«Убийцы цветочной луны»: монументальный Скорсезе о войне за нефть в резервации. Круче, чем «Банды Нью-Йорка»!

Обсудить0

Наконец-то действительно великое кино. Про грандиозность этой саги о человеческой низости, глупости и алчности, про величайшую за последние годы роль Де Ниро, про актерский подвиг ДиКаприо читайте в нашей рецензии.

Станислав Зельвенский

Критик Кинопоиска

Вскоре после Первой мировой Эрнест Беркхарт (Леонардо ДиКаприо), отслуживший во Франции поваром, приезжает искать удачи в Оклахому, округ Осейдж, где находится крупная резервация индейцев из соответствующего племени. В тех краях живет его дядя Уильям Хэйл (Роберт Де Ниро), который смиренно носит прозвище Король — он землевладелец, скотопромышленник, друг индейцев и просто большой человек. Король вскоре убеждает Эрнеста, который только рад, посвататься к Молли Кайл (Лили Глэдстоун), молодой страдающей диабетом женщине из зажиточной индейской семьи. Идея состоит в том, чтобы земельные права этой семьи со временем перешли к Беркхарту (читай к Хэйлу), для этого всего лишь должны умереть мама Молли, ее сестры, а потом и она сама.

В Оклахоме начала XX века сложилась уникальная социально-экономическая ситуация: индейцы племени осейдж, насильственно переселенные на эти земли и почти бесправные, стали при этом баснословно богаты, после того как на их участках была обнаружена нефть. Местные белые часто работали у индейцев шоферами (именно этим поначалу занимается Эрнест Беркхарт). Долго так продолжаться не могло, и в 1920-е прокатилась волна убийств индейцев — несколько десятков случаев, которые расследовались спустя рукава или не расследовались вовсе. Пока за это дело не взялось ФБР (тогда еще БР) под руководством молодого Дж. Эдгара Гувера.

Леонардо ДиКаприо и Лили Гладстоун

Это хорошо известная в Америке позорная история примерно из той же серии, что расовые погромы в Талсе, которые произошли в то же время в той же Оклахоме и также коротко фигурируют в фильме. Несколько лет назад прекрасный нью-йоркский журналист Дэвид Гранн (чьи тексты уже успели адаптировать Джеймс Грей и Дэвид Лоури) выпустил нон-фикшен-бестселлер на эту тему, который, собственно, и экранизировал Мартин Скорсезе в «Убийцах цветочной луны».

Гранн отталкивался от фэбээровского расследования, и судя по тому, что роль Тома Уайта, агента, который его возглавлял, писалась под ДиКаприо (игравшего, к слову, Гувера у Клинта Иствуда), Скорсезе и сценарист Эрик Рот («Форрест Гамп», «Мюнхен») сперва думали пойти по тому же пути. Но в итоге акценты сместились в куда более скорсезевском духе: ФБР в фильме не появляется до финальной трети (там же ждите Брендана Фрейзера и Джона Литгоу), агент Уайт превратился в персонажа второго плана (его с обманчивой мягкостью играет Джесси Племонс), а ДиКаприо досталась роль болвана Беркхарта, ставшего главным героем.

И какая это роль! ДиКаприо весь огромный фильм отыгрывает на примерно таких же бешеных оборотах, как фрагмент со съемок вестерна в «Однажды в… Голливуде» — с почти остервенелым, каким-то трагикомическим самоотречением. Побеждая возраст (актеру 48, герою по идее раза в два меньше), балансируя на грани карикатуры, но оставаясь в пространстве человеческой драмы просто за счет своего сумасшедшего таланта. Его вечно скорбно выдвинутая вперед челюсть позаимствована, кажется, у Роберта Де Ниро, который здесь тоже феноменален в роли главного злодея — «Убийцы», как и «Ирландец», с лихвой искупают все те дрянные комедии, в которых он сейчас снимается. Два любимых артиста Скорсезе делят экран не впервые (30 лет назад была «Жизнь этого парня»), но впервые под его руководством, и это, конечно, королевский подарок. В том числе создателям мемов: в фильме есть эпизод, где дважды оскаровский лауреат порет лауреата (пока) единожды.

Роберт Де Ниро и Леонардо ДиКаприо

Чтобы войти в «Убийц», требуется некоторое время: Скорсезе пишет привычными широкими мазками, но не форсирует, как бывало, ритм. Отвлекаясь, скажем, на красочные этнографические виньетки, посвященные осейджам. Но стоит понять, что к чему в Оклахоме, и синхронизироваться с саундтреком Робби Робертсона, тихонько пульсирующим на заднем плане, и 200-минутный хронометраж «Убийц» перестает давить — наоборот, позволяет расправить плечи. Это такой же объемный, жестокий и при этом развлекательный образ американского капитализма, как «Банды Нью-Йорка» или, скажем, «Казино». Или «Нефть» — Полу Томасу Андерсону, фанату Скорсезе, несомненно, будет приятно увидеть в фильме отблески собственного кровавого эпоса.

На склоне лет Скорсезе (редчайший, на самом деле, случай) не растерял форму ни на грамм — только стал, если это возможно, еще мудрее и еще печальнее: зарисовки человеческой низости в последних фильмах достигают какой-то достоевской убедительности. А его почерк, энергия его камеры, феерическая легкость его монтажа не меняются вовсе. В неожиданном эпилоге, саркастически подводящем итоги исторической несправедливости, режиссер появляется собственной персоной. Единственное, что в «Убийцах» настораживает и тревожит: это фильм, которым не стыдно завершать карьеру, даже такую грандиозную.

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

24 февраля6
31 августа 202311
20 июля 202347
18 мая 20233

Главное сегодня

Сегодня4
Сегодня5
17 минут назад0
Сегодня0
Сегодня1
Вчера5
Вчера5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации