76-й Каннский кинофестиваль подходит к финалу. Пока часть редакции Кинопоиска стоит в очередях на новые фильмы Андерсона, Вендерса и Лоуча, мы продолжаем рассказывать о фильмах, показанных в прошлые годы. Мы уже писали о самых странных картинах в истории смотра — на этот раз собрали новую десятку и разбили ее по импровизированным номинациям. Важное: это кино можно посмотреть в нашем онлайн-кинотеатре.
«Тайная жизнь»
Самый красивый фильм
В 2019 году Терренс Малик, известный своим презрением к голливудским стандартам, поразил каннскую публику фильмом об огромной внутренней силе маленького человека. «Тайная жизнь» — немногословная и изумительно красивая трехчасовая драма об австрийском фермере Франце Егерштеттере (Аугуст Диль), который в 1940-х отказался воевать на стороне рейха, потому что верил в Бога и не хотел нести смерть. Герой сталкивается с угрозой казни за измену, но, даже несмотря на это, продолжает отстаивать свои убеждения, опираясь на веру, а также на любовь жены и трех дочерей.
Философскую притчу тепло приняли журналисты, а вот профессиональное жюри (и впоследствии и американские киноакадемики) ее проигнорировало. Впрочем, «Тайная жизнь» тронула обычных зрителей и даже писателя Эрну Путц, биографа Егерштеттера.
«Разжимая кулаки»
Самый неуютный фильм
Вторая полнометражная работа Киры Коваленко, ученицы Александра Сокурова. История о жизни родной для постановщицы осетинской молодежи в архаичном патриархальном обществе. В центре сюжета — молодая девушка Ададза (Милана Агузарова), живущая в окружении мужчин: пожилого больного отца, надоедливого младшего брата и еще более надоедливого ухажера. На героиню давят горы, безнадега и гиперопека. Душа стремится на свободу, но разомкнуть крепкие объятия родственников — буквально и метафорически — оказывается не так просто.
Картина получила приз каннской секции «Особый взгляд» и была выдвинута Россией на «Оскар». Награды и шум, однако, могут слегка сбить с толку: это камерная и полная болезненной тактильности лента о людях, жаждущих обрести контроль над собственной жизнью.
«Малхолланд Драйв»
Самый загадочный фильм
Один из ключевых фильмов в карьере режиссера, сценариста, художника и проповедника медитативной осознанности Дэвида Линча. Сюжет построен вокруг таинственной девушки (Лаура Хэрринг), которая, потеряв память после автокатастрофы, пытается начать новую жизнь в Голливуде.
Даже в самом лаконичном пересказе фабула «Малхолланд Драйв» звучит загадочно. Что за мужчины сидели в одной машине с героиней и погибли в аварии? Почему полиция подозревает, что они ее похитили? Случайно ли в ее жизни появляется новая подруга, начинающая актриса Бетти (Наоми Уоттс)? Внятных ответов на эти вопросы зритель не получит, а вот два с половиной часа гипнотического сюрреализма и одну из самых жутких сцен в истории кино — еще как.
Лента принесла Линчу приз за лучшую режиссуру Каннского кинофестиваля, а также номинацию на премию «Оскар» в этой же категории. Редакторы BBC Culture и вовсе провозгласили «Малхолланд Драйв» величайшим фильмом XXI века.
«Любовь»
Самый эротичный фильм
Главный герой — молодой режиссер Мерфи (Карл Глусман). Когда-то в Париже он познакомился с брюнеткой Электрой (Аоми Муйок). Они любили друг друга, но со временем разошлись. Теперь он живет с блондинкой Оми (Клара Кристин) и ребенком, однако идиллии в их семье нет. Мерфи до сих пор одержим прошлым и Электрой, которую по-прежнему любит.
Гаспар Ноэ — известный провокатор, но «Любовь» — одна из его самых скандальных работ. Все дело в откровенных постельных сценах и обескураживающей прямолинейности: крупные планы пенетрации вызывали у публики стыд и неловкость. Но, несмотря на это, работа Ноэ — сентиментальное кино о том, что сексом надо заниматься с тем, кого любишь.
«Титан»
Самый шокирующий фильм
«Титан» — дерзкое, но нежное кино о физически и психологически травмированной стриптизерше, ищущей отцовской любви. Главную героиню Алексию (Агат Руссель) возбуждают автомобили. Ребенком она попала в аварию, после чего ей в голову вшили титановую пластину. Однажды девушка беременеет от машины, и с этого момента ее жизнь становится еще более невероятной и жестокой.
Картина снята в лучших традициях боди-хорроров Дэвида Кроненберга. Она возмущает, шокирует, но вместе с тем говорит со зрителем о важных темах — женском эмпауэрменте, конфликте поколений, любви и одиночестве. В конечном счете хитрое сочетание эпатажности и глубины впечатлило жюри и принесло Жюлии Дюкурно «Золотую пальмовую ветвь».
«Таинственный поезд»
Самый концептуальный фильм
«Таинственный поезд» не самая известная, но очень душевная и смешная работа Джима Джармуша. Это квинтэссенция его режиссерского стиля: в центре внимания — бродяги и аутсайдеры, вокруг — безликая одноэтажная Америка, на фоне — рок-н-ролл.
Картина представляет собой три пересекающиеся новеллы, объединенные одним местом действия — обшарпанным отелем в Мемфисе. За стойкой — щегольски одетый ночной портье (Скримин Джей Хокинс) и коридорный (Синке Ли). В каждом номере — своя драма и свой портрет Элвиса Пресли. Диалоги нарочито бессмысленны, а детали многозначительны.
Концептуальность и амбициозность подкупили прессу и кинематографистов. «Таинственный поезд» удостоен специальной каннской «ветки» за художественный вклад, а Джармуш закрепил за собой статус одного из самых успешных независимых авторов.
«Счастливый Лазарь»
Самый человечный фильм
Третья полнометражная работа итальянской постановщицы Аличе Рорвахер. Героя ее фильма зовут Лазарь (Адриано Тардиоло), и он настолько чистосердечный юноша, что соседи считают его дурачком. Простоватость героя отталкивает всех, кроме выходца из аристократичной семьи Танкреди (Лука Чиковани и Томмазо Раньо), который заводит с Лазарем дружбу. Их взаимоотношения полностью разрушат привычный быт деревни, где все еще существует рабство.
По мнению критиков, лента Рорвахер вызывает в памяти лучшие образцы итальянского неореализма — от Витторио де Сики до Роберто Росселлини. В 2018-м режиссер получила каннскую «ветку» за лучший сценарий. К слову, в этом году она также участвует в конкурсе — зрителям покажут «Химеру», фильм о британском археологе, который открывает для себя мир подпольной продажи украденных артефактов.
«Решение уйти»
Самый нетипичный фильм о поисках убийцы
Детектив (Пак Хэ-иль) берется за расследование смерти мужчины, упавшего со скалы. Так он выходит на главную подозреваемую — вдову погибшего (Тан Вэй). Постепенно полицейский начинает сближаться с женщиной и вступает с ней в сложно поддающуюся описанию связь.
Простота завязки здесь компенсируется режиссерским мастерством и его вниманием к деталям. Корейскому мэтру удается выстроить на довольно банальной основе головокружительную и метафорически сложную историю о горькой, фатальной, невозможной любви. Наверное, именно поэтому в Каннах картину отметили призом за режиссуру (это уже третья награда Пак Чхан-ука с 2004 года). Американские киноакадемики же по непонятным причинам «Решение уйти» проигнорировали — фильм не был даже номинирован в категории «Лучший иностранный фильм».
«Андрей Рублёв»
Самый философский фильм
Личная и вместе с тем вневременная философская притча о пути художника к Богу; одна из самых убедительных в отечественном кино попыток воссоздать на экране другую эпоху; эталон костюмно-исторического кино.
Несмотря на успех в Каннах (приз Международной ассоциации кинокритиков), жестокая хроника жизни великого иконописца на фоне русского Средневековья была непонятна советским властям. Ленту обвиняли и в русофобии, и в антиисторизме, и в чрезмерном натурализме, однако время все расставило по своим местам. Сейчас «Рублёв» в обязательном порядке входит во все возможные топы мировых постановщиков и киноинституций.
«Аннетт»
Самый странный мюзикл
Бурный роман циничного стендап-комика (Адам Драйвер) и оперной дивы (Марион Котийяр) заканчивается браком, а следом у них рождается дочь-кукла по имени Аннетт. Когда певица умирает при загадочных обстоятельствах, шуту-шоумену предстоит разобраться с душевной тьмой и научиться быть достойным отцом.
Каждая работа Каракса — нечто сугубо личное. Это фильмы, герои которых — концентрация сомнений, вопросов и страхов режиссера. «Аннетт» в этом смысле не исключение: макабрический мюзикл, где персонажи не всегда попадают в ноты, напоминает акт душевного эксгибиционизма, попытку найти прощение и отпустить прошлое.
В 2021 году картина открывала Каннский фестиваль, где получила призы за лучшую режиссуру и музыку. К слову, саундтрек написали братья Рон и Расселл Мэлы из группы Sparks.
Автор: Никита Демченко