Разбираем 5 ключевых сцен «Мерзлой земли» с режиссером Оксаной Карас

Обсудить0

На этой неделе на Кинопоиске вышел финальный эпизод «Мерзлой земли». Это психологический триллер о поиске маньяка, в котором события показаны глазами героини Светланы Ходченковой. Она не верит, что ее жених способен на убийство, и начинает собственное расследование. К выходу финального эпизода мы попросили Оксану Карас («Доктор Лиза», «Хороший мальчик») выбрать самые важные, на ее взгляд, сцены и рассказать, что они значат для сюжета и как их снимали.

Лариса Айдарова (Ходченкова) и ее жених Максим Чалкин (Антон Филипенко) работают таксистами в приморском Озерске. Вместе с ними живет дочь Ларисы от первого брака, Катя (Полина Гухман), играющая в рок-группе. Их семейный покой периодически нарушает Влад (Андрей Бурковский) — первый муж Ларисы, пытающийся вернуть ее и дочь.

Лариса и Максим готовятся к свадьбе, пока жениха неожиданно не арестовывают. Его подозревают в убийстве девушки, а дело передают приехавшему из столицы следователю Орлову (Юрий Чурсин). Он считает, что Максим может быть причастен к двум предыдущим пропажам девушек в Озерске. Работе Орлова мешают местные следователи Градова (Сабина Ахмедова) и Семёнов (Максим Стоянов), которые ради хорошей статистики ведут дела не самым законным способом. Лариса же не верит, что Максим способен на убийство, тем более в ночь преступления они были вместе. Чтобы освободить Максима, она начинает искать настоящего убийцу.

Оксана Карас

Режиссер

Максим делает предложение Ларисе в машине

1-я серия

Авторы очень долго работали над сценарием, меняли, дополняли его. Нам было важно сделать героев более узнаваемыми, чтобы зрители могли в чем-то идентифицировать себя с ними. А обстановку провинциального приморского городка — более привычной, чтобы усыпить бдительность зрителя, потому что зло буднично и повседневно, его трудно распознать.

Лариса и Максим живут в обычной двухкомнатной квартире, спят на раскладном диване в проходной комнате, поэтому уединиться могут лишь в машине. Там Максим и делает Ларисе предложение. Она отчаянно хочет замуж, потому что уверена, что именно брак сделает ее счастливой. Лариса травмирована предыдущими отношениями, но при этом действительно влюблена в Максима и счастлива. Помню, после первых двух серий зрители писали мне: «Пусть все так и будет, пусть он не окажется маньяком! Можно просто посмотреть на нормальные человеческие отношения?»

Сцену мы снимали на натуре в дикий холод, а Свете Ходченковой пришлось раздеться догола. Мы вообще много мучали ее на съемках сериала. Это самая трогательная сцена во всем нашем мрачно-провинциальном нуаре. Даже блокнот, который дарит Ларисе Чалкин, оформлен руками героя, с рисуночками и сердечками, как будто из ромкома. Художники по реквизиту просили Антона Филипенко вписать туда что-то от руки, выбирали наклейки, настоящие рецепты внутрь записывали. То есть блокнот абсолютно трушный, на какой странице ни открой.

Влад нападает на Ларису в свадебном салоне

7-я серия

Эту сцену написала я, потому что мне важно было рассказать о прошлом Влада и Ларисы, объяснить природу их отношений. До этого момента почти весь фильм герой Андрея Бурковского вызывает сочувствие. Зрителю кажется, что он хочет вернуть семью, его мотивы понятны. Но сцена в салоне все меняет. Влад — классический домашний абьюзер. Он остро нуждается в любви, но умеет добиваться ее только насилием. В этой сцене мы впервые видим, какие сложные чувства к Ларисе он испытывает: это и ненависть, и страсть, и желание обладать, и злость, и обида. Мы даже видим Влада слабым, сломленным. Они с Ларисой постоянно меняются ролями по треугольнику Карпмана, как это часто бывает в созависимых отношениях: жертва — преследователь — спасатель.

Мне кажется, именно тут проявляется невероятная химия между Ходченковой и Бурковским. Видно, как много у их героев накопилось кармических претензий друг к другу. Узнаваемый поведенческий паттерн «ни с тобой, ни без тебя» Свете и Андрею удается прекрасно показать. Еще у этих героев пластически сложные отношения: драки, потасовки, пощечины. Герою Бурковского физически тяжело сдерживать себя рядом с Ларисой, у него постоянный внутренний конфликт. Мне было важно показать, что он одновременно хочет и поцеловать, и ударить ее, и прижать к себе, и причинить боль, и обнять, и придушить. Помню, мы так измотали в этой сцене Андрея, что он уехал с площадки в гостиницу эмоционально опустошенным, просто как выжатый лимон.

Орлов переходит черту и дерется с Семёновым

7-я серия

К седьмой серии все маски уже сорваны — мы знаем, как ведут дела местные следователи Градова и Семёнов. И Орлов к этому моменту уже перешел на темную сторону. Он отчаянно пытался бороться с системой, как Дон Кихот с ветряными мельницами, но проиграл. Помните цитату: «Дьявол начинается с пены на губах ангела, вступившего в бой за святое правое дело. Все превращается в прах — и люди, и системы. Но вечен дух ненависти в борьбе за правое дело. И благодаря ему зло на земле не имеет конца»? Эти слова Григория Померанца применимы и к герою Юры Чурсина. Когда с Чалкиным он поступает так же, как Семёнов и Градова (применяет пытки), он сам становится злом. И дальше Орлов действует, как его антагонисты — их методами и приемами. Например, заставляет девушку написать ложные показания на Максима об изнасиловании.

В сцене допроса Орлов меняется ролями с Семёновым. Их драка совсем уж нелепая и дурацкая, Градова разнимает их, как учительница третьеклассников. Это важная сцена: Орлов деградирует, летит в бездну, интересно наблюдать за его падением. Потому что даже в этой деградации он по привычке пытается остаться человеком в белом пальто и сохранить лицо.

Градова подставляет Семёнова

8-я серия

Градова — очень интересный персонаж. Она неубиваемая, из любой ситуации выкрутится и всех переживет. Для Сабины Ахмедовой это была роль на сопротивление, потому что Градова и она — полные противоположности. Я ее заставляла клеить накладные ногти, ресницы, носить чехол для телефона со стразами, все эти сумки, шелковые кимоно. Такой провинциальный китч. Они с Семёновым, как лиса Алиса и кот Базилио из сказки о Буратино, дополняют друг друга.

Отношение Градовой и Семёнова к своим обязанностям — иллюстрация кризиса системы. Они закрывают дела, злоупотребляют служебным положением, применяют угрозы и пытки, подтасовывают факты, врут, изворачиваются, у них, конечно, есть своя правда. Семёнов убежден, что делает благое дело, когда мирит жертву изнасилования и насильника. А самое страшное в персонаже Градовой, что, после того как с нее срывают маску, она не сильно-то и меняется. Такая же льстивая, обходительная, лукавая. То есть она почти не скрывалась. Но почему-то все велись на ее манипуляции. Сабина это прекрасно сыграла.

Влад пытается наладить отношения с дочерью и извиняется перед ней

8-я серия

На сцене в кризисном центре я настояла, потому что мне было важно закончить линию отношений Влада с дочерью Катей. Если с Максимом Лариса может разойтись, то с Владом их все равно связывает общий ребенок, и это навсегда. И для Кати Влад все равно останется отцом. Ей нужно дальше со всем этим жить. А как с этим жить? Еще сцена важна тем, что даже у абьюзера должен быть шанс исправиться.

Если у родителей Кати личные границы дырявые, то у нее с этим все в порядке. У Кати нормальная самооценка, нет дефицита внимания, хотя по ее внешнему виду может показаться обратное. Она всегда с боевым макияжем, в странном ярком прикиде, вся ее одежда как будто кричит: «Эй, посмотри на меня!» В сценарии было прописано, что Катя носит куртку, на которой написано «Жопа». Ее сшил наш художник по костюмам Марк Ли (он также работал над сериалом «Король и Шут». — Прим. ред.). Кстати, после съемок выстроилась очередь из желающих заполучить эту куртку себе.

Так вот, Катя, несмотря на ее увлечения и подростковый эпатаж, оказывается психологически более зрелым человеком, чем ее отец. Влад много лет оправдывал себя тем, «что если бы ничего не случилось, то и Кати бы не было». Эта мысль его спасала. Катя сразу разбивает его аргументацию: нельзя добиваться любви насилием. Тут они меняются ролями «взрослый — ребенок». В сцене открытый финал: мы не знаем, заслужит ли Влад прощение своей дочери, но в его жизни теперь появились цель и надежда.

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

7 апреля 202322
2 мая 20232
15 декабря 202125
Вчера1

Главное сегодня

Сегодня4
Сегодня5
54 минуты назад0
Сегодня0
Сегодня1
Вчера5
Вчера5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации