«Опавшие листья»: традиционная пролетарская кинопоэма Аки Каурисмяки

Обсудить0

Финский режиссер, известный симпатией к простым и бедным людям рабочих профессий, продолжает исполнять свое печальное танго. Снова одиночество, снова водка, вечера в кинотеатре со старыми фильмами и свет надежды вместо неоплаченного электричества.

Станислав Зельвенский

Критик Кинопоиска

Сотрудница хельсинкского супермаркета Анса (Альма Пёвсти), уволенная за взятый с работы просроченный сэндвич, знакомится со сварщиком Холаппой (Юсси Ватанен), уволенным за пьянство.

Каннская программка определяет «Опавшие листья» — очередную меланхоличную, раскрашенную в насыщенные цвета экзистенциальную комедию Аки Каурисмяки — как продолжение «пролетарской трилогии» (теперь, стало быть, тетралогии) конца 1980-х («Тени в раю», «Ариэль», «Девушка со спичечной фабрики»). Это разделение на циклы всегда выглядело слегка нелепо (ведь есть еще и «финская трилогия»). Не то чтобы остальные фильмы Каурисмяки были посвящены исключительно профессуре и топ-менеджменту, однако «Листья» действительно напоминают «Тени в раю», и их действительно можно с натяжкой назвать возвращением. После двух картин, посвященных европейскому кризису беженцев («Гавр» и «По ту сторону надежды»), режиссер снова сосредоточился на внутренних финских вопросах. Вдобавок после «Надежды» Каурисмяки грозил и вовсе закончить с кинематографом — к счастью, передумал. Аполитичным финн, разумеется, не стал: «Листья» падают под постоянный аккомпанемент новостей из Украины, доносящихся из радиоприемника героини и создающих ровный апокалиптический фон для происходящего. Если бы не это и не робкое, явно неохотное появление в кадре мобильных телефонов, датировать фильм было бы трудно. Персонажи Каурисмяки живут в собственном пространственно-временном континууме, где дисковые телефонные аппараты тоже еще в ходу. Наряду с другими гаджетами (тот же радиоприемник), одеждой и, конечно же, музыкальным репертуаром, которые сегодня в лучшем случае проходят как винтажные.

Альма Пёвсти

Что делать «винтажным» людям? Очередное лирическое, словно взятое из печальной финской песни название указывает на место героев в экосистеме современного капиталистического государства. Они оказываются выброшены на улицу фигурально, а иногда и буквально. Анса — одинокая настолько, что перед визитом гостя идет покупать вторую тарелку, — получив счет за электричество, испуганно выключает свет. Холаппа — это фамилия, именем никто не интересовался — ночует то в бытовке, а то и на скамейке. Наследник советских традиций, водку на работе он прячет в коробку электрощитка.

Спасение остается искать в солидарности — классовой ли, романтической ли — и в культуре, в том числе в умении культурно выпить. Приятель с работы (Янне Хюютияйнен), справедливо гордящийся своим баритоном, водит Холаппу в караоке-бар. «Крутые парни не поют», — вяло протестует тот. Они ходят в одно из тех злачных мест с экзотическими названиями (здесь фигурируют «Калифорния» и «Буэнос-Айрес»), в которых задумчиво слушают музыку, застыв с кружками пива, красиво подсвеченные люди, потертые, но нарядные; не бывавшие в Хельсинки ошибочно думают, что Каурисмяки все это придумал.

Юсси Ватанен и Янне Хюютияйнен

С Ансой Холаппа еще ходит в кино. Сентиментальный поклонник старых мастеров, Каурисмяки никогда не упускает шанс всуе помянуть Брессона или Чаплина или повесить в кадр старый киноплакат; герои, например, долго стоят на фоне финской афиши «Короткой встречи» Дэвида Лина, пронзительнейшей из черно-белых мелодрам. Для разнообразия режиссер еще отправляет пару на «Мертвые не умирают» своего приятеля Джармуша; противостояние с зомби Анса находит смешным, но неправдоподобным по соотношению сил.

В «Опавших листьях» силы добра тоже в явном исчезающем меньшинстве, но и здесь это не повод сдаваться. Финские лузеры не теряют достоинства, берутся за руки и стоически держат оборону против агрессивно несправедливого мира; пока Каурисмяки продолжает снимать свои чудесные фильмы, делать это им чуточку легче.

«Кинопоиск | Индустрия» в Telegram

Эти и другие новости с Каннского фестиваля

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

29 марта12
21 мая 202326
24 февраля6
31 августа 202311

Главное сегодня

Сегодня3
Сегодня2
Вчера3
Сегодня0
Сегодня0
Вчера5
Вчера7
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации