Наступили летние каникулы, и у школьников впереди не только три месяца отдыха, но и длинный список книг, которые нужно прочитать к сентябрю. Как быть, если заданные произведения ну совсем не увлекают, а знакомиться с классикой все равно нужно? Мы собрали подборку экранизаций классических сказок и детских романов, которые точно не оставят детей равнодушными.
«Путешествие муравья»
Даже самые крошечные создания на планете могут переживать удивительные приключения
Классик советской анимации Эдуард Назаров («Жил-был пес», «Про Сидорова Вову») снял трогательный мультфильм по мотивам рассказа Виталия Бианки «Как муравьишка домой спешил». Муравей случайно улетел на листочке далеко от своего муравейника. Чтобы вернуться домой к закату солнца, герой просит о помощи всех своих собратьев — жуков, пауков и даже возмущенную гусеницу. Назаров смог передать не только щемящее чувство тоски по дому и волнение муравья, но и показать окружающий мир глазами маленького существа. За высокой травой мелькает заходящее солнце, огромная птица даже не помещается целиком в кадр, а легкое дуновение ветерка кажется настоящим ураганом.
Назаров рассказывал, что к созданию мультфильма он пришел случайно: валялся в траве и разглядывал, чем заняты разные насекомые. В его мультфильме нет поэтического текста из рассказа Бианка, хотя очередность событий сохранена. Но гораздо важнее, что режиссеру удалось в образах жуков, гусениц и кузнечиков показать узнаваемые человеческие качества. Кто-то кого-то обижает, кто-то спасает, кто-то влюблен, а кто-то равнодушен. Интересно, что Назаров сам озвучил все реплики героев, и практически каждую зрители без труда узнают и сейчас.
В плане визуальной стилистики режиссер вдохновлялся картинами художников-примитивистов, в частности творчеством Анри Руссо, погружая нас в красочный, насыщенный деталями мир, который буквально находится у нас под ногами. За 9 минут экранного времени мы переживаем множество жизненных драматичных ситуаций. И в финале, как и герой, открываем для себя простую истину: порой не стыдно просить о помощи окружающих. Если ты маленький и не справляешься с трудностями в одиночку, всегда найдутся те, кто тебя поддержит.
Программные произведения Пушкина — это не только серьезные стихотворения, но и знаменитые сказки. Одним из лучших воплощений поэтической истории царя Салтана можно считать анимационную ленту 1983 года. Полнометражный мультфильм стал последним в фильмографии классика отечественной анимации Ивана Иванова-Вано. В постановке также принимал участие Лев Мильчин. Как и сказка, мультфильм наполнен множеством героев и событий, каждое из которых удивительно точно совпадает с текстом Пушкина.
Иванов-Вано, на протяжении всей карьеры не раз обращавшийся к народным мотивам, в этом фильме создал невероятный образный мир. В «Сказке о царе Салтане» есть и сложные локации вроде древнерусских городов, и множество сцен в воде, создание которых всегда считалось одним из самых трудоемких в анимации. Но, конечно, зрители любят этот мультфильм не только за красоту и зрелищность. Здесь есть целый калейдоскоп ярких персонажей — от харизматичных героев до колоритных злодеев. А также увлекательный сюжет и сразу несколько интриг, следить за которыми интересно, даже если видел картину не один раз.
Сказку-роман Юрия Олеши о революции в безымянной вымышленной стране переносили на экран трижды. И, пожалуй, первая версия, снятая сестрами Валентиной и Зинаидой Брумберг, получилась самой впечатляющей. В получасовом фильме основная мысль угадывается не сразу. Поначалу кажется, что перед нами проходят и исчезают разные герои, а события никак не связаны между собой. Однако хитрый сюжет сказки постепенно захватывает все сильнее, в конце концов вырастая в масштабное полотно о сложных отношениях народа и власти. Находчивый доктор Гаспар, отважный оружейник Просперо, ловкий канатоходец Тибул и смелая циркачка Суок оказываются очень дружной командой. Вместе им удается свергнуть тиранов-толстяков и подарить всем жителям страны самый драгоценный и желанный подарок — свободу.
1960-е годы — время экспериментов в советской анимации. Многие режиссеры и художники, ранее создававшие сложные визуальные миры, переходят на условную стилистику рисунка. И «Трем толстякам» такой подход, кажется, особенно идет. Все герои, локации и действия в мультфильме нарисованы простыми линиями. Благодаря такой изящной минималистичной анимации режиссерам удалось создать множество метафоричных образов и даже оживить ветер. Воображение зрителей легко достраивает непрорисованные детали, а сюжету подобный минимализм придает дополнительную глубину. Интересно, что рассказанный в духе сказки сюжет все-таки кажется слишком реалистичным. В мультфильме, как и в литературном оригинале, присутствуют лишь некоторые элементы волшебства, но сама история выглядит вневременной даже спустя 60 лет после создания.
«Серебряное копытце»
Сказка Бажова о волшебном козлике, который выбивает копытами драгоценные хризолиты
Режиссер Геннадий Сокольский, известный трогательными и смешными мультфильмами «Птичка Тари», «Ивашка из дворца пионеров» и трилогией «Приключения пингвиненка Лоло», в конце 1970-х снял мистическую и даже немного детективную историю. В основу сюжета «Серебряного копытца» легла одноименная сказка Павла Бажова из сборника «Малахитовая шкатулка». Однажды одинокий старик Кокованя решил удочерить маленькую девочку, сиротку Даренку. Он рассказал ей, что занимается охотой и больше всего на свете мечтает встретить козла с серебряным копытом. Зачарованная этой легендой Даренка тоже начала искать встречи с волшебным зверем.
«Серебряное копытце» выделяется среди других фильмов Сокольского особенной лирической интонацией, в которой при всей волшебности истории порой мелькают и пугающие ноты. Тревожная музыка, внезапные крупные планы, загадочные перемещения — с помощью этих деталей зрители быстро погружаются в воображение ребенка и верят любому чуду. Впрочем, оказывается, что Кокованя и Даренка вовсе не фантазеры: козел с серебряным копытцем действительно существует, и героям однажды посчастливилось его увидеть. Интересно, что в сюжете сказки и мультфильма нет традиционного зла и какой-то явной морали вроде спасения и защиты слабых, при этом добро и справедливость все равно торжествуют, а зрители понимают, что чудеса обязательно случаются с теми, кто в них по-настоящему верит.
«Слоненок»
Забавная и немного фантастическая история о слоненке, у которого вместо длинного хобота был аккуратный нос величиной с башмак
Как и любой ребенок, слоненок страшно любопытный. Он мучает всех вокруг бесконечными «почему», «зачем» и «как». В конце концов это приводит его в опасную ситуацию.
Режиссер Ефим Гамбург («Голубой щенок», «Пес в сапогах») увлекательно пересказал сюжет сказки Редьярда Киплинга. Слоненок на первый взгляд кажется слишком наивным и несмышленым. Но в какой-то момент в его образе проглядывают глубина и даже трагичность. Мы видим, как он мечтает, размышляет о жизни и грустит, и понимаем, насколько все-таки для него важно найти ответы на свои вопросы. Вместе с героем мы не только путешествуем по живописной Африке, но и разбираемся в непростых вопросах воспитания. А в конце получаем ответ: тяга к знаниям вовсе не преступление. Ведь именно она привела слоненка к обретению новых способностей.
«Радости и печали маленького лорда»
Юный американец становится английским лордом и меняет не только порядок жизни огромного замка, но и своего черствого дедушку
Маленькому мальчику Седрику хорошо живется вместе со своей мамой (Ольга Будина). Но ситуация меняется, когда из родной Америки его отвозят на родину погибшего отца, в Англию. Там его ждет суровый дедушка (Станислав Говорухин), который после смерти двух сыновей не имеет других наследников, кроме мальчика. Граф намерен сделать внука своим преемником и воспитывает его в строгих английских традициях. Но оказывается, что Седрик благодаря своей доброте способен изменить даже сурового и нелюдимого графа.
«Радости и печали маленького лорда» — экранизация детского романа англо-американской писательницы Фрэнсис Бернетт «Маленький лорд Фаунтлерой», и в ней очень пронзительно рассказана трогательная история любви, дружбы и непростых семейных отношений. Здесь есть место и интригам, и семейной драме, и межпоколенческой истории. Авторы не боятся говорить и на серьезные темы вроде смерти, дурных привычек и бедности. Но любую жестокость в фильме, как и в книге, показывают так, чтобы ее причины были понятны ребенку. А еще дают светлую надежду на то, что даже самые неприятные люди под влиянием обстоятельств могут измениться, стать справедливыми, честными и искренне полюбить своих родных.
Автор: Екатерина Семенова