В международном прокате стартовал новый «Форсаж». Рассказываем об ударных приемах и сюрпризах в предпоследней (вроде бы) части саги, рецепт которой не меняется годами. Хотя главная новация (и это не секрет): фишкой боевика стал необычный антагонист в исполнении звезды «Аквамена».
Михаил Моркин
Киножурналист
Обезопасив мир от киберугрозы и помирившись с братом Джейкобом (Джон Сина), Доминик Торетто (Вин Дизель) недолго наслаждался тихими семейными барбекю с бутылочкой пива Corona. Однажды, истекая кровью, к дому Торетто заявляется злодейка Сайфер (Шарлиз Терон), чтобы рассказать об охоте, открытой на него еще более опасным головорезом — бразильцем Данте Рейсом (Джейсон Момоа). Десять лет назад Доминик украл у семьи Рейс 100 миллионов, попутно раздавив здоровенным сейфом Рейса-старшего, наркобарона (это финал «Форсажа 5», если что). Тем временем болтуны Роман Пирс (Тайриз Гибсон) и Тедж Паркер (Лудакрис) отправляются с хакершей Рамзи (Натали Эммануэль) в Рим, чтобы провернуть первое самостоятельное дельце. Догадавшись, что это ловушка Данте, супруги Торетто спешат к ним на помощь.
Писать рецензию на десятый по счету «Форсаж» — дело немного бессмысленное. Как будто тут что-то меняется! В последний раз франшиза резко развернулась как раз на пятой части, когда из криминальной антологии про стритрейсеров перестроилась в ряд фильмов-ограблений и полушпионских боевиков. Постепенно серия мутировала в масштабную мыльную оперу с машинами, иронично объединяющую в себе «Миссия: невыполнима», «Санту-Барбару» и «Тачки». «Форсаж» — это набор зрелищных, шумных и динамичных сцен-аттракционов в разных странах, в промежутки между которыми напиханы незамысловатые сюжетные связки, шутливые диалоги и нравоучительные тосты главного героя. Менялись режиссеры, сценаристы, но рецепт франшизы годами оставался тем же.
Например, сценарий нового «Форсажа» писал дипломированный физик Дэн Мазо, окончивший Калифорнийский университет в Беркли. Но едва ли с его приходом сага стала достовернее с точки зрения законов науки! Да, никто больше не летает в космос, зато Торетто гоняется по Риму за гигантской шаромбой (то есть шаром-бомбой!), сбивает машиной вертолеты и удирает на тачке вниз по гигантской дамбе, размером с плотину Гувера, пока позади взрываются бензовозы. «Дни, когда человек за рулем мог изменить мир, давно прошли. Сейчас машинам и водители не нужны», — метаиронично философствуют в фильме. «Форсажам», по сути, уже не нужны сценаристы. Если следующий фильм напишет ChatGPT, вряд ли мы заметим разницу. Хочешь снять один «Форсаж» — дай Торетто машину. Хочешь снять десять — дай ему машину и триста метров стального троса с крюком на конце.
Про пешеходный экшен создатели тоже не забыли. Джон Сина и Джордана Брюстер мочат спецназовцев в доме. Джейсон Стэйтем и Сон Ган (Шоу и Хан помирились!) ломают шеи спецназовцам в гараже. Мишель Родригес с Шарлиз Терон лупят друг друга что есть мочи в какой-то секретной хай-тек-операционной с лазерами. Бри Ларсон в роли дочери мистера Никто устраивает потасовку в баре. Двухметровая звезда «Джека Ричера» Алан Ричсон в роли очередного спецагента расшвыривает по фавелам уголовников. Руками не машет лишь 91-летняя Рита Морено, играющая бабушку Торетто. И почему-то совсем без дела остался Скотт Иствуд. Ах да, на одну сценку заглянет Пит Дэвидсон — разумеется, в роли торчка.
Персонажей в десятом «Форсаже» больше, чем в финальных «Мстителях», но большинство из них появляются для галочки, как дальние родственники на пышной свадьбе. Неполноценные, но важные второстепенные сюжетные линии есть у Джейкоба Торетто с его племянником Брайаном и Летти с Сайфер. Первая парочка оказалась в роуд-муви в духе 1990-х, вторая — в тюремном экшене вроде «Плана побега».
Безусловно, главная удача «Форсажа» — веселый модник-садист Данте Рейс, в образе которого Джейсон Момоа отрывается на полную катушку. Можно подумать, что между «Акваменами» артист прошел курсы шаманской актерской игры у Николаса Кейджа (по-прежнему ждем его появление в серии). Рейс — это эдакая смесь Кастера Троя, Рауля Сильвы, Джокера Леджера и Джокера Лето. Данте заплетает себе косички, одевается в цветастые шелковые костюмы, слизывает кровь с ножей, поглаживает пистолеты, гримасничает, носит пачки долларов в дизайнерских сумочках. В одной из сцен он красит ногти трупам, в другой — распевает оперные арии, взрывая Ватикан. При знакомстве злодей трижды исполняет реверанс, произнося: «Я Данте! Enchanté». Настоящий милаха даже не желает захватить мир — он просто хочет, чтобы Доминик Торетто страдал.
Игривость Момоа — глоток свежего воздуха на фоне скрепной патриархальной скорби Вина Дизеля, который ходит, сжав губы, за весь фильм ни разу не улыбается и в финале дежурно напоминает: «Нет чести — значит нет семьи. А если нет семьи, нет ничего!» Семейным ценностям Торетто угрожает настолько квирный антагонист, что «Форсаж 10» мог бы не доехать до российского проката, даже если бы Universal не ушла из России.
В остальном же это совершенно традиционный «Форсаж». Возможно, самые абсурдные идеи припасены на финал (один или два?). Боевик внезапно заканчивается клиффхэнгером на манер «Матрица: Перезагрузка», а основные сюрпризы ждут фанатов в районе титров. Намекаем: иерархия франшизы скоро изменится.
Снова.