Супергеройские блокбастеры уходят в прошлое. Или нет?

Обсудить0

Разговоры о закате супергеройских блокбастеров идут несколько лет, но в этом году superhero fatigue, то есть усталость от супергероев, в качестве темы колонок в нишевых блогах перекочевала в серьезные издания типа The Guardian. Всё из-за провала второго «Шазама», плохих оценок и посредственных сборов третьего «Человека-муравья».

Фанаты кинокомиксов Марат Шабаев и Иван Чернявский, соведущие подкаста «Через вселенные», решили поспорить о нынешнем состоянии жанра и его будущем. Вы тоже можете поделиться своим мнением в комментариях под этим текстом.

Марат Шабаев

Обозреватель Кинопоиска

Кажется, это наконец-то случилось. Можно констатировать, что пик супергеройских фильмов прошел и теперь нас ждет затяжное падение вниз. И это легко доказать на суровом языке цифр. «Черный Адам», как бы не кичился Дуэйн Джонсон, иерархию DC не перевернул, а собрал в мировом прокате 393 млн долларов, едва окупив 195-миллионный бюджет (напомним, что половину выручки оставляют себе кинотеатры, а еще в расходах часто не учитывают затраты на маркетинг). А недавний «Шазам! Ярость богов» и вовсе забил гвоздь в гроб уже почти закрытой киновселенной Warner Bros.: 133 млн сборов при 125-миллионном бюджете и, как следствие, досрочный и позорный выпуск в цифре всего через месяц (!) после старта мирового проката.

У более успешных конкурентов из Marvel все тоже не слава богу. После сокрушительной мощи третьей фазы киновселенной — «Мстители: Финал» стал вторым фильмом в истории по кассовым сборам (почти 2,8 млрд долларов, у первого «Аватара» — 2,9 млрд долларов) — показатели значительно упали. На цифры последнего громадного кроссовера равняться не стоит, но в последние годы все привыкли, что даже сольные марвеловские блокбастеры собирают по миллиарду. Однако четвертая фаза (2021–2022) показала, что спрос на супергероику в ковидную/постковидную эпоху упал: из семи фильмов только «Человек-паук: Нет пути домой» преодолел планку в миллиард (и почти дополз до двух). Но это не вполне честный показатель. «Нет пути домой» был кроссовером аж трех поколений Пауков (Холланд, Гарфилд, Магуайр), так что и ажиотаж был другого рода.

«Черный Адам»

Нынешняя пятая фаза тоже стартовала слабо. «Человек-муравей и Оса: Квантомания» собрал 475 млн долларов — не провал, но и не успех, ведь предыдущие два фильма про супергероя («Человек-муравей» и «Человек-муравей и Оса») заработали больше (519 миллионов и 622 миллиона) при меньшем бюджете (130 миллионов и 165 миллионов). И даже прощальные третьи «Стражи Галактики» уступают по сборам за первый уик-энд второй части (118 миллионов против 146 миллионов), и есть подозрение, что общий бокс-офис тоже окажется ниже. Даже если вывести за скобки китайский фактор (голливудские блокбастеры неплохо зарабатывали в КНР, но в последнюю пару лет стали реже проникать в Китай), то четкое падение интереса к супергероике можно зафиксировать по цифрам домашнего, американского проката.

Почему ажиотаж вокруг людей в плащах и обтягивающих костюмах пошел на спад? Все просто: зрители устали и пресытились жанром. Супергеройского контента становится все больше, а после эпохи пандемии он начал оккупировать не только экраны кинотеатров, но и домашние устройства. С января 2021 года КВМ приросла сериалами, за это время вышло уже восемь новых шоу, часть их которых получат вторые сезоны. Поход на Marvel в кино перестал быть ярким событием, на которое можно собрать компанию друзей, фактически КВМ превратилась в бесперебойный конвейер, который стремится развлекать вас везде и всюду. А значит, следить за ним можно куда менее ответственно, например пропуская стриминговые шоу. «Лунный рыцарь», «Мисс Марвел», «Женщина-Халк» — все эти проекты не добились пламенного успеха у зрителей и не засветились ни в каких крупных топах (в главном рейтинге телесмотрения Nielsen за 2022 год Marvel нет, там лидируют Netflix и «Очень странные дела»).

Из-за разброса проектов киновселенная Marvel больше не кажется цельным произведением, и когда еще все эти разнокалиберные герои и героини соберутся вместе? Студия всегда славилась умением соединить ярких личностей в команды и подводить итоги каждой фазы очередной частью «Мстителей». Но после «Финала» в 2019 году никакого «общего сбора» не было и, кажется, не будет аж до «Династии Канга» в 2025-м.

«Лунный рыцарь»

У соседей из DC тоже фактически наступает время хиатуса. Прежняя киновселенная заканчивается в этом году «Флэшем», «Синим Жуком» и вторым «Акваменом». Будут ли успешны эти фильмы — вопрос, ведь, по сути, зрителю предлагают заглянуть на распродажу залежалого товара, а магазин ждет переоткрытие. Вау-фактор есть только у «Флэша» с мультивселенским Майклом Китоном в роли Бэтмена. В 2024-м не выйдет вообще ничего: DC теперь в ускоренном режиме пересобирает сам Джеймс Ганн, который перережет ленточку лишь в 2025-м, выпустив блокбастер «Супермен: Наследие» (к слову, у фильма пока есть только сценарий, но даже не утвержден актер, который сменит Генри Кавилла). На плечи Ганна свалится тяжелая ноша — придать цельности киновселенной, которая после ухода Зака Снайдера казалась расползающимся комком глины. Короче говоря, вполне себе супергероическая задача.

Если подытожить состояние дел, то складывается новое положение для экономики кино: КВМ больше не золотая антилопа! Теперь это средней успешности предприятие со своими яркими эстетическими провалами (да, речь о третьем «Муравье»), но без впечатляющих художественных успехов. DC — снова темная лошадка, как и 10 лет назад. Стриминговые сериалы про супергероев никому особо не нужны, ну может, за исключением контркультурных «Пацанов», которые глумятся над блекнущим жанром.

Однако в угасании супергероики нет ничего противоестественного. Голливуд на разных этапах своей истории до предела эксплуатировал определенные жанры, стили, героев. В ХХ веке лидерами проката были вестерны, мюзиклы, пеплумы, фильмы-катастрофы, боевики со Шварценеггером и Сталлоне, но все они рано или поздно оказывались на обочине. Это не значит, что на этом их история закончилась, они продолжают жить, просто больше не собирают сотни миллионов, поэтому и снимаются куда в меньшем количестве, а то и вовсе уходят из мейнстрима в более экспериментальные поля.

Супергероику ждет то же самое — не сегодня и даже не завтра, но очень скоро.

«Лига справедливости Зака Снайдера»

Что придет ей на смену и станет новым всеобщим любимчиком? Есть подозрение, что нишу займут адаптации видеоигр. Главный сериал года — «Одни из нас». А самый популярный фильм 2023-го — «Братья Супер Марио в кино» (сборы — 1,1 млрд долларов, почти в три раза больше, чем у последнего «Человека-муравья»). В прошлом году лидерами были сиквелы «Аватара» и «Топ Гана» — кажется, это хороший показатель, чего на самом деле хочет массовый зритель. Он жаждет первосортного аттракциона, лучших визуальных эффектов и головокружительных трюков, чем не могут похвастаться ни Marvel, ни DC (и уж тем более Sony со своим «Морбиусом»). Так что ждем новых королей проката в лице следующих частей «Аватара», очередной серии «Миссия: невыполнима» и экранизации видеоигры, например Gran Turismo. А супергерои нам нужны в более рискованных и менее дорогих проектах вроде «Джокер: Безумие на двоих». Может быть, как раз бюджетные ограничения развяжут авторам руки.

Иван Чернявский

Сооснователь магазина «Чук и Гик»

Свидетели крушения супергеройского жанра часто апеллируют к Стивену Спилбергу, который предсказал, что с этим жанром случится то же, что произошло с вестерном. Он доминировал в Голливуде, потом мода прошла, и вестерн занял узкую нишу. То, что мода проходит, — это вполне закономерно, однако Спилберг высказал такую точку зрения в 2015 году. В 2016-м самым кассовым фильмом в мировом прокате стала третья часть «Капитана Америка», в 2018-м «Война Бесконечности», «Черная Пантера» и «Аквамен» собрали по миллиарду в мировом прокате, потом пришел «Мстители: Финал», а два года назад самым кассовым фильмом года стал очередной «Человек-паук». В общем, прогноз у Спилберга был долгосрочный, но, может быть, он начинает сбываться прямо сейчас?

С кассовыми сборами супергеройских фильмов действительно неладно, однако давайте добавим контекст к цифрам. Если отсортировать все фильмы киновселенной Marvel по сборам, то недавняя «Квантомания» окажется внизу списка, собрав меньше, чем первая часть «Человека-муравья». Но при этом «Квантомания» на начало мая занимает второе место по сборам за 2023 год в североамериканском прокате и четвертое — в мировом (выше только «Братья Супер Марио в кино» и китайские блокбастеры «Полноводная красная река» и «Блуждающая Земля 2»). Новые «Стражи Галактики», за сборы которых также стали тревожиться, на шестом месте в мировом прокате за год, а ведь они только-только стартовали.

«Стражи Галактики. Часть 3»

Сюрприз: дело не в Marvel, и не в DC, и не в супергероях. Дело в том, что последствия пандемии ощущаются до сих пор, и в большинстве стран посещаемость кинотеатров не вернулась к уровням 2019-го. Вот наглядный график от Европейской аудиовизуальной обсерватории, из которого следует, что в странах Евросоюза и Великобритании в 2022 году кинотеатры посещали на 40% хуже, чем в 2019-м. В США картина похожая: инсайдеры отмечают, что рынок растет, но не восстановился до прежних значений.

Супергеройские фильмы собирают меньше, потому что вся кинотеатральная индустрия находится в упадке, следовательно однозначные провалы типа «Шазама» не позволяют говорить о системном провале жанра. Супергеройское кино не собирало и раньше (вспомним «Темный Феникс» или «Новых мутантов»), но это не провоцировало аналитиков говорить о смерти всего направления. Здесь мне, скорее всего, возразят, что фильмам других жанров упадок посещаемости не мешает собирать кассу больше, чем у супергероев, и это показывает, что зрителям нужны другие сюжеты, герои и обстоятельства.

В 2022 году лидерами стали «Топ Ган» и «Аватар», но какой именно запрос они удовлетворяют? Фильмы объединяет лишь одно важное качество — это сиквелы, вышедшие после гигантского перерыва. Напрашивается вывод, что нужно… реже снимать кино? И «Топ Ган», и «Аватар» — уникальные истории, из которых выстроить единую теорию трудно, они не принадлежат к одному жанру, призванному выгнать супергероев с экрана. А почему, например, тут не вспоминают очередную часть «Мира Юрского периода», которая в 2022 году тоже собрала миллиард в мировом прокате, уступив двум упомянутым фильмам и получив от критиков на агрегаторе Rotten Tomatoes разгромную оценку в 29%? Зрители устали от супергероев и теперь снова любят динозавров? Звучит нелогично, потому что в топ-10 самых кассовых фильмов прошлого года по всему миру четыре посвящены супергероям, и даже провальный «Черный Адам» дошел до топ-20. Если зритель устал, то по-прежнему топает в кинотеатр, превозмогая усталость.

«Шан-Чи и легенда десяти колец»

Скептики скажут, что кино не сводится к кассовым сборам, а коммерческая прибыль с качеством фильма и любовью аудитории не обязательно связаны? В этом они правы, однако и тут не получится выставить железные аргументы. Оставим за скобками многочисленные нюансы доверия к зрительским оценкам и агрегаторам рецензий (другой метрики у нас нет) и обратимся к данным того же Rotten Tomatoes, взглянув на историю Marvel. На каждый провал вроде 47% у «Квантомании» и «Вечных» (антирекорд для киновселенной) можно предъявлять 91% у «Шан-Чи» и 82% у финальных «Стражей Галактики». У КВМ на «Томатах» вообще в основном проценты высокие, как правило, выше 70% с колебаниями в обе стороны. Если считать, что для Кевина Файги все, что ниже 80%, — провал, то, похоже, киновселенную Marvel надо было закрывать сразу после первого «Железного человека».

Неужели вы забыли за эти 15 лет, как реагировала пресса и широкая аудитория на первые фильмы киновселенной? Сейчас кажется, что эта серия изначально была успешной, сразу собирала кассу и получила всеобщее признание. Это не так: после «Железного человека» КВМ несколько лет ругали за однообразные сюжеты, перебор с комедией, одномерных злодеев — в принципе за то же, за что ругают до сих пор. Но когда персонажи первых картин пересеклись в «Мстителях», отношение к Marvel изменилось. Оказывается, у них была тактика, и они ее придерживались. Так почему, дорогие скептики, вы считаете, что плана больше нет? Происходящее в киновселенной Marvel сейчас здорово напоминает самую первую фазу: нас знакомят с новыми героями, в общих чертах показывают возможные глобальные угрозы, и мы еще не очень хорошо понимаем, как это будет переплетаться.

Да, спустя 15 лет и после эмоционального пика «Финала» не хочется начинать это путешествие заново, и это нормально! И ваша усталость от этой истории вполне объяснима; «Финал» не конечная, а промежуточная станция, но вы на ней имели полное право сойти. Однако поезд идет дальше. Впереди у Marvel два года по дороге к новому составу Мстителей, а где-то дальше за горизонтом возвращение Людей Икс. У DC, несмотря на тяжелое окончание предыдущей эпохи, впереди несколько лет реализации такого нужного видения Джеймса Ганна и шанс на неожиданные решения. Прямо сейчас на стримингах наверняка обсуждаются проекты самых радикальных и необычных сериалов на тему супергероики. Спасибо «Пацанам» и «Ванде/Вижну»!

«Ванда/Вижн»

Когда-нибудь мода на супергероев спадет. Однако если киностудии начнут активнее работать на более молодую аудиторию и искать подходящих персонажей для нее, то это случится небыстро. Поэтому, если вы преданы жанру и вас тревожит лавинообразная волна текстов о том, как все плохо, повторяйте про себя классический завет: скоро все изменится, а сейчас главное не бухтеть!

«Кинопоиск | Ждем» в Telegram

Ежедневные новости об ожидаемых фильмах и сериалах

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

24 апреля 20234
21 марта 20233
12 декабря 2023130
17 января32

Главное сегодня

Сегодня4
Сегодня5
час назад0
Сегодня0
Сегодня1
Вчера5
Вчера5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации