В международный прокат вышла новая — игровая — версия «Русалочки» Disney. Утверждение на главную роль темнокожей актрисы Холли Бейли оказалось единственным смелым экспериментом, на который решился режиссер фильма Роб Маршалл и давний друг студии Disney. Его ремейк — набор качественных музыкальных номеров, так и не сложившихся в полноценное кино.
Ксения Реутова
Кинокритик, ведущая подкаста «Покалигарим»
Стоит сразу отдать должное авторам фильма: темнокожей Русалочке, о которой еще до премьеры так бурно спорили в сети, подобрали идеальный сеттинг. Оригинальная сказка, как известно, родом из Дании. В диснеевском мультфильме 1989 года действие разворачивалось в условной Европе, которая, правда, временами приобретала черты Латинской Америки. Пейзажи для игрового ремейка снимали на Сардинии, но, если заранее не знать об этом факте, догадаться почти невозможно, потому что в кадре все выглядит как настоящие Карибские острова. Точнее, один остров, на котором стоит замок принца Эрика. У моря чарующий бирюзовый оттенок, местные женщины машут цветастыми юбками, массовка играет на стальных барабанах и попивает напитки прямо из кокосов, Ариэль носит корсетное платье вместе с головной повязкой, убирающей назад ее дреды.
В остальном в первый час все почти как в классическом мультике. Непослушная и любопытная русалка (Холли Бейли), которая приходится младшей дочерью царю подводного мира Тритону (Хавьер Бардем), вместе с лучшим другом Флаундером (Джейкоб Тремблей) инспектирует затонувшие корабли, коллекционирует в тайной пещере подобранные с морского дна часы и вилки и мечтает выбраться на поверхность. Объектом ее любви становится смазливый принц (Джона Хауэр-Кинг), которого она спасает от гибели во время шторма. Чтобы воссоединиться с возлюбленным, Ариэль заключает сделку с морской ведьмой Урсулой (Мелисса Маккарти), обретает ноги вместо хвоста, но взамен отдает свой прекрасный голос.
Расхождения с анимационной версией начинаются чуть позже, и некоторые из них, надо признать, не лишены смысла. Например, многие зрители в детстве задавались вопросом, почему Ариэль, сумевшая поставить под контрактом с ведьмой собственное имя, не могла просто написать принцу записку. В фильме этого эпизода нет, в знак согласия на обмен Русалочка выдирает из своего хвоста чешуйку. Эрик представлен как родственная душа Ариэль, как ее человеческий двойник. Он тоже одержим жаждой вырваться из дворца и тоже держит у себя коллекцию собранных в путешествиях артефактов. Впрочем, в сцене, где он разворачивает перед гостьей карты соседних стран, создатели ступают на скользкую дорожку: белый принц, открыто мечтающий об экспансии своего по большей части темнокожего карибского королевства, производит двойственное впечатление.
Другие нововведения менее очевидны. Тритон и Урсула здесь — родные брат и сестра, Эрик — приемный сын управляющей островом королевы (Нома Думезвени). Мать Русалочки, оказывается, не столкнулась с пиратским кораблем, как в «Начале истории Ариэль», а была убита людьми. Ни одна из этих пунктиром намеченных линий не получает никакого развития и совершенно не влияет на основной сюжет. И уж совсем чужеродно смотрится внезапное включение в эту тропическую сказку экологической темы. Обнаружив очередной затонувший корабль, набитый разного рода скарбом, морские обитатели возмущаются тем, что противные людишки разрушают хрупкие коралловые рифы и фактически мусорят в их доме.
Визуально новая «Русалочка», конечно, не второй «Аватар», но посмотреть тут есть на что. Подводный мир населен сотнями удивительных существ, свет в кадре меняется в зависимости от того, на какой глубине происходит действие. Какой-то отдельный «Оскар» полагается специалистам, отвечавшим за волосы героев: под водой они живут отдельной жизнью и струятся куда живописнее, чем, скажем, в «Аквамене». Вообще, есть ощущение, что фильм о фильме мог бы получиться намного интереснее, чем то, что в итоге вышло в прокат; список технических задач, которые пришлось решать создателям, заранее поражает воображение.
Однако основные режиссерские усилия, видимо, все же были брошены на музыкальные номера. Песен и танцев хватало и в анимационном оригинале, но Роб Маршалл, бывший танцовщик, автор «Чикаго», «Чем дальше в лес...» и «Мэри Поппинс возвращается», окончательно превращает «Русалочку» в калейдоскопический мюзикл в лучших традициях Басби Беркли (только танцевальную геометрию тут создают не женские ноги, а хвосты, плавники и щупальца). Знакомые песни из мультика дополнены новыми композициями, которые диснеевский мэтр Алан Менкен написал в соавторстве с проверенным по «Моане» и «Энканто» Лином-Мануэлем Мирандой. В результате принц Эрик теперь тоже поет, а чайка Скаттл читает рэп хрипловатым голосом актрисы и певицы Аквафины.
В музыкальных талантах основных исполнителей сомнений не было с самого начала. Маккарти в роли Урсулы выдает мощнейший перформанс, достойный Бродвея. Музыкант Давид Диггс восхитителен в образе краба Себастьяна, хотя задачка ему досталась не из легких: в фильме персонаж почти лишен мимики и может лишь глупо таращить глаза. Играющая Ариэль Холли Бейли оправдывает все комплименты, которые расточала ей до премьеры съемочная группа. Голос у нее правда волшебный, и неудивительно, что Маршалл откровенно жульничает, заставляя героиню петь за кадром даже в те моменты, когда по сюжету ей положено молчать.
Все это позволяет удерживать зрительское внимание на протяжении раздутых 135 минут. При этом трудно не заметить, что игровые сцены с диалогами проигрывают музыкальным по всем статьям, что новые песни заметно уступают старым и что, вместо того чтобы переосмыслить биографию Ариэль, Маршалл снова пересказывает ее как историю о девочке-подростке, которой хочется убежать от строгого папы к симпатичному мальчику. Разница лишь в том, что теперь у нее темная кожа и живет она где-то на Карибах. «Русалочка», безусловно, далеко не худший из новейших диснеевских ремейков, но она страдает все от той же исходной ошибки. Оригинальные мультфильмы были плодом творчества. Их игровые копии — плоды чистого расчета, и скрыть этот факт не получается даже под толщей бирюзовых карибских вод.