На закрытии 76-го Каннского фестиваля показали новую работу студии Pixar — романтическую комедию о романе воды и огня «Элементарно». Но почему-то вместо фирменного пиксаровского юмора мы получили тяжеловесный сентиментализм, сама история выглядит заезженной и вялой. Зато анимация по-прежнему на высоком уровне!
Пара огненных элементов, Берни (Рональдо Дель Кармен) и Синдер Люмен (Шила Омми), приезжают в Элементал-Сити, где мирно обитают элементы воды, огня, земли и воздуха, чтобы начать новую жизнь. Берни своими руками отстраивает заброшенное здание, делая из него магазин. Скоро у пары рождается дочь Эмбер (Леа Льюис), которая должна его унаследовать. Годы идут, бизнес процветает, а вокруг дома Берни и Синдер постепенно разрастается Огненный город, где живут их бывшие соотечественники. Подросшая Эмбер отличается взрывным темпераментом и не может найти общий язык с клиентами. Однажды из-за очередной вспышки гнева девушка ломает водосточную трубу, из которой «выливается» водный элемент и по совместительству городской инспектор Уэйд Рипли (Мамуду Ати). Он сразу же находит в магазине Берни тридцать нарушений и намерен уведомить об этом городские власти, но Эмбер готова на все, чтобы ему помешать.
На церемонии закрытия Каннского фестиваля американский актер Джон Си Райли, которому доверили представить награду за лучший сценарий, устроил на сцене пантомиму, не произнося ни слова несколько минут. «Именно так выглядели бы фильмы без сценария», — отметил актер после долгого молчания, таким образом поддержав забастовку Гильдии сценаристов США, длящуюся уже почти месяц. Из-за протестов была приостановлена работа над десятками проектов, в том числе сериалами «Дом Дракона», «Кольца власти» и «Очень странные дела». При этом сценарный кризис остро ощущается не только в будущих шоу; творческая усталость и отсутствие свежих идей очевидны и в тех шоу, что уже вышли, и 27-й по счету проект студии Pixar, к сожалению, служит ярким тому примером.
По словам режиссера Питера Сона («Хороший динозавр»), на сюжет фильма его вдохновило собственное детство. Сын эмигрантов вырос в Нью-Йорке семидесятых, где вместе обитали десятки различных культур и национальностей. Рефлексия на тему потерянной родины — популярный тренд в современном кино, вдохновивший многих молодых режиссеров. Только в этом году вышли хит «Сандэнса» «Прошлые жизни» Селин Сон, «Возвращение в Сеул» Дэви Шу, а сама студия Pixar выпустила «Я краснею» Доми Ши про взросление девочки Мэйлинь в Торонто и ее борьбу с гиперопекой строгой матери. Фильму Сона, в свою очередь, особо нечего добавить к уже подробно изученной коллегами проблематике.
На примере Эмбер режиссер и сценаристы Джон Хоберг, Кэт Ликкел и Бренда Хсю, работавшая креативной консультанткой на «Я краснею», рассказывают о давлении, которое испытывают дети эмигрантов из-за огромной ответственности перед родителями, пожертвовавшими всем ради их будущего. Эмбер зациклена на том, чтобы оправдать ожидания отца и исполнить его мечту, поэтому она никогда не задумывается, чего хочет на самом деле. Отстаивать свои права на самоопределение героиню побуждает неожиданный «запрещенный» роман с водным элементом Уэйдом, этакая своеобразная интерпретация «Ромео и Джульетты» с поучительным комментарием о расизме.
«Элементы не смешиваются», — яростно повторяют родители Эмбер. В Элементал-Сити вода, огонь, земля и воздух соседствуют друг с другом, хотя изобилующий каналами город явно построен без расчета на огненные элементы, которые не могут соприкасаться с водой. Фильм использует классическое противопоставление героев, только меняет их качества местами, следуя веяниям времени: уверенная в себе, целеустремленная, строгая Эмбер из бедных кварталов и чувствительный плакса (буквально) и сын богатых родителей Уэйд. Не говоря уже о том, что Эмбер — огонь, а Уэйд — вода, и одно прикосновение между ними может стать фатальным для обоих.
Этот наивный взгляд на отношения работает слабо, и между героями не чувствуется энергии. Нужно признать, что в Голливуде разучились снимать романтические комедии, и даже попытки Pixar, которая славится тем, что может заставить зрителей расчувствоваться с самых первых кадров, в данном случае вышли неубедительными.
При этом в визуальной составляющей фильма студия точно не растеряла своего мастерства, умело создавая целый новый мир с оригинальными формами и законами. Художники вдохновлялись Амстердамом и Венецией, хотя внешний вид Элементал-Сити с его небоскребами и наземным метро с характерными железными арками больше всего напоминает Нью-Йорк. В то же время культура Эмбер не имеет каких-то конкретных референсов. Кажется, авторы фильма не хотели намекать на какую-то определенную национальность, поэтому смешали образы стран Среднего Востока, что в какой-то степени выглядит даже более проблематичным, потому что в итоге стрижет разные культуры под одну гребенку. На восточный дух намекает и музыка Томаса Ньюмана («ВАЛЛ-И», «В поисках Немо»).
Обычно у Pixar получается создавать фильмы для всей семьи, но здесь студия тоже промахнулась: для детей «Элементарно» получился слишком тяжеловесным и напыщенным, родители же наверняка сочтут метафоры очень прямолинейными и заезженными. Элементам картины, вопреки ее идеям, не удается объединиться в глубокий рассказ, а наигранная сентиментальность заменяет настоящие эмоции.