Разговоры о закате супергеройских блокбастеров идут несколько лет, но в этом году superhero fatigue, то есть усталость от супергероев, в качестве темы колонок в нишевых блогах перекочевала в серьезные издания типа The Guardian. Всё из-за провала второго «Шазама», плохих оценок и посредственных сборов третьего «Человека-муравья».
Фанаты кинокомиксов Марат Шабаев и Иван Чернявский, соведущие подкаста «Через вселенные», решили поспорить о нынешнем состоянии жанра и его будущем. Вы тоже можете поделиться своим мнением в комментариях под этим текстом.
Марат Шабаев
Обозреватель Кинопоиска
Кажется, это наконец-то случилось. Можно констатировать, что пик супергеройских фильмов прошел и теперь нас ждет затяжное падение вниз. И это легко доказать на суровом языке цифр. «Черный Адам», как бы не кичился Дуэйн Джонсон, иерархию DC не перевернул, а собрал в мировом прокате 393 млн долларов, едва окупив 195-миллионный бюджет (напомним, что половину выручки оставляют себе кинотеатры, а еще в расходах часто не учитывают затраты на маркетинг). А недавний «Шазам! Ярость богов» и вовсе забил гвоздь в гроб уже почти закрытой киновселенной Warner Bros.: 133 млн сборов при 125-миллионном бюджете и, как следствие, досрочный и позорный выпуск в цифре всего через месяц (!) после старта мирового проката.
У более успешных конкурентов из Marvel все тоже не слава богу. После сокрушительной мощи третьей фазы киновселенной — «Мстители: Финал» стал вторым фильмом в истории по кассовым сборам (почти 2,8 млрд долларов, у первого «Аватара» — 2,9 млрд долларов) — показатели значительно упали. На цифры последнего громадного кроссовера равняться не стоит, но в последние годы все привыкли, что даже сольные марвеловские блокбастеры собирают по миллиарду. Однако четвертая фаза (2021–2022) показала, что спрос на супергероику в ковидную/постковидную эпоху упал: из семи фильмов только «Человек-паук: Нет пути домой» преодолел планку в миллиард (и почти дополз до двух). Но это не вполне честный показатель. «Нет пути домой» был кроссовером аж трех поколений Пауков (Холланд, Гарфилд, Магуайр), так что и ажиотаж был другого рода.
Нынешняя пятая фаза тоже стартовала слабо. «Человек-муравей и Оса: Квантомания» собрал 475 млн долларов — не провал, но и не успех, ведь предыдущие два фильма про супергероя («Человек-муравей» и «Человек-муравей и Оса») заработали больше (519 миллионов и 622 миллиона) при меньшем бюджете (130 миллионов и 165 миллионов). И даже прощальные третьи «Стражи Галактики» уступают по сборам за первый уик-энд второй части (118 миллионов против 146 миллионов), и есть подозрение, что общий бокс-офис тоже окажется ниже. Даже если вывести за скобки китайский фактор (голливудские блокбастеры неплохо зарабатывали в КНР, но в последнюю пару лет стали реже проникать в Китай), то четкое падение интереса к супергероике можно зафиксировать по цифрам домашнего, американского проката.
Почему ажиотаж вокруг людей в плащах и обтягивающих костюмах пошел на спад? Все просто: зрители устали и пресытились жанром. Супергеройского контента становится все больше, а после эпохи пандемии он начал оккупировать не только экраны кинотеатров, но и домашние устройства. С января 2021 года КВМ приросла сериалами, за это время вышло уже восемь новых шоу, часть их которых получат вторые сезоны. Поход на Marvel в кино перестал быть ярким событием, на которое можно собрать компанию друзей, фактически КВМ превратилась в бесперебойный конвейер, который стремится развлекать вас везде и всюду. А значит, следить за ним можно куда менее ответственно, например пропуская стриминговые шоу. «Лунный рыцарь», «Мисс Марвел», «Женщина-Халк» — все эти проекты не добились пламенного успеха у зрителей и не засветились ни в каких крупных топах (в главном рейтинге телесмотрения Nielsen за 2022 год Marvel нет, там лидируют Netflix и «Очень странные дела»).
Из-за разброса проектов киновселенная Marvel больше не кажется цельным произведением, и когда еще все эти разнокалиберные герои и героини соберутся вместе? Студия всегда славилась умением соединить ярких личностей в команды и подводить итоги каждой фазы очередной частью «Мстителей». Но после «Финала» в 2019 году никакого «общего сбора» не было и, кажется, не будет аж до «Династии Канга» в 2025-м.
У соседей из DC тоже фактически наступает время хиатуса. Прежняя киновселенная заканчивается в этом году «Флэшем», «Синим Жуком» и вторым «Акваменом». Будут ли успешны эти фильмы — вопрос, ведь, по сути, зрителю предлагают заглянуть на распродажу залежалого товара, а магазин ждет переоткрытие. Вау-фактор есть только у «Флэша» с мультивселенским Майклом Китоном в роли Бэтмена. В 2024-м не выйдет вообще ничего: DC теперь в ускоренном режиме пересобирает сам Джеймс Ганн, который перережет ленточку лишь в 2025-м, выпустив блокбастер «Супермен: Наследие» (к слову, у фильма пока есть только сценарий, но даже не утвержден актер, который сменит Генри Кавилла). На плечи Ганна свалится тяжелая ноша — придать цельности киновселенной, которая после ухода Зака Снайдера казалась расползающимся комком глины. Короче говоря, вполне себе супергероическая задача.
Если подытожить состояние дел, то складывается новое положение для экономики кино: КВМ больше не золотая антилопа! Теперь это средней успешности предприятие со своими яркими эстетическими провалами (да, речь о третьем «Муравье»), но без впечатляющих художественных успехов. DC — снова темная лошадка, как и 10 лет назад. Стриминговые сериалы про супергероев никому особо не нужны, ну может, за исключением контркультурных «Пацанов», которые глумятся над блекнущим жанром.
Однако в угасании супергероики нет ничего противоестественного. Голливуд на разных этапах своей истории до предела эксплуатировал определенные жанры, стили, героев. В ХХ веке лидерами проката были вестерны, мюзиклы, пеплумы, фильмы-катастрофы, боевики со Шварценеггером и Сталлоне, но все они рано или поздно оказывались на обочине. Это не значит, что на этом их история закончилась, они продолжают жить, просто больше не собирают сотни миллионов, поэтому и снимаются куда в меньшем количестве, а то и вовсе уходят из мейнстрима в более экспериментальные поля.
Супергероику ждет то же самое — не сегодня и даже не завтра, но очень скоро.
Что придет ей на смену и станет новым всеобщим любимчиком? Есть подозрение, что нишу займут адаптации видеоигр. Главный сериал года — «Одни из нас». А самый популярный фильм 2023-го — «Братья Супер Марио в кино» (сборы — 1,1 млрд долларов, почти в три раза больше, чем у последнего «Человека-муравья»). В прошлом году лидерами были сиквелы «Аватара» и «Топ Гана» — кажется, это хороший показатель, чего на самом деле хочет массовый зритель. Он жаждет первосортного аттракциона, лучших визуальных эффектов и головокружительных трюков, чем не могут похвастаться ни Marvel, ни DC (и уж тем более Sony со своим «Морбиусом»). Так что ждем новых королей проката в лице следующих частей «Аватара», очередной серии «Миссия: невыполнима» и экранизации видеоигры, например Gran Turismo. А супергерои нам нужны в более рискованных и менее дорогих проектах вроде «Джокер: Безумие на двоих». Может быть, как раз бюджетные ограничения развяжут авторам руки.
Иван Чернявский
Сооснователь магазина «Чук и Гик»
Свидетели крушения супергеройского жанра часто апеллируют к Стивену Спилбергу, который предсказал, что с этим жанром случится то же, что произошло с вестерном. Он доминировал в Голливуде, потом мода прошла, и вестерн занял узкую нишу. То, что мода проходит, — это вполне закономерно, однако Спилберг высказал такую точку зрения в 2015 году. В 2016-м самым кассовым фильмом в мировом прокате стала третья часть «Капитана Америка», в 2018-м «Война Бесконечности», «Черная Пантера» и «Аквамен» собрали по миллиарду в мировом прокате, потом пришел «Мстители: Финал», а два года назад самым кассовым фильмом года стал очередной «Человек-паук». В общем, прогноз у Спилберга был долгосрочный, но, может быть, он начинает сбываться прямо сейчас?
С кассовыми сборами супергеройских фильмов действительно неладно, однако давайте добавим контекст к цифрам. Если отсортировать все фильмы киновселенной Marvel по сборам, то недавняя «Квантомания» окажется внизу списка, собрав меньше, чем первая часть «Человека-муравья». Но при этом «Квантомания» на начало мая занимает второе место по сборам за 2023 год в североамериканском прокате и четвертое — в мировом (выше только «Братья Супер Марио в кино» и китайские блокбастеры «Полноводная красная река» и «Блуждающая Земля 2»). Новые «Стражи Галактики», за сборы которых также стали тревожиться, на шестом месте в мировом прокате за год, а ведь они только-только стартовали.
Сюрприз: дело не в Marvel, и не в DC, и не в супергероях. Дело в том, что последствия пандемии ощущаются до сих пор, и в большинстве стран посещаемость кинотеатров не вернулась к уровням 2019-го. Вот наглядный график от Европейской аудиовизуальной обсерватории, из которого следует, что в странах Евросоюза и Великобритании в 2022 году кинотеатры посещали на 40% хуже, чем в 2019-м. В США картина похожая: инсайдеры отмечают, что рынок растет, но не восстановился до прежних значений.
Супергеройские фильмы собирают меньше, потому что вся кинотеатральная индустрия находится в упадке, следовательно однозначные провалы типа «Шазама» не позволяют говорить о системном провале жанра. Супергеройское кино не собирало и раньше (вспомним «Темный Феникс» или «Новых мутантов»), но это не провоцировало аналитиков говорить о смерти всего направления. Здесь мне, скорее всего, возразят, что фильмам других жанров упадок посещаемости не мешает собирать кассу больше, чем у супергероев, и это показывает, что зрителям нужны другие сюжеты, герои и обстоятельства.
В 2022 году лидерами стали «Топ Ган» и «Аватар», но какой именно запрос они удовлетворяют? Фильмы объединяет лишь одно важное качество — это сиквелы, вышедшие после гигантского перерыва. Напрашивается вывод, что нужно… реже снимать кино? И «Топ Ган», и «Аватар» — уникальные истории, из которых выстроить единую теорию трудно, они не принадлежат к одному жанру, призванному выгнать супергероев с экрана. А почему, например, тут не вспоминают очередную часть «Мира Юрского периода», которая в 2022 году тоже собрала миллиард в мировом прокате, уступив двум упомянутым фильмам и получив от критиков на агрегаторе Rotten Tomatoes разгромную оценку в 29%? Зрители устали от супергероев и теперь снова любят динозавров? Звучит нелогично, потому что в топ-10 самых кассовых фильмов прошлого года по всему миру четыре посвящены супергероям, и даже провальный «Черный Адам» дошел до топ-20. Если зритель устал, то по-прежнему топает в кинотеатр, превозмогая усталость.
Скептики скажут, что кино не сводится к кассовым сборам, а коммерческая прибыль с качеством фильма и любовью аудитории не обязательно связаны? В этом они правы, однако и тут не получится выставить железные аргументы. Оставим за скобками многочисленные нюансы доверия к зрительским оценкам и агрегаторам рецензий (другой метрики у нас нет) и обратимся к данным того же Rotten Tomatoes, взглянув на историю Marvel. На каждый провал вроде 47% у «Квантомании» и «Вечных» (антирекорд для киновселенной) можно предъявлять 91% у «Шан-Чи» и 82% у финальных «Стражей Галактики». У КВМ на «Томатах» вообще в основном проценты высокие, как правило, выше 70% с колебаниями в обе стороны. Если считать, что для Кевина Файги все, что ниже 80%, — провал, то, похоже, киновселенную Marvel надо было закрывать сразу после первого «Железного человека».
Неужели вы забыли за эти 15 лет, как реагировала пресса и широкая аудитория на первые фильмы киновселенной? Сейчас кажется, что эта серия изначально была успешной, сразу собирала кассу и получила всеобщее признание. Это не так: после «Железного человека» КВМ несколько лет ругали за однообразные сюжеты, перебор с комедией, одномерных злодеев — в принципе за то же, за что ругают до сих пор. Но когда персонажи первых картин пересеклись в «Мстителях», отношение к Marvel изменилось. Оказывается, у них была тактика, и они ее придерживались. Так почему, дорогие скептики, вы считаете, что плана больше нет? Происходящее в киновселенной Marvel сейчас здорово напоминает самую первую фазу: нас знакомят с новыми героями, в общих чертах показывают возможные глобальные угрозы, и мы еще не очень хорошо понимаем, как это будет переплетаться.
Да, спустя 15 лет и после эмоционального пика «Финала» не хочется начинать это путешествие заново, и это нормально! И ваша усталость от этой истории вполне объяснима; «Финал» не конечная, а промежуточная станция, но вы на ней имели полное право сойти. Однако поезд идет дальше. Впереди у Marvel два года по дороге к новому составу Мстителей, а где-то дальше за горизонтом возвращение Людей Икс. У DC, несмотря на тяжелое окончание предыдущей эпохи, впереди несколько лет реализации такого нужного видения Джеймса Ганна и шанс на неожиданные решения. Прямо сейчас на стримингах наверняка обсуждаются проекты самых радикальных и необычных сериалов на тему супергероики. Спасибо «Пацанам» и «Ванде/Вижну»!
Когда-нибудь мода на супергероев спадет. Однако если киностудии начнут активнее работать на более молодую аудиторию и искать подходящих персонажей для нее, то это случится небыстро. Поэтому, если вы преданы жанру и вас тревожит лавинообразная волна текстов о том, как все плохо, повторяйте про себя классический завет: скоро все изменится, а сейчас главное не бухтеть!
Ежедневные новости об ожидаемых фильмах и сериалах