На этой неделе на Кинопоиске вышел финальный эпизод «Мерзлой земли». Это психологический триллер о поиске маньяка, в котором события показаны глазами героини Светланы Ходченковой. Она не верит, что ее жених способен на убийство, и начинает собственное расследование. К выходу финального эпизода мы попросили Оксану Карас («Доктор Лиза», «Хороший мальчик») выбрать самые важные, на ее взгляд, сцены и рассказать, что они значат для сюжета и как их снимали.
Лариса Айдарова (Ходченкова) и ее жених Максим Чалкин (Антон Филипенко) работают таксистами в приморском Озерске. Вместе с ними живет дочь Ларисы от первого брака, Катя (Полина Гухман), играющая в рок-группе. Их семейный покой периодически нарушает Влад (Андрей Бурковский) — первый муж Ларисы, пытающийся вернуть ее и дочь.
Лариса и Максим готовятся к свадьбе, пока жениха неожиданно не арестовывают. Его подозревают в убийстве девушки, а дело передают приехавшему из столицы следователю Орлову (Юрий Чурсин). Он считает, что Максим может быть причастен к двум предыдущим пропажам девушек в Озерске. Работе Орлова мешают местные следователи Градова (Сабина Ахмедова) и Семёнов (Максим Стоянов), которые ради хорошей статистики ведут дела не самым законным способом. Лариса же не верит, что Максим способен на убийство, тем более в ночь преступления они были вместе. Чтобы освободить Максима, она начинает искать настоящего убийцу.
Оксана Карас
Режиссер
Максим делает предложение Ларисе в машине
1-я серия
Авторы очень долго работали над сценарием, меняли, дополняли его. Нам было важно сделать героев более узнаваемыми, чтобы зрители могли в чем-то идентифицировать себя с ними. А обстановку провинциального приморского городка — более привычной, чтобы усыпить бдительность зрителя, потому что зло буднично и повседневно, его трудно распознать.
Лариса и Максим живут в обычной двухкомнатной квартире, спят на раскладном диване в проходной комнате, поэтому уединиться могут лишь в машине. Там Максим и делает Ларисе предложение. Она отчаянно хочет замуж, потому что уверена, что именно брак сделает ее счастливой. Лариса травмирована предыдущими отношениями, но при этом действительно влюблена в Максима и счастлива. Помню, после первых двух серий зрители писали мне: «Пусть все так и будет, пусть он не окажется маньяком! Можно просто посмотреть на нормальные человеческие отношения?»
Сцену мы снимали на натуре в дикий холод, а Свете Ходченковой пришлось раздеться догола. Мы вообще много мучали ее на съемках сериала. Это самая трогательная сцена во всем нашем мрачно-провинциальном нуаре. Даже блокнот, который дарит Ларисе Чалкин, оформлен руками героя, с рисуночками и сердечками, как будто из ромкома. Художники по реквизиту просили Антона Филипенко вписать туда что-то от руки, выбирали наклейки, настоящие рецепты внутрь записывали. То есть блокнот абсолютно трушный, на какой странице ни открой.
Влад нападает на Ларису в свадебном салоне
7-я серия
Эту сцену написала я, потому что мне важно было рассказать о прошлом Влада и Ларисы, объяснить природу их отношений. До этого момента почти весь фильм герой Андрея Бурковского вызывает сочувствие. Зрителю кажется, что он хочет вернуть семью, его мотивы понятны. Но сцена в салоне все меняет. Влад — классический домашний абьюзер. Он остро нуждается в любви, но умеет добиваться ее только насилием. В этой сцене мы впервые видим, какие сложные чувства к Ларисе он испытывает: это и ненависть, и страсть, и желание обладать, и злость, и обида. Мы даже видим Влада слабым, сломленным. Они с Ларисой постоянно меняются ролями по треугольнику Карпмана, как это часто бывает в созависимых отношениях: жертва — преследователь — спасатель.
Мне кажется, именно тут проявляется невероятная химия между Ходченковой и Бурковским. Видно, как много у их героев накопилось кармических претензий друг к другу. Узнаваемый поведенческий паттерн «ни с тобой, ни без тебя» Свете и Андрею удается прекрасно показать. Еще у этих героев пластически сложные отношения: драки, потасовки, пощечины. Герою Бурковского физически тяжело сдерживать себя рядом с Ларисой, у него постоянный внутренний конфликт. Мне было важно показать, что он одновременно хочет и поцеловать, и ударить ее, и прижать к себе, и причинить боль, и обнять, и придушить. Помню, мы так измотали в этой сцене Андрея, что он уехал с площадки в гостиницу эмоционально опустошенным, просто как выжатый лимон.
Орлов переходит черту и дерется с Семёновым
7-я серия
К седьмой серии все маски уже сорваны — мы знаем, как ведут дела местные следователи Градова и Семёнов. И Орлов к этому моменту уже перешел на темную сторону. Он отчаянно пытался бороться с системой, как Дон Кихот с ветряными мельницами, но проиграл. Помните цитату: «Дьявол начинается с пены на губах ангела, вступившего в бой за святое правое дело. Все превращается в прах — и люди, и системы. Но вечен дух ненависти в борьбе за правое дело. И благодаря ему зло на земле не имеет конца»? Эти слова Григория Померанца применимы и к герою Юры Чурсина. Когда с Чалкиным он поступает так же, как Семёнов и Градова (применяет пытки), он сам становится злом. И дальше Орлов действует, как его антагонисты — их методами и приемами. Например, заставляет девушку написать ложные показания на Максима об изнасиловании.
В сцене допроса Орлов меняется ролями с Семёновым. Их драка совсем уж нелепая и дурацкая, Градова разнимает их, как учительница третьеклассников. Это важная сцена: Орлов деградирует, летит в бездну, интересно наблюдать за его падением. Потому что даже в этой деградации он по привычке пытается остаться человеком в белом пальто и сохранить лицо.
Градова подставляет Семёнова
8-я серия
Градова — очень интересный персонаж. Она неубиваемая, из любой ситуации выкрутится и всех переживет. Для Сабины Ахмедовой это была роль на сопротивление, потому что Градова и она — полные противоположности. Я ее заставляла клеить накладные ногти, ресницы, носить чехол для телефона со стразами, все эти сумки, шелковые кимоно. Такой провинциальный китч. Они с Семёновым, как лиса Алиса и кот Базилио из сказки о Буратино, дополняют друг друга.
Отношение Градовой и Семёнова к своим обязанностям — иллюстрация кризиса системы. Они закрывают дела, злоупотребляют служебным положением, применяют угрозы и пытки, подтасовывают факты, врут, изворачиваются, у них, конечно, есть своя правда. Семёнов убежден, что делает благое дело, когда мирит жертву изнасилования и насильника. А самое страшное в персонаже Градовой, что, после того как с нее срывают маску, она не сильно-то и меняется. Такая же льстивая, обходительная, лукавая. То есть она почти не скрывалась. Но почему-то все велись на ее манипуляции. Сабина это прекрасно сыграла.
Влад пытается наладить отношения с дочерью и извиняется перед ней
8-я серия
На сцене в кризисном центре я настояла, потому что мне было важно закончить линию отношений Влада с дочерью Катей. Если с Максимом Лариса может разойтись, то с Владом их все равно связывает общий ребенок, и это навсегда. И для Кати Влад все равно останется отцом. Ей нужно дальше со всем этим жить. А как с этим жить? Еще сцена важна тем, что даже у абьюзера должен быть шанс исправиться.
Если у родителей Кати личные границы дырявые, то у нее с этим все в порядке. У Кати нормальная самооценка, нет дефицита внимания, хотя по ее внешнему виду может показаться обратное. Она всегда с боевым макияжем, в странном ярком прикиде, вся ее одежда как будто кричит: «Эй, посмотри на меня!» В сценарии было прописано, что Катя носит куртку, на которой написано «Жопа». Ее сшил наш художник по костюмам Марк Ли (он также работал над сериалом «Король и Шут». — Прим. ред.). Кстати, после съемок выстроилась очередь из желающих заполучить эту куртку себе.
Так вот, Катя, несмотря на ее увлечения и подростковый эпатаж, оказывается психологически более зрелым человеком, чем ее отец. Влад много лет оправдывал себя тем, «что если бы ничего не случилось, то и Кати бы не было». Эта мысль его спасала. Катя сразу разбивает его аргументацию: нельзя добиваться любви насилием. Тут они меняются ролями «взрослый — ребенок». В сцене открытый финал: мы не знаем, заслужит ли Влад прощение своей дочери, но в его жизни теперь появились цель и надежда.