которыми закреплены уникальные визуальные стили. Мир Гвен напоминает акварельную анимацию, цвета в которой меняются вместе с настроением героини. Место обитания Пятна заставляет вспомнить о черно-белой стилистике культового комикса Чарльза Бернса «Черная дыра», а Стервятник будто бы сошел со страниц дневника да Винчи. Вселенная Майлза вновь имитирует точечную печать изображений в комиксах. Индийский Человек-паук Павитр Прабхакар живет в Мумбэттене — пышной смеси Мумбаи и Нью-Йорка. Станция Общества Пауков в футуристичном Нуэва-Йорке напоминает о нарушающих законы физики локациях из «Начала» и «Доктора Стрэнджа». В ней, что называется, смешались в кучу кони-пауки, люди-пауки. Тут и британский Спайдерпанк (он же Хоби Браун), напоминающий ходячий коллаж из обложек Sex Pistols. И японский Человек-паук из сериала-токусацу 1970-х, Лего-паук, Паук-кошка, Паук-тираннозавр, Паук на инвалидной коляске, Паук-каламбур по имени… Peter Parkedcar (да, это припаркованная машина). Пасхальный список, от которого визжит фандом в зале, можно продолжать до Войны Бесконечности, а гид по персонажам потянет на энциклопедию.
На экране постоянно что-то мельтешит, искрит, острит, прыгает, несется и мигает, будь то разнообразные паучки, восклицательные знаки, пояснительные сноски или пуэрто-риканский флажок, который мимолетно сопровождает недовольный щелчок пальцев мамы Моралеса, когда та узнает, что ее сын получил четверку по испанскому. Это мультик в лучшем смысле слова, у которого, как и полагается качественной голливудской анимации, обязательно есть душа и пара поучительных мыслей.
Выворачивая наизнанку законы супергероики, Лорд и Миллер буквально заставляют Майлза бросить вызову паучьему канону, то есть нарративному своду правил всех историй про Человека-паука. Из этого метасюжета рождается незаурядная и вдохновляющая история взросления, отвергающая концепцию детерминизма.
Помните как в прошлом веке роковая женщина Джессика Рэббит смиренно оправдывала свою судьбу фразой «Меня такой нарисовали»? Или как последний герой боевика Джек Слэйтер прощал сценаристам, что те сбросили его сына с крыши, чтобы соблюсти законы жанра? Одним словом, Майлз Моралес не такая мультяшка. Наверное, потому что Люди-пауки в этом фильме ходят к психотерапевту (правда, это Психолог-паук).
Критики уже записали мультфильм в лучшие сиквелы в истории наравне с «Темным рыцарем» и «Империя наносит ответный удар». Увы, это несколько поспешное заявление. Дело в том, что первая часть была законченной историей, а сейчас нам, по сути, показали лишь половину продолжения. Ведь «Дюной» нельзя до конца насладиться без «Дюны 2», а «Форсажем 10» — без «Форсажа 11». Кажется, в Голливуде воскрес тренд начала нулевых на финалы-клиффхэнгеры. Паутина рвется на самом интересном месте, не оставляя зрителям даже привычной сцены после титров. Вот уже где настоящий разрыв канона!